ЛИТТ Теодор

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛИТТ Теодор

(1880-1962) нем. философ, проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал Неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля (см. Гуссерль) и Неокантианством. Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии, педагогики. Осн. филос. вопросы сводятся Л. к учению о науке, наукоучению. Философия рассматривает науку как функцию духовной жизни, задача философии — исследование науки как одного из проявлений жизни. Он противопоставляет наукам о природе “науки о духе”, утверждая, что только последние способны преодолеть антитезу познания и жизни, природы и свободы, непреодолимую для естествознания. Гл. выводом из этого выдержанного в духе неокантианства противопоставления естествознания и истории является понятие т.н. духовной жизни как осн. всеохватывающей реальности. Духовное характеризуется Л. как внутренне присущий действительности процесс, к-рому свойственна направленность на опр. чувств. переживание. Основой всякого бытия является жизнь, к-рая понимается иррационалистически, в духе “философии жизни”, как целостность чувственно опр. направленных функций духа, “особенное душевное содержание конкр. субъекта”. Естествознание и науки о духе имеют дело не с разл. объектами, существующими независимо от науки, а представляют собой разл. функции духа. Науки о духе, в отличие от естествознания, постигают свой объект с помощью “понимания” (см. Понимание), т.е. интуиции, к-рая характеризуется в духе иррационализма как особая сверхинтеллектуальная способность приобщаться к предмету познания, существовать в нем, переживать особым образом постигаемое содержание. Источником “понимания” является эмоц. состояние духа, не связанное с чувств. восприятием материального мира. Соч.: Erkenntnis und Leben. Lpz.; В., 1923; Individuum und Gemeinschaft. Lpz., 1924; Ethik der Neuzeit. Tl. 1-2, Munch.; В., 1926; Wissenschaft. Bildung und Weltanschauung. В., 1928; Geschichte und Leben. Lpz., 1931; Einlei-tung in die Philosophic. Lpz.; В., 1933; Die Selbsterkenntnis der Menschen. Lpz., 1938; Mensch und Welt. Munch., 1948; Denken und Sein. Stuttg., 1948; Kant und Herder. Hdlb., 1953; Die Wiedererweckung des geschichtlichen Bewusstseins. Hdlb., 1956. Т. И. Ойзерман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЛИТТ Теодор
философ культуры и педагог; р. 27.12.1880 (Дюссельдорф) — ум. 16.7.1962 (Бонн); с 1919 по 1920 — профессор в Бонне, с 1920 по 1937 и с 1945 по 1947 — в Лейпциге, затем в Бонне; применял углубленный через критическое рассмотрение Гегеля дильтеевский метод понимания к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и общности для Литта есть встреча, в которой Я отзывается Ты, в которой Ты становится судьбой Я, и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т. е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт показал, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом, а именно вследствие первоначальной согласованности. Осн. соч.: Geschichte und Leben, 1918; Einleitung in die Philosophie, 1933; Der deutsche Geist und das Christentum, 1938; Die Selbsterkenntnis des Menschen, 1938; Protestantisches Geschichtsbewußtsein, 1939; Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkenntnis, 1941; Denken und Sein, 1948; Mensch und Welt. Grundlinien einer Philosophie des Geistes, 1948; Die Sonderstellung des Menschen im Reiche des Lebendigen, 1948; Staatsgewalt und Sittlichkeit, 1948; Die Weltbedeutung des Menschen, in: ZphF, 4 (1950); Naturwissenschaft und Menschenbildung, 1952; Hegel. Versuch einer kritischen Erneuerung, 1953; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt, 1955; Die politische Selbsterziehung des deutschen Volkes, 1955; Technisches Denken und Menschenbildung, 1957; Berufsbildung, Fachbildung, Menschenbildung, 1958; Wissenschaft und Menschenbildung im Lichte des West-Ost-Gegensatzes, 1958; Freiheit und Lebensordnung. Zur Philosophie und Pädagogik der Demokratie, 1962.
A. Reble. T. L, 1950; P. Vogel. T. L, 1955; J. Derbolav / F. Nicolin (Hgg.). Erkenntnis u. Verantwortung. Festschrift für T. L. (mit Bibi.), in: Alma mater 15 (1963); В. Bracht. Geschichtl. Verstehen u. geschictl. Bildung, 1968; L. Funderburk. Erlebnis — Verstehen — Erkenntnis. T. L.s System der Philos. aus erkenntnistheoret. Sicht, 1971; F. Klafki. Die Pädagogik T. L.s, 1980; J. Derbolav/C. Menze/ F. Nicolin (Hgg.) Sinn u. Geschichtlichkeit. Wert u. Wirkungen T. L.s, 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛИТТ Теодор

