ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
(от лат, littera — буква) — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь (словесные высказывания); совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
от лат. littera — буква) — вид искусства, в к-ром материальным носителем образности является речь (словесные высказывания). Воспроизводя (изображая) предметы, Л. х. вместе с тем в отличие от изобразительных искусств в собственном смысле слова (от живописи, скульптуры и др.) и от синтетических искусств (театра, кино, телевидения) имеет дело с образами «невещественными» (Лессинг), лишенными прямой зрительной достоверности (наглядности), т. к. слово не обладает чертами визуального сходства с тем, что обозначает. «Все другие искусства, подобно живой действительности, действуют прямо на чувства, поэзия действует на фантазию...» (Чернышевский). Невещественность образов, обусловливая нек-рую ограниченность Л. х., вместе с тем раскрывает перед ней уникальные познавательные перспективы: посредством слова реальность постигается компактно и оперативно во всей многоплановости ее проявлений, не только чувственно воспринимаемых, но и умопостигаемых. При этом Л. х. (что недоступно иным видам иск-ва) претворяет в предмет изображения речь как форму человеческого сознания и поведения (в виде диалогов и монологов, в т. ч. внутренних), постигая и воспроизводя процессы мышления с сопутствующими им эмоциями,намерениями, а также сферу духовного общения между людьми. В Л. х. (и только в ней) человек предстает говорящим — в качестве носителя речи. По верной мысли Гегеля, Л. х. распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух». Она выступает и как самое проблемное из иек-в: писатели и поэты нередко включают в произв. свои обобщающие суждения о жизни, тем самым сближая Л. х. с публицистикой или философией. Именно в ее сфере формируются направления в иск-ве нового времени: творческие программы классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и т. п. Л. х. обладает поистине бескрайними возможностями воспроизведения действий в широком смысле, т. е. процессов, протекающих во времени. При этом изображаемые посредством слова процессы (цепь поступков, намерений, мыслей, переживаний человека; циклические и поступательные изменения в окружающей его среде, в т. ч. природной) могут активно трансформироваться, растягиваться и сжиматься, а их отдельные «звенья» — меняться местами. Л. х. не имеет ресурсов для воссоздания пространства в его чувственно воспринимаемой достоверности, но ей доступны обобщенные пространственные представления (об удаленности и приближенности, просторе и тесноте, верхе и низе и т. п.), порой имеющие в произв. символическую значимость. Будучи невещественными, образы Л. х., однако, отнюдь не оторваны от сферы чувственно воспринимаемого: они будят у читателей яркие представления о видимой реальности. Л. х.— «это искусство пластического изображения посредством слова» (Горький). Речевая ткань произв. ( с ее синтаксисом) также обращена к слуховому воображению. «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складывающего ему фразу...» (Белый). В этом смысле Л. х. являет собой иск-во воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль. Л. х. имеет своим предшественником фольклор. Худож. словесность, обратившись к письменной форме бытования, освободилась от изначальных фольклорных синтезов и стала собственно Л. х., к-рая обрела значимость для широких слоев об-ва благодаря распространению грамотности, а также появлению книгопечатания. В эпохи становления наций и их культур Л. х. стимулирует формирование и упрочение литературного языка (в России решение этой исторической задачи было начато Ломоносовым, продолжено Карамзиным и завершено Пушкиным). Авторитет Л. х. в XIX в.. возрос вследствие интенсивного становления реалистического метода в иск-ве (Реализм). По словам Белинского, поэзия (в широком смысле) «представляет собою всю целость искусства» и есть его «высший род». Однако в совр. культурно-худож. ситуации она отнюдь не стоит над иными видами иск-ва, являясь в семье муз первой среди равных. В то же время, используя энергию воздействия слова на человеческое сознание, Л. х. имеет огромную познавательно-идеологическую значимость: лучшие ее произв. становятся, для об-ва актом самосознания, благотворно влияют на культурный кругозор и нравы читающей публики, способствуют ее эстетическому воспитанию. Можно выделить две осн-формы бытования Л. х.: в виде чтения, как такового, и в составе восприятия худож.-синтетических произв., где имеет место творческая интерпретация созданного писателями и поэтами худож. текста (инсценировки литературных .произв. в театре, кино и на телевидении, в т. ч. оперные, балетные и пантомимические спектакли и фильмы; вокальная музыка; иллюстрированные книги как соединение Л. х. с графикой).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
239.47 кб

Взятка в художественной литературе

Литвяк Лариса Геннадиевна
В данной статье анализируются известные литературные творения русских классиков, посвященные такому негативному явлению, как взяточничество.
Читать PDF
710.30 кб

Медицина и художественная литература

Гарусова Н. В.
Читать PDF
173.50 кб

Зачем читать художественную литературу

Нил Гейман
В статье показаны размышления и оценка Г. Нилом художественной литературы, ее значимости, воздействия на становление личности и невозможность без нее развития тонкого мировоззрения.
Читать PDF
364.12 кб

Художественная литература и ее объекты

Хауэлл Роберт
Исследуется проблема онтологического статуса героев литературных произведений. Рассмотрены различные способы решения этой проблемы в современной аналитической философии.
Читать PDF
226.85 кб

Сибирский город в художественной литературе

Кудинова И. Ю.
Рассматривается образ сибирского города, представленный в прозаических литературных текстах ведущих писателей г. Красноярска.
Читать PDF
158.74 кб

Художественный вымысел и литературная сказка

Уюкбаева Мереке Иманбековна
Читать PDF
240.52 кб

Проблема диалога в художественной литературе

Валипур Алирез
В статье анализируется феномен интертекстальности в пространстве художественных текстов и рассматриваются разные подходы к трактовке данного феномена.
Читать PDF
500.85 кб

Рекламные тексты в художественной литературе

Скуридина С.А., Масленникова И.А.
В статье рассказывается об использовании рекламных текстов и текстов объявлений в художественной литературе, указывается роль рекламной вывески одного из жанров рекламы в раскрытии авторского замысла.
Читать PDF
258.09 кб

Слово как символ в художественной литературе

Миничкин Павел Дмитриевич
В настоящее время происходит активное осмысление роли всего культурного наследия, в том числе представленных в нем символов.
Читать PDF
297.89 кб

Проблема портрета в художественной литературе

Кунавин О.Б., Кунавина И.И.
Статья посвящена исследованию средств портретной характеристики, служащих раскрытию действий персонажей, раскрывается идеализация или, наоборот, гротескные описания наружности человека, изобилующие сравнениями, метафорами, субъект
Читать PDF
161.48 кб

Художественная литература как феномен культуры

Коновалова В. П.
Читать PDF
413.46 кб

Психология личности в художественной литературе

Коржова Елена Юрьевна
Рассматривается значение художественной литературы для психологии личности. Представлена авторская типология личности персонажей мировой художественной литературы по основанию направленности личности.
Читать PDF
318.91 кб

Концепт мессия в художественной литературе ХХ века

Гришкова Лилия Владимировна
Читать PDF
204.15 кб

Граффити в субкультуре и художественной литературе

Трыкова Ольга Юрьевна
В статье рассматриваются особенности современных граффити (на основе текстов, собранных студентами педагогического факультета и самим автором).
Читать PDF
3.93 мб

Топос рекламы в художественной литературе XXI века

Люликова Анна Викторовна
Данная статья посвящена роли рекламы в структурировании художественного мира произведений XXI столетия.

Похожие термины:

  • НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    отрасль литературы, в образной форме рассказывающая о реальной жизни ученых, их творческих судьбах и духовном облике, о «драме» научных идей. Сочетает черты художественной, документальной и научн