Липперт Юлиус

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛИППЕРТ Юлиус
1839-1909) - нем. историк и этнограф. В возникновении религии Л. гл. значение придавал эмоциям перво-бытн. человека, особенно страху смерти. Анимизм и предков культ лежат, по Л., в основе всех позднейших религий.

Источник: Атеистический словарь

ЛИППЕРТ Юлиус
(Lippert, 1839 - 1909) - немецкий свободомыслящий историк и этнограф-эволюционист. Помимо общих вопросов истории культуры (гл. труд - «История культуры»), специально занимался историей ранних форм религии. Происхождение религии Л., подобно Г. Спенсеру и отчасти Э. Тэйлору, выводил из веры в душу, но, в отличив от этих ученых, придавал значение не «размышлениям» первобытного человека, а эмоциям, особенно страху смерти. Из культа душ и культа предков Л. выводил и все более поздние формы религии. Он, в частности, одним из первых показал дикарские основы др.-евр. религии и Библии («Культ душ в его отношении к др.-евр. религии», 1881). Его «Всеобщая история жречества» (2 т., 1883—-1884), написанная в антиклерик. духе, богата фактич. материалом. Взгляды Л. материалистичны, но во многом односторонни и упрощенны.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Липперт Юлиус

(1839-1909) австр. историк культуры, этнограф и религиовед, культуролог эволюц. направления. Л. выводил все формы культуры из трудовой деятельности человека, полагая, что культурное развитие человеч. об-ва имеет общие закономерности. Он считал, что нет оснований отделять первобытную историю человечества от последующих периодов его развития, поскольку на протяжении всей истории действуют одни и те же факторы. Однако, пишет Л., никакое человеч. воображение не в силах полностью охватить картину сложного движения нитей, образующих пеструю ткань культурной работы. Поэтому Л. прослеживает только развитие материальной культуры человечества, историю его обществ. учреждений и развитие языка, письменности, религии и мифологии. Говоря об истории человеч. представлений о Боге, Л. утверждает, что религ. воззрения “некультурного” и “культурного” человечества непременно должны иметь связь между собою, причем религию “некультурных” народов следует считать лишь более простой и менее развитой, чем религия “культурного” человека. При этом Л. рассматривает религию с т. зр. человеч. представлений и поступков, отмечая лишь одно различие между религ. воззрениями обоих периодов: первобытный человек только видит явления и как бы регистрирует их в своих религ. представлениях; на известной же ступени культуры человек начинает интересоваться явлениями ради познания их, старается открыть их причину. Л. предложил рассматривать религию как цельное миросозерцание, в к-ром соединяются две части: объективная, т.е. продукт наших представлений о вещах, и субъективная, служащая нормой, к-рая определяет наши поступки, чувствования и мышление. Соч.: Die Religionen der europaischen Kulturvolker, der Litauer, Slaven, Germanen, Griechen und Romer, in ihrem geschichtlichen Ursprunge. В., 1881; Allgemeine Geschichte des Priesterthums. Bd. 1-2. В., 1883; История культуры в отд. очерках. СПб., 1902. И.Л. Галинская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии