ЛИОТАР ЖАН-ФРАНСУА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИОТАР ЖАН-ФРАНСУА

французский философ (р. Версаль, 1924). Сотрудничал в журнале «Социализм или варварство». Предмет его исследований — теория искусства, различные формы дискурса («Дискурс, фигура», 1971) и фрейдо-марк-сизм («Безотчетно-побудительные механизмы», 1973). Старается показать, что в основе политической экономии лежат желания и их изменения («Либидальная экономика», 191 А).

Источник: Философский словарь

ЛИОТАР ЖАН-ФРАНСУА
(1924-1998)- французский философ, основатель философского постмодернизма. Считал, что развитие науки привело ее к самоотрицанию. На смену науке в информационном обществе пришла, мол, агонистика прагматических языковых игр. Тезис о самоотрицании науки несостоятелен. Наука отрицает свои устаревшие формы, не более того. Разработанная Л. концепция широко используется в гуманитарных науках, особенно при попытках осмыслить плюрализм тех или иных воззрений.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЛИОТАР Жан Франсуа
французский философ; р. 10.8.1924 (Версаль) — ум. 24.4.1998 (Париж); в рамках «постмодернизма» сформулировал в качестве основной проблемы современности столкновение гетерогенных типов обсуждения, различных видов знаний и форм жизни и пытался через «новое прочтение» философов, таких, как Кант и Витгенштейн, создать новую философию, которая своим появлением обязана наличию разногласий. Осн. соч.: La phénoménologie, 1954; La condition postmodeme, 1979, нем. изд. 1986 (рус. пер.: Состояние постмодерна, 1998); Le différend, 1983, нем. изд. 1987; Economie libidinale, 1973, нем. изд. 1984; L’enthousiasme, 1986, нем. изд. 1988.
W. Welsch. Unsere postmodeme Moderne, 1987; W. ReeseSchäfer, W. Van Reijen, D. Veermann. L. zur Einf., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛИОТАР ЖАН ФРАНСУА
1924-1996) – французский философ, постмодернист,  преподавал  философию  в  университетах  Парижа,  США,  Канады.  В юношеские годы симпатизировал марксизму, занимался психоанализом, разделял леворадикальные идеи. Разработал концепцию  «нерепрезентативной эстетики», стремясь «спасти честь мышления после Освенцима»: трагедия тоталитаризма в Европе связана с самой сутью европейского мышления, которое ориентировано на поиск безальтернативной истины (идея христианского спасения, эмансипации, научно-технического прогресса и т.п. Он выявляет в  европейской культуре тенденцию формализации знаний. Основной формой употребления знаний являются нарративы – повествовательные структуры, которые организуют определенный вид дискурса в определенные исторические периоды. Он выделяет: 1) «легитимирующие» макронарративы, цель которых – обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов; 2) «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность  обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (напр., семьи), и не  претендуют на позиции власти; 3) сам дискурс является метанаррацией и создает «социальную мифологию»,  которая поддерживает функционирование всех механизмов управления.  Деятельность  Лиотара  характеризуется  постоянной  оппозицией  метанарративам (рассказам) и обобщенности. Эти «мета-нарративы»  являются грандиозными, крупномасштабными доктринами и философиями мира, типа исторического  прогресса, познаваемости всего наукой, или возможности абсолютной свободы, в которые человечество  уже давно не верит. Постсовременность характеризуется  также  большим количеством микро-нарративов.  Для  анализа этого понятия  Лиотар  рассматривает  термин  «языковые  игры»,  называя  его  иногда«фразовым режимом», обозначая разнообразие общностей значений, неисчислимые и несоизмеримые отдельные системы, в которых производятся значения и правила для их циркуляции.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЛИОТАР Жан-Франсуа
