ЛИТОВСКИЕ БРАТЬЯ
ЛИТОВСКИЕ БРАТЬЯ
представители реформационно-гуманистич. движения в Литве и Белоруссии 16 в. Первоначально движение Л. б. носило шляхетский характер. Видным деятелем Л. б. явился Симон Будный. Порвав с кальвинизмом, Л. б. придерживались арианских взглядов (см. Арианство), отрицали божественность природы Христа, нe признавали учения церкви о воскресении после смерти, верили в царство божие на земле. Противники упрекали Симона Будного и его сторонников в отрицании бессмертия души, обвиняли их в эпикуреизме. Социально-политич. требования Л. б. не шли дальше осуждения отд. отрицат. сторон крепостничества. За это Л. б. подвергались критике со стороны представителей крестьянско-плебейских масс, к-рые отрицали крепостничество, проповедовали равенство, выступали против войн. Наиболее последоват. рационалистич. воззрения Л. б., а также их утверждения о праве занимать обществ. должности и употреблять оружие вызывали возражения среди умеренного крыла т.н. польских братьев (социниан). На Лукловицком арианском соборе 1582 социниане добились осуждения Симона Будного как еретика. В 17 в. движение Л. б., не получив поддержки нар. масс, пошло на убыль. Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, К., 1876; Плисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христианское чтение", 1914, т. 242, ч. 1–2; Из истории филос. и общественно-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. XVI – нач. XIX в., Минск, 1962; Kot S., Szymon Budny der gr?sste H?retiker Litauens im 16. Jahrhundert, в сб.: Studien zur ?lteren Geschichte Osteuropas, Tl I, Graz–K?ln, 1956; Укра?нськi письменники. Бiо-бiблiографiч. словник, т. 1, К., 1960, с. 223. В. Корецкий. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.