(17 дек. 1880 – 16 июля 1962) – нем. философ-идеалист; проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преим. вопросам культуры, социологии, педагогики. Осн. филос. вопросы сводятся Л. к учению о науке, наукоучению. Философия, по Л., рассматривает науку как функцию духовной жизни, задача философии – исследование науки как одного из проявлений жизни. Л. противопоставляет наукам о природе "науки о духе", утверждая, что только последние способны преодолеть антитезу познания и жизни, природы и свободы, непреодолимую для естествознания. Гл. выводом из этого выдержанного в духе неокантианства противопоставления естествознания и истории является понятие т.н. духовной жизни как основной всеохватывающей реальности. Духовное характеризуется Л. как внутренне присущий действительности процесс, к-рому свойственна направленность на определ. чувств. переживание. Согласно Л., основой всякого бытия является жизнь, к-рая понимается иррационалистически, в духе "философии жизни", как целостность чувственно определенных, направленных функций духа, как "особенное душевное содержание конкретного субъекта". Естествознание и науки о духе имеют дело, по Л., не с различными объектами, существующими независимо от науки, а представляют собой различные функции духа. Естествознание трактуется Л. в духе кантовского учения об априорных формах созерцания и мышления, как особый способ априорного категориального синтеза чувственно данного, являющийся проявлением духовной жизни, культуры. Предметом естествознания, с т. зр. Л., оказывается "бездушная вещность" как внешнее проявление духа. Объективность естествознания, всеобщее и необходимое значение положений математики, физики и др. наук является, по Л., свидетельством феноменального характера объектов естеств. наук. Естествознание не понимает, а лишь описывает, измеряет, конструирует. Науки о духе, в отличие от естествознания, постигают свой объект с помощью "понимания", т.е. интуиции, к-рая характеризуется в духе иррационализма как особая сверхинтеллектуальная способность приобщаться к предмету познания, существовать в нем, переживать особым образом постигаемое содержание. Источником "понимания" является эмоциональное состояние духа, не связанное с чувственным восприятием материального мира. В социологии Л. отвергает историч. необходимость, и сводит содержание обществ.-историч. процесса к свободным решениям индивидуумов. Истолкование историч. фактов, в свою очередь, становится мотивом историч. решения. Иррационалистич. тенденции неокантианской индивидуализирующей концепции истории доводятся Л. до предела. Л. утверждает, что историч. процесс лишен абсолютного смысла и обладает множеством относительных, субъективных смыслов. Соч.: Erkenntnis und Leben, Lpz.–В., 1923; Individuum und Gemeinschaft, 2 Aufl., Lpz., 1924; Ethik der Neuzeit, Tl 1–2, M?nch.–В., 1926; Wissenschaft, Bildung und Weltanschauung, В., 1928; Geschichte und Leben, 3 Aufl., Lpz.–В., 1930; M?glichkeiten und Grenzen der P?dagogik, 2 Aufl., Lpz., 1931; Einleitung in die Philosophie, Lpz.–В., 1933; Die Selbsterkenntnis der Menschen, Lpz., 1938; Mensch und Welt, M?nch., 1948; Denken und Sein, Stuttg., 1948; Kant und Herder..., 2 Aufl., Hdlb., 1949; Naturwissenschaft und Menschenbildung, Hdlb., 1952; Hegel, Hdlb., 1953; Die Wiedererweckung des geschichtlichen Bewusstseins, Hdlb., [1956 ]. Лит.: ?ixberg H., Soziologie und P?dagogik bei Willmann, Barth, Litt und Krieck, 2 Aufl., Langensalza, 1929; Vanselоw M., Kulturp?dagogik und Sozialp?dagogik bei Kerschensteiner, Spranger und Litt, 2 Aufl., В., 1930. Т. Ойзерман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.