ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
У литов. народности первобытное, анимистическое миропонимание, находившее свое выражение в фольклоре, сохранилось, несмотря на распространение католичества, вплоть до сер. 16 в. В 1-й пол. 16 в. в Литве началась Реформация [А. Кульветис (ок. 1510–45) и С. Райпайлионис (ок. 1485–1545) ]. Для усиления проповеди католицизма в 1578 в Вильнюсе была основана духовная академия иезуитов. Наиболее крупными идеалистами и схоластиками того времени были М. Смиглецкий (ок. 1550–1618), автор кн. "Логика" ("Logica...", 1618), и В. Тылковский (1629–95). Под влиянием философии Аристотеля находился издатель и редактор "Литовского статута" (1588) Лев (Леон) Сапега. Во 2-й пол. 17 в. в Литве начинает развиваться атеистич. и материалистич. мысль. В 1688 воспитанник академии иезуитов Лыщинский был обвинен в том, что он не признавал бога и бессмертие души. В сер. 18 в. Б. Добщевич (1722 – год смерти неизв.) – иезуитский софистик и догматик, сделал еще шаг по этому пути, посвятив свой гл. труд "Лекции по логике" ("Praelectiones logicae", 1761) разбору взглядов Ф. Бэкона, Локка, Гассенди, Декарта и др. англ. и франц. философов. В 1773 после упразднения в Литве ордена иезуитов Вильнюсская академия была реорганизована в Высшую школу Литвы, где был создан фак-т естеств. наук, профессора к-рого Л. Боянус (1776–1827) и его ученик Э. Эйхенвальд (1795–1876) развивали взгляды, близкие к эволюц. теории видов, проф. этого же ф-та Е. Снядецкий (1768–1838) в труде "Теория органических существ" ("Teoria jestestw organiczych", t. 1–2, 1804–11) защищал положение о том, что жизнь есть особая форма движения вещества, показывал связь организмов с окружающей средой. Большое влияние на развитие материалистич. взглядов оказал М. Почобут. Его ученик просветитель-материалист Я. Снядецкий (1756–1830) в филос. произведениях "О философии" ("О filozofii", 1819), "О метафизике" ("О metafizyce", 1819), "Философия человеческого рассудка" ("Filozofija umys?u Iudzkiego, czyli rozwa?ny wyw?d si? i dzia?a? umys??owych", 1822) и др. критиковал Канта и его последователей за априоризм в понимании познания. Пропагандируя взгляды Ф. Бэкона, Локка, Гельвеция и др. материалистов, он в целом оставался деистом. В естествознании материализм находил все большее признание, но в гуманитарных науках господствовали идеализм и теология. На фак-те моральных и политич. наук Вильнюсского ун-та преподавали: сторонник идеализма И. Канта М. Абихт (1762–1816) – автор книг по философии и логике ("Философия познания" – "Philosophie der Erkenntnisse", t. 1–2, 1791; "Система элементарной философии" – "System der Elementarphilosophie", 1795; "Философская энциклопедия" – "Encyclopedie der Philosophie", 1804, и др.), Довгирд (Даугирдас, 1776–1885), выступивший с доказательством первичности сознания, бессмертия души и свободы воли; приверженец идеалистич. взглядов Шеллинга И. Толуховский (1797–1858). Постепенно прогрессивная мысль проникает и в гуманитарные науки, что нашло отражение в творчестве основоположника литов. светской художеств. лит-ры К. Донелайтиса (1714–80; "Времена года" – "Metai", опубл. посмертно в 1818; рус. пер. 1946, нов. изд. 1964, и др.). Существенное влияние на развитие литов. обществ. мысли оказало развитие капиталистич. отношений, крест. выступления и идеи декабристов. В 1-й пол. 19 в. оформилось демократич. течение литов. обществ. мысли, к-рое представляли поэты-просветители Д. Пошка (1757–1830), А. Страздас (1763–1833) и К. Незабитаускис-Забитис (1779–1837), выдвигавший идеи утопич. социализма. Просветитель Даукантас раскрыл реакц. роль католич. церкви и Ватикана. Прогрессивные взгляды защищал в Литве польский ученый, проф. Вильнюсского ун-та Лелевель. Наиболее радикальные для того времени взгляды выразил один из руководителей восстания 1831 в Литве И. Гоштаутас (1800–71). Находясь в эмиграции во Франции, он издал на польском языке кн. "Господин судья, или Рассказ о Литве и Жемайтии" ("Pan s?dzic czyli opowiadanie о Litwie i ?mudzi", 1839), в к-рой резко критиковал крепостнич. систему и царское самодержавие. В нач. 2-й пол. 19 в. в связи с революц. ситуацией в России 1859–61 и под влиянием мощного крест. движения возникло революц.