(1924 - 1998) - французский философ, представитель философии постмодернизма. Принадлежал к левомарксистской группе «Социализм или варварство», увлекался феноменологией. Вместе с Ж. Дерридой основал Международный философский колледж. Автор работ «Дискурсы, фигуры» (1971), «Ситуация постмодерна» (1979), «Спор» (1983). Широкую известность Лиотару принес цикл работ, посвященных постмодернизму. Отличительным признаком эпохи постмодерна, по Лиотару, является недоверие в отношении метарассказов, т. е. в отношении объяснительных систем, служащих для «самооправдания буржуазного общества» и навязываемых властью. Европейская культура прошла через христианство, эмансипацию, социализм, технологию как различные способы осуществления диктата одного, единственного повествования нал всеми типами множественных повествований. Современная культура представляет собой множество разнообразных взаимонесоизмеримых языковых игр. Любой субъект социальной системы способен произносить «хорошие» высказывания всех типов (денотативные, прескрептивные, перформативные), т. е. обладает равной компетенцией. Эпоха постмодерна, оттачивая чувствительность людей к различиям языковых игр, усиливает способность человека выносить их взаимонесоизмеримостъ. Особое внимание Лиотара привлекает факт институциализации любой заранее определенной позиции, в том числе и инсгатутипизация «великого отказа» от «классической культурной традиции» искусством авангарда. Институции накладывают ограничения на правила игры, побуждая автора высказывания говорить об определенных вещах и в определенной манере. Каждый из институтов стремится узаконить себя не только в качестве истинного, но и справедливого. Так, наука выступает как совокупность денотативных высказываний, т. е. высказываний, выражающих описание предметов, которые могут быть оценены с точки зрения ИСТИНЫ ИЛИ ЛЖИ. Дополнительными ограничениями научного дискурса являются доступность предметов эксплицитным условиям наблюдения, возможность решить вопрос О принадлежности высказывания релевантному языку, обращение требуемой компетенции только к лицу, высказывающему суждения. По мнению Лиотара, наука не может легитимировать не только другие языковые игры, но и саму себя. Эпоха постмодерна - это эпоха делигитимации, равноправия различных типов нарративного знания, которое передает набор прагматических правил, конституирующих социальную связь. (Лозунг междисциплинарности в наибольшей степени соответствует научному знанию этого периода.) Наиболее приспособлена к многообразию языковых игр нарративная (повествовательная) форма рассказа-сообщения, которая с древних времен играет огромную роль в интеграции социума. В повествовании свободно сочетаются описательные, предписывающие, оценивающие и другие высказывания. Повествование, способное производить новые высказывания, предполагает общение людей и включает в себя признание гетероморфности языковых игр, множественности конечных метааргументов и требует свободного доступа к носителям информации и банкам данных. Последнее требование особенно важно, поскольку легитимация научного знания и образования осуществляется в современной социальной системе как наследнице эпохи модерна через эффективность (наилучшее соотношение вход-выход) и результативность знаний.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЛИОТАР Жан-Франсуа
10 августа 1924, Версаль — 24 апреля 1998 — Париж) — французский постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции постмодернизма и постнеклассической науки. Преподавал философию в университетах Парижа, в 1972—87 — профессор университета Сент-Дени, преподавал также в различных университетах США и Канады. В книге «Состояние постмодерна. Доклад о Знании» (La condition postmodeme, 1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества. Научный, философский, эстетический и художественный постмодернизм связывается им с неверием в метаповествование, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма языковой игры вытеснили «великие рассказы» о диалектике, просвещении, антропологии, герменевтике, структурализме, истине, свободе, справедливости и т. д. Прогресс современной науки