ЛИППС Теодор

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ЛИППС Теодор
философ; p. 28.7.1851 (Валльхальбен, Пфальц) — ум. 17.10.1914 (Мюнхен), будучи профессором (с 1894); сделал анализирующую прошлое психологию основной наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по Липпсу, наук) и вообще для всей философии. Известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и в которой особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. Осн. соч.: Grundzüge der Logik, 1893 (рус. пер.: Основы логики, 1902); Vom Fühlen, Wollen und Denken, 1902; Leitfaden der Psychologie, 1903, 1906 (рус. пер.: Руководство к психологии, 1907); Ästhetik, 2 Bde., 1903—1906. Собр. соч.: Gesamtausgabe, 8 Bde., 1976 ff.
A. Pfänder (Hg.). T. L. zu seinem 60. Geburtstag, 1911; O. Külpe. Nekrolog zu T. L., in: Jb. der Münchener Akademie, 1915; H. Gothot. Grundbestimmungen über die Psychologie des Gefühls bei T. L., 1921.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛИППС Теодор

(1851— 1914) — нем. философ, психолог, эстетик, выдвинувший в работе «Эстетика пространства и оптико-геометрические иллюзии» (1897) теорию эмпатии, или вчувствования. Согласно этой теории, воспринимая к.-л. предмет, субъект совершает особый психический акт, проецируя на этот предмет свое эмоциональное состояние, в результате чеговозникают позитивные или негативные эстетические впечатления. Эти впечатления, по Л.. не пробуждаются худож. творением, а привносятся в него. Так, неодушевленные формы (архитектурные сооружения) при их восприятии ощущаются полными внутренней жизни: воспринимая их, субъект как бы подымается вместе с высокой линией, сгибается вместе с кругом и т. п. Л. считал, что именно этим объясняются геометрические иллюзии, когда, напр., вертикальная линия .воспринимается более длинной, чем в действительности, ибо наблюдатель в данном случае чувствует себя как бы вытягивающимся вверх. Данные о вчувствовании субъекта используются в психологии искусства. Теория Л. оказалась не способной предложить критерий, позволяющий отличить собственно эстетическую реакцию от др. форм вчувствования, не имеющих отношения к иск-ву, за что справедливо подвергалась критике. Эстетические взгляды Л. нашли выражение в его труде «Эстетика, психология красоты и искусства» в 2-х т. (1903—1906).

Источник: Эстетика: Словарь

ЛИППС Теодор

(28 июля 1851 – 17 окт. 1914) – нем. бурж. философ и психолог, субъективный идеалист. Приват-доцент и проф. в Бонне, проф. в Бреслау (с 1890), в Мюнхене (с 1894), основатель Мюнхенского психологич. ин-та. Л., наряду с Вундтом и Эббингаузом, наиболее крупный систематизатор нем. психологии конца 19 в. Работы Л., помимо общей теории психологии, охватывают широкий круг частных вопросов, связанных с психологией искусства. Л. придерживается схемы психофизич. параллелизма (см. "Основы психофизики", СПБ, 1903, с. 18). Выступая против материализма, Л. утверждает, что противоположность физического и психического не существует объективно, что это лишь два "аспекта", две фазы субъективного опыта, к-рые создаются и различаются самим субъектом, его мышлением (см. "Основы логики"– "Grundz?ge der Logik", 1893, рус. пер. 1902). Для психологич. системы Л. в целом характерно частичное стирание основного для нем. идеалистич. психологии конца 19 в. деления между концепциями "содержания сознания" (Вундт) и "интенционального психического акта" (Брентано). У Л. понятия субъекта, акта и объекта выступают как подчиненные по отношению к спиритуалистически понимаемой активности сознания – "переживанию". Субъективный идеализм послужил Л. основой для крайнего психологизма в логике: само мышление трактуется им лишь как психологич., субъективный факт. Поэтому стирается грань между психологич. и логич. аспектами сознания, и логика объявляется частью психологии. Психология вообще выступала у Л. как всеобъемлющая "наука о духе", основа философии. Объявляя психологию наукой "экспериментальной", Л. считал основным психологич. экспериментом "созерцание" психологом своей собственной духовной жизни. Под влиянием критики Гуссерля и Мейнонга у Л. появилась тенденция к "абсолютному объективному идеализму", что выразилось в разработке им полуфихтеанской концепции реального "Я", некоего безличного мирового "Я" ("Философия природы" – "Naturphilosophie", в кн.: W. Windelband [ред. ], Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts, 1907, рус. пер. 1914). Однако объективный идеализм у Л. переплетается с субъективным: об этом "трансцендентном субъекте", "психической реальности" мы знаем только через индивидуальное сознание. Философия истории, этика и эстетика Л. построены на субъективистской основе. Так, высшим нравственным правилом Л. считал пребывание "верным самому себе". При анализе "эстетических ценностей" Л. считает решающим фактором индивидуальную оценку. Соч.: Grundtatsachen des Seelenlebens, Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen, Hamb.–Lpz., 1899; Psychologie und Logik, M?nch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit, Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen, Bd 1–2, Lpz., 1907–12; в рус. пер. – Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905 ]; Руководство к психологии, СПБ, 1907. Лит.: Klemm О., Geschichte der Psychologie, Lpz.–В., 1911, изд. на англ. яз. ?. ?., [1914 ]; Ansch?tz G., Т. Lipps [Некролог ], "Arch. Ges. Psychol.", 1915, Bd 34. H. Мотрошилова, М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.