-демократич. течение. Руководители крест. восстания в Литве З. Сераковский (1826–63) и А. Мацкявичюс (1826–63), тесно связанные с белорус. революционером Калиновским, были учениками и последователями рус. революц. демократов. Центральной в их воззрениях была идея нар. революции. После подавления крест. восстания в Литве был установлен жестокий режим классового и нац. угнетения. Идеологи литов. буржуазии [историк И. Басанавичюс, писатель В. Кудирка (1858–99), И. Вилейшис и др. ] проповедовали примирение с царизмом, старались изолировать трудящихся Литвы от общероссийского революц. движения. Но и в этих условиях пробивала себе дорогу передовая обществ. и филос. мысль. Публицист и поэт И. Андзюлайтис (1864–1916) осуждал тиранию и эксплуатацию, проповедуя идеи социалистич. революции и пролетарского интернационализма, показывал связь клерикализма с интересами эксплуататорских классов. Революц.-демократич. идеи конца 19 в. были ярко выражены в творчестве И. Мачиса-Кекштаса (1867–1902), подчеркивавшего, что не искусство определяет жизнь, а наоборот. Он открыто осуждал националистич. идеологию литов. буржуазии и утверждал, что создателями всех материальных благ являются трудящиеся массы, к-рые остаются при капитализме голодными и бесправными. Сблизившись с рабочим движением, Мачис-Кекштас пришел к заключению, что единств. выходом для народа является революц. борьба. Однако он, как и И. Андзюлайтис, ошибочно считал буржуазию союзником литов. народа в борьбе против царизма. Под влиянием франц. материализма 18 в., материализма Фейербаха и рус. материалистич. философии в конце 19 – нач. 20 вв. формируются взгляды материалистов и атеистов (Адомайтиса, С. Матулайтиса, 1856–1956, Билюнаса, Шлюпаса, В. Дембскиса); определенную роль в этом сыграл также и вульгарный материализм Бюхнера. Литов. материалисты противопоставляли клерикальной идеологии естеств.-науч. знания и атеизм. Убежденные в неогранич. познаваемости мира, материалисты критиковали агностицизм и субъективный идеализм, противопоставляя им материалистич. теорию отражения. Однако они рассматривали познание как непосредств., фотографич. отражение объективной реальности в сознании, не видели качественного различия между чувств. и логич. формами познания, не понимали значения материальной практики. Материалисты создали большую популярную атеистич. лит-ру для интеллигенции и нар. масс: И. Шлюпас – "Спасение отверженного" ("I?ganymas vargdienio", 1886), "Бог, небо и ад" ("Dievas, dangus ir pragaras", 1893), "Религия или наука" ("Tikyba ar mokslas", 1895); С. Матулайтис – "Пармазон, или Страх гнева божьего" ("Parmazonas, arba dievo r?styb?s baisumas", 1897), "Смерть" ("Smertis", 1900), "Недра ада" ("Pragaro gelm?s", 1904), "Социальная роль религии" ("Socialin? religijos reiksm?", t. 1–2, [1932 ]; И. Адомайтис – "Этнология, или Наука о народах мира" ("Etnologija arba mokslas apie ?em?s tautas", 1903) и др. Они в основном правильно понимали историч. происхождение религии. Однако наличие религии объясняли лишь низким культурным уровнем нар. масс, веря в то, что религию можно преодолеть просветительством; только Матулайтис дошел до марксистского атеизма и стал революц. социал-демократом, активным участником революц. движения, пропагандистом диалектич. и историч. материализма в Литве. Билюнас, бывший участником рабочего движения, приветствовавший революцию 1905–07, к