превратил цель, функции, героев классической и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматические ценности антииерархической, дробной, терпимой постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к гетерогенности объектов. Специфика состояния постмодерна заключается в разочаровании в недавнем идеале научности, связанном с оптимизацией систем, их мощью и эффективностью. Соотнесение научных открытий с вопросами этики и политики высветило опасность превращения нового знания в информационный товар — источник наживы и инструмент власти. В этой связи оценки истинности и объективности научного познания дополняются ценностно-целевыми установками не только на эффективность, но и на справедливость, гуманистичность, красоту.
Введение эстетического критерия оценки постнеклассического знания побудило сконцентрировать внимание на ряде новых для философии науки тем: проблемное поле — легитимация знания в информатизированном обществе; метод — языковые игры; природа социальных связей — современные альтернативы и постмодернистские перспективы; прагматизм научного знания и его повествовательные функции. Научное знание рассматривается как своего рода речь — объект исследования лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, машинного перевода. Признаком постмодернистской ситуации является отсутствие как универсального повествовательного метаязыка, так и традиционной легитимации знания. Особенно бурно этот процесс идет в эстетике. Постмодернистская эстетика отличается многообразием правил языковых игр, их экспериментальностью, машинностью, антидидакгичностью: корень превращается в корневище, нить — в ткань, искусство — в лабиринт. Правила эстетических игр меняются под воздействием компьютерной техники.
Постмодернистский этап развития искусства Лиотар определяет как эру воображения и экспериментов, время сатиры. Солидаризируясь с Адорно и Джойсом, он провозглашает единственно великим искусством пиротехнику — «бесполезное сжигание энергии радости». Подобно пиротехнике, кино и живопись производят настоящие, т. е. бесполезные, видимости — результаты беспорядочных пульсаций, чья главная характеристика — интенсивность наслаждения. Если в архаических и восточных обществах неизобразительное абстрактное искусство (песни, танцы, татуировка) не препятствовало истечению либидозной энергии, то беды современной культуры порождены отсутствием кода либидо, торможением либидозных пульсаций. Цель современного художественного и научного творчества — разрушение внешних и внутренних границ в искусстве и науке, свидетельствующее о высвобождении либидо.
В книге «О пульсационных механизмах» (1980) Лиотар определяет искусство как универсальный трансформатор либидозной энергии, подчиняющийся единственному правилу — интенсивности воздействия либидозных потоков. Ядром его «аффирмативной либидозной экономической эстетики» — прикладного психоанализа искусства — является метафизика желаний и пульсаций, побуждающая исследовать функционирование механизмов влечения применительно к литературе, живописи, музыке, театру, кино и другим видам искусства.
Лиотар считает постмодернизм частью модернизма, которая спрятана в последнем («Постмодернизм для детей», 1986). В условиях кризиса гуманизма и традиционных эстетических ценностей (прекрасного, возвышенного, гениального, идеального) мобильная постмодернистская часть вышла на первый план, обновив модернизм плюрализмом форм и технических приемов, а также сближением с массовой культурой.
Соч.: Des dispositifs pulsionnels. P., 1980; Le postmoderne explique aux enfants. P., 1986; Derive a partir de Marx a Freud. P., 1994; Ответ на вопрос: что такое постмодерн? — В кн.: Ad Marginem93. M., 1994; Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме.— «Ступени. Философский журнал» (СПб.), 1994, № 2(9); Переписать современность.— Там же; Заметки о смыслах «Пост».— «Иностранная литература», 1994, № 1; Состояние постмодерна. СПб., 1998. Лит.: J. F. Lyoiard. Cuxhaven, 1989.
Б. Маньковская

