ЛИРИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛИРИКА
(от греч. lyrikos — исполняемый под аккомпанемент лиры) — род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Лирика
(λύρα, λύριον лира, λυρικός) обыкновенно называют род поэзии, выражающий чувствования и помыслы поэта. Лирическая поэзия отличается от эпической и драматической. Название лирической поэзии произошло от того, что греческие поэты произносили свои стихи с аккомпанементом на лире.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Лирика
греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЛИРИКА
греч.-исполняемый под аккомпанемент лиры): художественный жанр, сложившийся наряду с эпосом и драмой в процессе исторического развития литературы. Основные стихотворные жанры лирики – элегия, романс, сонет, стихотворение (в узком смысле – как жанр), песня. Главный предмет отображения в лирике – внутреннее состояние человека, его настроения и переживания. Часто это собственные мысли и чувства автора, которые в поэтическом тексте становятся общезначимыми. Лирические произведения способны проникать в тайны самых тонких душевных движений и раскрывать новые возможности, грани человеческого общения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЛИРИКА
от греч. lyrikos—исполняемый под аккомпанемент лиры) — один из трех осн. родов худож. текста, наряду с эпосом, и драмой. В отличие от эпоса Л. чаще всего бессюжетна, в отличие от драмы субъективна. Особенность лирического произв. в том, что оно содержит и передает субъекту восприятия информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего — носителе авторской речи, а через, нее нередко и о собственном «я» поэта. Не случайно осн. свойством Л. часто считают способность эмоционально «заражать» (Толстой). Разумеется, для того чтобы «заражать» Л. должна выражать социально и культурно значимые эмоции и создавать образ носителя таких эмоций — «лирического героя». Народная, фольклорная, архаическая Л. связана с ритуалом (календарная, обрядовая Л.), к-рый, организуя бытовые ситуации, распределяет между их участниками социально значимые чувства. Напр., исполнительница погребального плача создает ритуализованную, культурно значимую модель эмоций, воспринимаемую окружающими как их собственные эмоции. В лирической поэзии нового времени поэт создает определенный со-циокультурный тип личности, эмоции и самый строй внутреннего мира к-рого
становятся достоянием коллектива- и языком общения между людьми данного социума. Поэтическая личность, возникающая в сознании читателя, слушателя на основании знакомства с различными текстами Л., как бы предшествует каждому отдельному лирическому произв. и получает самостоятельное бытие по отношению и к тому или иному тексту, и к биографической личности автора. Между последней и поэтическим «я» могут возникать сложные, диалектически противоречивые, а порой и драматические отношения. На одном полюсе возникает объективация лирического героя, отделение его от реального авторского «я», вплоть до создания пародийной маски и псевдобиографии (Козьма Прутков), на др.— полное романтическое слияние этих образов, перестройка поэтом реальной биографии по поэтическим канонам, «жизнестроительство». Неразличение биографического и поэтического «я» — обычное явление. Между тем любой биографический факт, попадая в. поэтический текст, меняет свой статус, превращаясь в факт семиотический и социокультурный. Это же следует сказать о проблеме «искренности» лирического произв., к-рую нельзя отождествлять с биографической реальностью. Искренность человеческого переживания становится фактом эпохальной искренности, только преображаясь в худож. текст и приобретая тем самым значение социокультурного выражения коллективной эмоций. Оплакивая в традиционных формулах чужого ей покойника, исполнительница погребального ритуала искренна. Она заражает аудиторию и сама заражается создаваемым ритуальным образом. А вот человечески искренний автор, но плохой Л. оказывается поэтически неискренним. Усложнение совр. Л. связано с обогащением социокультурных ролей в XX в. и с необходимостью противостоять нивелирующим тенденциям индустриальных процессов. Если высокая Л. талантливых поэтов XX в. эстетически поддерживает индивидуализацию общественных эмоций, выступая в качестве культурного противовеса обезличивающим процессам, то Л. буржуазной массовой культуры, а в нек-рых своих проявлениях и социалистической культуры для масс-(Популярное в искусстве) сама является частью этих процессов.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
216.07 кб

Металогический концепт "Дионис" в контексте новой мифологии Фр. Гёльдерлина: теория переводы лирика

Вольский Алексей Львович
В статье рассматривается проблема повой мифологии, разработанная в немецком романтизме. Миф понимался романтиками как философский концепт, и предлагались пути создания новой мифологии. Одним из создателей новой мифологии был Фр.
Читать PDF
286.12 кб

Семантическая граница в ранней лирике Георгия Иванова

Соколова Татьяна Сергеевна
В статье рассматривается специфика функционирования семантической границы между реальной и иллюзорной действительностью (мечтами, снами, воспоминаниями о прошлом) в структуре поэтического мира Георгия Иванова.
Читать PDF
364.08 кб

А. А. Фет и Кантова звездно-моральная тема в русской философской лирике

Калинников Леонард Александрович
Доказывается, что основоположником «звездно -морального» цикла в русской философской лирике в 40-е годы XIX века является А. А. Фет.
Читать PDF
218.91 кб

Диалог как универсальная форма авторского самовыражения в философской лирике: теоретический аспект

Дубовскова Е. Н.
В данной статье предпринята попытка изучения такой специфической формы выражения авторского сознания в философской лирике XIX века, как диалог, еще недостаточно исследованный в современном литературоведении.
Читать PDF
3.19 мб

«Физики» и «Лирики»: продолжение диалога

Эрекаев В. Д.
Читать PDF
582.66 кб

Становление романтического идеала в лирике Пушкина

Смирнов Александр Андреевич
The ideal is seen as the central organizing element of Pushkin`s romantic poetry. The poet`s ideal springs up on the basis of aesthetic beauty in the full sense, denying the ordered principles aimed at regulating poetical work.
Читать PDF
191.60 кб

Предел познания в философской лирике У. Вордсворта

Казакова Ирина Борисовна
Статья посвящена сопоставлению воззрений английского романтика У.Вордсворта с философской системой неоплатонизма. Особое внимание уделяется анализу неоплатонических элементов в стихотворении Вордсворта «Тинтернское аббатство».
Читать PDF
319.32 кб

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» И ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА КАК ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИ

Н. В. Беляева, И. Ю. Синельников
Проблема межпредметной интеграции весьма актуальна в современном школьном образовании, т.к. актуализация метапредметных связей при изучении учебных курсов и отдельных тем помогает их положительному взаимовлиянию.