концу жизни отошел от революции, хотя и остался верен идеалам социализма. Шлюпас в ранний период деятельности выражал радикальные демократич. взгляды, однако он связывал ликвидацию социального неравенства с развитием науки и распространением просвещения. Адомайтис же от критики царизма с буржуазно-либеральных позиций перешел к критике капитализма, но так и не понял историч. роли пролетариата и теории науч. социализма. В 1886–87 в Вильнюсе возник первый марксистский кружок. В конце 80 – нач. 90-х гг. участники марксистских кружков начали активную пропаганду идей науч. социализма. Усилению влияния марксизма способствовали приезд В. И. Ленина в Вильнюс в 1895 и распространение в Литве (с 1901) ленинской "Искры". Революц. представители первых политич. рабочих организаций – с.-д. партии Литвы и Рабочего союза Литвы – Ф. Дзержинский, К. Залевский, М. Козловский и др. – в борьбе с оппортунистич. и националистич. взглядами руководства СДП Литвы отстаивали принципы марксистского пролетарского интернационализма. В период революции 1905–07 в публицистич. выступлениях Мицкявичюса-Капсукаса, ставшего одним из организаторов и руководителей компартии Литвы (основана в 1918), нашла свое отражение идея союза рабочего класса и крестьянства. Защищая филос. основы марксизма, Капсукас резко критиковал оппортунизм бернштейнианцев. Один из крупнейших пропагандистов марксизма в Литве З. Алекса-Ангаретис в кн. "Пути развития философско-историч. взглядов и К. Маркс" ("Filosofiniai-istorini? ра?i?r? keliai ir К. Marksas", 1912) и "Материалистич. понимание истории" ("Materialistinis istorijos supratimas", 1918) защищал и популяризировал осн. принципы историч. материализма. Он разоблачал идеализм бурж. и мелкобурж. партий, в частности идеалистич. содержание программных положений литов. эсеров о т.н. "высоком естественном законе", "о вечной истине" и т.д. Марксистские филос. и революц. идеи пропагандировал также пролетарский поэт И. Янонис (1896–1917). Большую роль в распространении марксизма сыграла пресса: газета социал-демократов "Vilnis" ("Волна"), выходившая в Риге в 1913–14; с.-д. газеты, изд. в Англии и США, "Socialdemokratas" ("Социал-демократ"), "Rankpelnis" ("Труженик"), "Kova" ("Борьба"), "Naujoji gadyn?" ("Новая эра"), ред. которой в 1915–17 был Капсукас; первая литов. большевистская газ. "Tiesa" ("Правда"), изд. с 12 апр. 1917. После свержения в Литве Сов. Республики и установления бурж. диктатуры начались преследования марксистов. В течение двух десятилетий в Литве господствовала философия католицизма – неотомизм, гл. представителями к-рой были профессора Теолого-филос. фак-та Каунасского ун-та: П. Бучис (1872–1951) – "Критерии веры" ("Tik?jimo kriterijus", 1919), "Человек и животное" ("?mogus ir gyvulys", 1920), "Краткая апологетика" ("Trumpa apologetika", 1922), "Курс теологич. энциклопедии" ("Teologijos enciklopedijos kursas", 1925), "Беседа о душе" ("Pasikalb?jimas apie siela", 1930), "Основа жизни" ("Gyvenimo pagrindas", 1930) – и П. Довидайтис (р. 1886) – ред. журн. "Kosmos" и "Logos", руководитель клерикальной организации учащихся "Ateitininkai" ("Будущники"). Одним из лидеров философии католицизма был прелат Дамбраускас, боровшийся с материализмом гл. обр. в области естествознания и логики. Теоретиком католицизма был С. Шалкаускис (1886–1941), пытавшийся "обновить" неотомизм с помощью неопозитивизма; ему принадлежит ряд книг по философии культуры, по нац. вопросу, педагогике и др. (нек-рую ценность представляют работы Шалкаускиса по филос. терминологии на литов. языке). С обострением кризиса бурж. строя в Литве происходит сближение двух реакц. идеологий – католицизма и фашизма. Эту тенденцию наиболее ярко выразил И. Тамошайтис – редактор журналов "Vairas" и "Eranus". Особое место среди литов. бурж. философов