ЛИППС Ханс

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИППС (Lipps) Ханс
род. 22 нояб. 1889, Пирна - ум. 10 сент. 1941, Россия) - нем. философ, с 1936 - профессор во Франкфурте. Работал в области логики и антропологии. Как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно Л.Лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что "полагают" за различными словами. Осн. произв.: "Hermeneutische Logik", 1938; "Die menschliche Natur", 1942; "Untersuchungen zur Phдnomenologie der Erkenntnis", 1928; "Die Verbindlichkeit der Sprache", 1944; "Die Wirklichkeit des Menschen", 1954.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИППС Ханс
философ; p. 22.11.1889 (Пирна) — погиб 10.9.1941 (под Ленинградом, Россия); с 1936 — профессор во Франкфурте; работал в области логики и антропологии. Как специалист в области философии языка, он пытался, подобно Л. Лавелю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы действительной речи, исходя из идеи существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что, собственно, «полагают» под различными словами. Осн. соч.: Untersuchungen zur Phänomenologie der Erkenntnis, I—II, 1927—1928; Untersuchung zu einer hermeneutische Logik, 1938; Die menschliche Natur, 1941; Die Verbindlichkeit der Sprache, 1944; Die Wirklichkeit des Menschen, 1954. Собр. соч.: Werke, 5 Bde., 1976—1977.
J. Henningsfeld. Die Sprachphilos. Des20.Jh.s, 1982; W.v.d. Weppen. Die existentielle Situation in der Rede. Unters, zur Logik u. Sprache in der existentiellen Hermeneutik von H. L, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛИППС Ханс
22 ноября 1889, Пирна-на-Эльбе 0 октября 1941, погиб во время войны в России) — немецкий философ. С 1911 — ученик Гуссерля в Геттингене. Диссертация «О структурных изменениях растений в измененной среде» (1912). С 1913 изучал медицину, во время 1-й мировой войны — полковой врач. С 1920 вновь в Геттингене. В центре внимания Липпса анализ языка как средства адекватного описания многообразия мира. Кроме «деловой» установки человека по отношению к миру, в которой связь с вещами опосредуется той или иной системой научного знания, существует «изначальное отношение»: в трудах «К феноменологии познания» (1927— 28) и «К герменевтической логике» (1938) Липпс анализирует формы речевого и мыслящего поведения человека в повседневной жизни, в непосредственном обращении с вещами, создавая т. н. «герменевтическую» логику, рассматривающую связь логических форм с жизнью и выполняющую по отношению к ним функцию истолкования. Подход Липпса нарушает традиционную иерархию логических форм: основным становится умозаключение, возникающее в реальной жизни в тот момент, когда неопределенность ситуации требует незамедлительного решения, а вещи «недостаточно ясно говорят сами за себя»; слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или положения вещей, оно активно взаимодействует с ситуацией, проясняя и тем самым изменяя ее. Вследствие изменения аспекта — вместо «истинности» анализируются «правильность» и «соответствие» (правильным является вообще всякое «целесообразное поведение») —Липпс обращается к таким формам речи, которым традиционная логика, по его мнению, уделяла недостаточное внимание: просьба, вопрос, ответ, обещание. Co4: erke, Bd. 1-5. Fr./M., 1976-78. Лит.: BolInowO.-Fr. Studien zur Hermeneutik, Bd. 2. Freiburg—Munch., 1983.
И. А. Михаилов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛИППС (Lipps) Ханс
1889-1941) - нем. философ. Занятиям Л.философией предшествовало серьезное изучение естественных наук (в 1912 Л. защитил диссертацию "О структурных изменениях растений в измененной среде") и медицины. В 1927-28 выходит в свет первый том труда Л. "Исследования по феноменологии познания", главной темой которого выступает проблема "вещи и ее свойств". Уже в этом сочинении определение "свойств" вещей осуществляется на основе практического обращения с ними. Естественнонаучные иссследования Л., его ученичество у Гуссерля и А.Райнаха, а также его увлечение прагматизмом и экзистенциальной философией предопределяют смещение внимания Л. с феноменологического анализа познания на анализ языка как средства возможно более полного описания многообразия мира. Основным препятствием такому описанию Л. считает традиционную концепцию истинности и заключенное в традиционной логике представление о языке как совокупности нейтральных меток, "этикеток", лишь отражающих определенное мыслительное содержание. Нацеленность логики на поиск "объективного содержания" речи приводит к тому, что вместо действительного человеческого языка ее объектом становится усеченный и препарированный язык: в логике не остается места вопросам, советам, просьбам, примерам, непроизвольным высказываниям, омонимам и т.д. Поиск оснований новой логики Л. ведет в том же направлении, в каком шел Георг Миш, пытавшийся "построить логику на почве философии жизни". Эта логика получает название "герменевтической". Ее разработке посвящен второй том "Исследований по феноменологии познания" - "ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ" (1938).
Герменевтическая логика не довольствуется анализом готовых, ставших форм, но начинает с исследования ситуации, в том виде, как последняя отливается в слове. Выступая против стереотипного понимания слова как выражения некоего "объективного содержания", Л. - как и Хайдеггер, обращается к аристотелевскому понятию " логоса", в котором слово и мысль находятся в неразрывном единстве. Л. не отрицает того, что слово может выступать в качестве знака, заместителя некоторого объекта, но обращает внимание на существование принципиально иного типа знаков. Понимание значения этих знаков предполагает определенное поведение. Исследуя всю совокупность знаков, используемых человеком в жизненно-практическом обиходе, Л. выявляет две различные установки бытия человека в мире: "деловое"(при котором человек, не соприкасаясь с вещами непосредственно, оперирует абстрактными понятиями, изучая последние сквозь призму той или иной науки) и "изначальное" (при котором человек находится один на один с вещами). Поскольку в последнем отношении человек выступает в качестве вопрошающего, герменевтическая логика соотносит любую речевую форму с тем "вопросом" , ответом на который она является. Оказываясь ответом на вопрошание, слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или внешнего положения вещей. Слово есть "прорыв" в существовании человека. Однако, будучи ситуативным, слово есть лишь один из первых таких прорывов: оно проясняет ситуацию, "подводит меня к вещи", но "не дает ее мне". Анализируя эту особенность слова, Л. находит для языковой реальности инвариант феномена, используемого Дильтеем для анализа душевной жизни - ее "контекстуальность", "связность", "взаимосвязь", а Гуссерлем - для анализа предметностей сознания ("горизонт"). Оригинальный сплав феноменологических и экзистенциально-герменевтических идей сделало мысль Л. особенно привлекательной в контексте философской герменевтики.
Werke. Fr./M., 1976-78.
O.-F. Bollnow. Studien zur Hermeneutik. Bd.2. Freiburg, Munchen, 1983.

Источник: Современная западная философия: словарь