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛИОТАР ЖАН-ФРАНСУА

(1924-1998) франц. эстетик-постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры Постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге “Постмодернистская ситуация. Доклад о знании” (1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального об-ва. Научный, философ., эстетич., художеств. постмодернизм он связывает с неверием в метаповествование, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма языковой игры вытеснили “великие рассказы” о диалектике, просвещении, антропологии, герменевтике, структурализме (см. Антропология, Герменевтика, Структурализм), истине, свободе, справедливости и т.д., основанные на духовном единстве говорящих. Прогресс совр. науки превратил цель, функции, героев классич. и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматич. ценности антииерархичной, дробной, терпимой постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к дифференциации, несоизмеримости, гетерогенности объектов. Введение эстетич. критерия оценки постнеклассич. знания побудило концентрировать внимание на ряде новых для философии науки тем: проблемное поле — легитимация знания в информатизированном об-ве, метод — языковые игры; природа социальных связей — совр. альтернативы и постмодернистские перспективы; прагматизм научного знания и его повествоват. функции. Научное знание рассматривается как своего рода речь — предмет исследования лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, машинного перевода. Специфика постмодернистской ситуации заключается в отсутствии и универсального повествоват. метаязыка, и традиц. легитимации знания. В совр. условиях, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются. Особенно бурно этот процесс идет в эстетике. Постмодернистская эстетика отличается многообразием правил языковых игр, их экспериментальностью, машинностью, антидидактичностью: корень превращается в корневище, нить — в ткань, искусство — в лабиринт. Кроме того, правила эстетич. игр меняются под воздействием компьютерной техники. Постмодернистский этап развитии искусства Л. определяет как эру воображения и экспериментов, время сатиры. Эстетич. наслаждение отличается бесполезностью: спичкой можно зажечь огонь без всякой цели, чтобы им полюбоваться. Тогда произойдет разрушение энергии, ее потеря. Так и художник, творящий видимость, напрасно сжигает вложенную в нее эротич. силу. Солидаризируясь с Адорно и Джойсом, Л. провозглашает единственно великим искусством пиротехнику, “бесполезное сжигание энергии радости”. Подобно пиротехнике, кино и живопись производят настоящие, т.е. бесполезные видимости — рез-ты беспорядочных пульсации, чья главная характеристика — интенсивность наслаждения. Если в архаич. и вост. об-вах неизобразит. абстр. искусство (песни, танцы, татуировка) не препятствовало истечению либидозной энергии, то беды совр. культуры порождены отсутствием кода либидо, торможением либидозных пульсаций. Цель совр. худож. и научного творчества — разрушение внешних и внутр. границ в искусстве и науке, свидетельствующие о высвобождении либидо. В книге “О пульсационных механизмах” (1980) Л. определяет искусство как универсальный трансформатор либидозной энергии, подчиняющийся единств. общему правилу — интенсивности воздействия либидозных потоков. Ядром его “аффирмативной либидозной экон. эстетики” является бьющая через край метафизика желаний и пульсаций, побуждающая исследовать функционирование пульсационных механизмов применительно к лит-ре, живописи, музыке, театру, кино и другим видам искусства. Критикуя Фрейда за приверженность к изобразительности, удовлетворяющей сексуальные влечения путем символич. замещения, он видит задачу постмодернистского искусства в методич. раскрытии логики функционирования либидозных механизмов, логики их системы. Для этой системы характерны мутации бесхозных желаний. Искусство для Л. — превращение энергии в другие формы, но механизмы такого превращения не являются социальными либо психическими. Так, в живописи либидо подключается к цвету, образуя механизм трансформации своей энергии путем покрывания холста краской, ногтей — лаком, губ — помадой и т.д. Если подключить либидо к языку, произойдет превращение либидозной энергии в аффекты, душевные и телесные движения, порождающие в свою очередь войны, бунты и т. п. Свой подход Л. называет прикладным психоанализом искусства. Его применение к постмодернистской живописи приводит к заключению о приоритете беспорядка, свидетельствующем о том, что живописец стремится заменить недосягаемую природу, непостижимую действительность преображенными объектами своего желания. Совр. театр видится Л. застывшим созвездием либидозных аффектов, слепком их мощи и интенсивности. Театр должен извлекать высочайшую энергию из пульсационных потоков, изливая ее в зал, за кулисы, вне театрального здания. Подобное извержение трансформированной либидозной энергии должно привести к рождению энергетич. театра, первые намеки к-рого Л. усматривает в опытах театр. постмодернизма. А кино будущего, по его мнению, располагается на двух полюсах кино, понятого как графика движений в сферах неподвижности и подвижности. Наиболее перспективна для киноискусства неподвижность, т.к. гнев, ярость, изумление, ненависть, наслаждение, любая интенсивность — это движение на месте. Идеальным подобием интенсивнейшего фантазма является живая картина. Последняя, отождествляемая с эротич. объектом, пребывает в покое, субъект же — зритель — перевозбужден, но его наслаждение бесплодно, либидозный потенциал сгорает зря, происходит “пиротехнический” эстетич. эффект. Л. считает постмодернизм частью модернизма, спрятанной в нем (Постмодернизм для детей, 1986). В условиях кризиса гуманизма и традиц. эстетич. ценностей (прекрасного, возвышенного, совершенного, гениального, идеального), переживаемого модернизмом, необратимого разрушения внешнего и внутр. мира в абсурдизме (дезинтеграция персонажа и его окружения в прозе Джойса, Кафки, пьесах Пиранделло, живописи Эрнста, музыке Шенберга), чьим героем стал человек без свойств, мобильная постмодернистская часть вышла на первый план и обновила модернизм плюрализмом форм и технич. приемов, сближением с массовой культурой (см. Массовая культура). Соч.: La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P., 1979; Les Dispositifs pulsionnels. P., 1980; Le postmoderne explique aux enfants. P., 1986. Н.Б. Маньковская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
472.91 кб

«Модерн»/«Постмодерн»: история контроверзы в работах Юргена Хабермаса и Жана-Франсуа Лиотара

Семашко И. М.