занимает Видунас (1868–1953), испытавший влияние как инд. идеалистич. философии (буддизма и гандизма), так и воззрений Канта, Гегеля, Л. Толстого и В. Соловьева. В книгах "Тайное величие человека" ("Slaptinga ?mogaus didyb?", 1907), "Происхождение судьбы" ("Likimo kilm?", 1908), "Путь человечества" ("?monijos kelias", 1915), "Жизнь нации" ("Tautos gyvata", 1920) и др. Видунас гл. внимание уделял проблемам человеч. личности. Основой всего существующего он считал абстрактную всеобщую "совокупность", отождествляемую им с богом. Пытаясь доказать первичность мистической "совокупности" и превращение, в конечном итоге, всех явлений в нее, Видунас в кн. "Строение Вселенной" ("Visatos s?ranga", 1907) изобразил сложную систему этих превращений, высказав одновременно диалектич. положения – о всеобщем характере развития, о взаимном превращении количества в качество и обратно, о взаимосвязи всеобщего и единичного и т.д. Утверждая противоречивость антагонистич. общества, Видунас вместе с тем уповал на мирный путь победы добра над злом, категорически отрицая классовую борьбу. В трудных условиях клерикально-фашистской реакции, в борьбе против идеализма и религии развивалась передовая обществ. и филос. мысль в бурж. Литве. Большую роль в распространении материалистич. философии в это время сыграл проф. И. Кайрюкштис (1896–1957, в сов. время – чл.-корр. АН Лит. ССР), к-рый в труде "Философия естествознания" ("Gamtos moksl ? filosofija", 1926), материалистически освещая процесс возникновения органич. природы из неорганич., возникновение жизни и человека, критиковал идеализм и его неопозитивистскую разновидность. Он опубликовал также неск. оригинальных и переводных атеистич. брошюр ("Азбука свободной мысли" – "Laisvosios minties ABC", 1934; "Куда идешь, католическая молодежь?" – "Kur eini katalik? jaunime?", 1925; "Христа не было" – "Kristaus ne buvo"; "Литва в тени крестов" – "Lietuva kry?i? ?e??liuose", и др.). Материалистич. взгляды в биологии активно пропагандировали проф. Каунасского ун-та П. Авижонис (1875–1939), Т. Иванаускас (р. 1882, ныне акад. АН Лит. ССР), И. Дагис (р. 1906, ныне член-корр. АН Лит. ССР), В. Лашас (р. 1892, ныне акад. АН Лит. ССР) и др. Значит. роль в распространении материализма в области естествознания сыграли профессора – астроном П. Славенас (р. 1901, ныне член-корр. АН Лит. ССР) и физик В. Чепинскис (1871–1940), хотя последний и сделал ошибку, оценив дарвинизм как метафизич. теорию. Антинауч. и реакц. характер расизма разоблачили проф. И. Бальджюс (р. 1902), Г. Зиманас (р. 1910) и др. Активно выступал против идеализма и религии журн. "Kult?ra" (1923–41), в к-ром было напечатано много статей по вопросам материалистич. философии и эстетики. В нем историк И. Гальвидис (р. 1896) опубликовал неск. работ по вопросам диалектич. материализма ("Диалектически-материалистич. мировоззрение", 1931, "Наука познания диалектич. материализма", 1932, и др.). Находившаяся в подполье компартия Литвы через свои печатные органы: "Tiesa" ("Правда"), "Komunistas" ("Коммунист"), "Balsas" ("Голос"), "Priekalas" ("Наковальня") и др., разоблачала бурж. идеологию, пропагандировала марксизм-ленинизм. Используя любые возможности для издания марксистской лит-ры, коммунисты в 1920 организовали в Каунасе кооперативное об-во "Швиеса" ("Свет"), к-рое издало книгу К. Маркса "Наемный труд и капитал"; вскоре это об-во было закрыто. В 1926 ЦК КП Литвы организовал др. общество – "Вильнис" ("Волна"), издавшее "Принципы коммунизма" Ф. Энгельса, но и оно после фашистского переворота (1926) было ликвидировано. В 1933 в легальной типографии в Каунасе была издана в сокращенном виде работа В. И. Ленина "Карл Маркс" под назв. "О К. Марксе и марксизме", с указанием только инициалов (В. И.) автора. В 1934 под назв. "Три источника" и с указанием на перевод с франц. была изд. работа В. И. Ленина "Три источника и три составных части марксизма". Для выпуска марксистской лит-ры использовались и нелегальные типографии, а также изд-ва за границей. Значит. работу в этом отношении проделали литов. прогрессивные организации в США. В издании марксистской лит-ры на литов. языке большую роль сыграли В. Капсукас и З. Ангаретис. За время подпольной деятельности КП Литвы выпустила неск. сот марксистских книг и брошюр, около 300 названий газет и журналов, около 3000 названий листовок. Установление Сов. власти в 1940 открыло новые возможности для дальнейшего развития марксизма. Во время Отечественной войны снова оживились бурж. идеологи и философы (П. Мацейна и др.); в 1944 они эмигрировали на запад, где включились в антисоветскую и антикоммунистич. пропаганду. В первые послевоен. годы марксистская мысль в Литве развивалась в трудных условиях ликвидации тяжелых последствий войны и острой классовой борьбы в деревне, разжигаемой бурж. националистами. С восстановлением и развитием экономики, победой колхозного строя и ликвидацией буржуазно-националистич. группировок марксистское мировоззрение одержало окончат. победу над бурж. идеологией и стало господствующим мировоззрением в Литве. Огромное значение в идеологич. борьбе имело издание на литов. языке произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, сочинений В. И. Ленина и др. марксистской общественно-политич. и филос. лит-ры. За годы Сов. власти в республике выросли новые филос. кадры (в 1961 – ок. 50 чел.), работающие в вузах и н.-и. учреждениях. В последние годы в республике вышел ряд исследований по проблемам истории обществ.-филос. мысли в Литве: И. Заксас, Борьба материализма в бурж. Литве против религии и идеализма в биологии (?;. Zaksas, Meterializmo kova bur?uazin?je Lietuvoje prie? religij? ir idealizm? biologijoje, 1956), "Расизм и евгеника в буржуазной Литве" ("Rasizmas ir eugenika bur?uazin?je Lietuvoje", 1959); по общефилос. вопросам: В. Мураускас, Религия и мораль (V. Murauskas, Religija ir moral?, 1959), "Коммунистическая мораль" ("Komunistin? moral?", 1960); H. Ицкович, Филос. основы господства человека над природой (N. Jckovi?ius, ?mogaus vie?patavimo gamtai filosofiniai pagrindai, 1959); H. Соловьев, Любовь, брак и семья (?. Solovjovas, Meil?, santuoka ir ?eima, 1958); по филос. вопросам естествознания: Т. Иванаускас, Развитие жизни (T. ?;vanauskas, Gyvyb?s raida, 1958); С. Павилонис, Происхождение человека (S. Pavilonis, ?mogaus kilm?, 1955) и др.; по вопросам религии и атеизма: Ю. Матулис, Наука в борьбе с суеверием и религией (J. Matulis, Mokslas kovoje su prietarais ir religija, 1949); Ю. Юргинис, Казимерас Лищинскис - основоположник атеизма в Литве (J. Jurginis, Kazimieras Ly??inskis -ateizmo pradininkas Lietuvoje, 1957); И. Рагаускас, Христианская мораль - орудие эксплуатации трудящихся (J. Ragauskas, Krik??ionsikoji dorov? -darbo ?moni ? i?naudojimo iraniks, 1951), "Как ксендзы обманывают трудящихся?" ("Kaip kunigai apgaudin?ja darbo ?mon?s?", 1954), "Католические религиозные праздники и обряды" ("Katalik? religin?s ?veht?s ir apeigos", 1958), "Женщины и религия" ("Moteris ir religija", 1959), "Ступайте, месса окончена!" ("Ite missa est!", 2 изд., 1960, рус. пер. 1961) и др.; Ю. Жюгжда, Реакционное католич. духовенство - вечный враг литовского народа (J. ?iug?da, Reakcin? katalik?, dvasi?kija -am?inas lietuvi? tautos prie?as, 1948) и др.; П. Пакарклис, Экономич. и юридич. положение католич. церкви в Литве (XV - XIX вв.) [Р. Раkarklis, Ekonomin? ir teisin? katalik? ba?ny?ios pad?tis Lietuvoje (XV-XIXa.), 1956 ]; Л. А. Адомаускас, Тайны священного писания (L. Adomauskas, Sventara??io paslaptys, 2 изд., 1960) и др. И. Мацявичус. Вильнюс.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.