лингвистика когнитивная
лингвистика когнитивная
ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ — направление в языкознании, сложившееся в 70-х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике. В отечественной литературе часто используется выражение «когнитивная семантика». Основная познавательная установка Л. к. состоит в объяснении языковых явлений с помощью моделирования ментальных структур и процессов, недоступных непосредственному наблюдению. Наибольшее значение придается описанию способов представления и переработки знаний. Последние рассматриваются в когнитивной лингвистике как объективно существующая ментальная реальность, не зависящая от языка, а, напротив, детерминирующая процессы порождения и восприятия языковых выражений. Исследовательские принципы, положенные в основу Л. к., являются развитием идей Н. Хомского и связанной с его именем генеративной лингвистики (см. Лингвистика генеративная). Однако если Хомский и его последователи рассматривают структуры сознания лишь постольку, поскольку они являются механизмами порождения языковых явлений, то для Л. к. язык выступает средством выражения когнитивных процедур и систем представления знания, которые могут моделироваться сами по себе. Поскольку в центре внимания оказываются не языковая (как у Хомского), а когнитивная деятельность, Л. к. можно квалифицировать не только как направление в языкознании, но и как раздел так называемой «когнитологии» (cognitive science), предметом которой является структура и функционирование знания. Вследствие этого Л. к. рассматривается чаще не как естественное продолжение, а как альтернатива генеративной лингвистике. Показательно, что представители каждого из этих направлений, как правило, относятся к представителям другого как к оппонентам. Вместе с тем Л. к. обнаруживает существенную близость к генеративной, поскольку представляет собой возможную альтернативу тем направлениям в теории познания и философии языка, которые рассматривают язык в качестве исходной реальности. Таковы, в частности, исследовательские направления, ориентированные на языковую прагматику (см. Прагматика) и делающие основным предметом рассмотрения публично интерпретируемые, интерсубъективно значимые факты употребления языка. Для таких направлений ментальные структуры, связанные с представлением и обработкой знания, есть нечто вторичное и, как правило, неинтересное для исследователя, поскольку знание возникает и существует только в рамках коммуникативной языковой деятельности. Л. к. предполагает совершенно иную концепцию знания, рассматривая его как факт сознания, обусловленный человеческой психикой и физиологией. Появление Л. к. в начале 1970-х связывают с работами амер. лингвиста У Чейфа, посвященными объяснению структуры англ. предложений (прежде всего, порядка слов и интонаций), а также грамматических категорий определенности/неопределенности, Чейф объяснил порядок слов и интонационную структуру предложения характером когнитивных усилий, прилагаемых говорящим для актуализации передаваемой в этом предложении информации. В структурировании языкового выражения, согласно Чейфу, важно то, из какой глубины памяти извлекается знание о сообщаемом событии. Категории определенности и неопределенности Чейф предложил интерпретировать не с точки зрения контекста речи (как это делалось традиционно), а также с чисто когнитивных позиций. Так, употребление определенного артикля указывает на присутствие в памяти концепта, соответствующего именной группе, к которой он относится. Таким образом, для объяснения языковых явлений исследователь предложил ряд гипотез о структуре памяти и способах обращения к ней. Особенность методологии Л. к. состоит в том, что основные теоретические гипотезы носят психологический характер. Лингвистические явления (точнее, их описания) выступают при этом в качестве экспланандума. Вместе с тем лингвистический материал привлекается для верификации (или фальсификации) психологических положений. Существенную роль в исследовании играет при этом, с одной стороны, интроспекция (с помощью которой выдвигаются основные психологические гипотезы), а с др. — языковая интуиция, позволяющая исследователю подбирать релевантный лингвистический материал. В подходе к языку Л. к. исходит из доминирующего положения языковой семантики. Этим она также отличается от генеративной лингвистики, обращающей внимание, прежде всего, на синтаксис. Языковые выражения значимы именно в силу того, что выражают некоторую внеязыковую реальность, а именно знание. Поэтому все исследования, ведущиеся в рамках этого направления, можно характеризовать как исследования семантики. Как синтаксический, так и прагматический аспекты считаются второстепенными, производными от способов представления и обработки знания. При этом языковая семантика, в рамках когнитивной лингвистики, оказывается исчерпана областью смыслов. Поскольку значения языковых выражений существуют лишь в рамках когнитивной деятельности, то из языковой семантики уходит понятие референции (Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 306—307). С момента своего появления Л. к. тесно связана с научными исследованиями и инженерными разработками по созданию систем искусственного интеллекта. Компьютерная имитация функций сознания неизменно сталкивается с необходимостью использования больших объемов знания. Поэтому с самого начала исследований в этой сфере велась разработка программных средств представления, хранения, поиска и переработки знаний. Значительная часть теоретических моделей Л. к. прямо связана с решением такого рода задач. В частности, формальное описание когнитивных процессов используется для создания систем компьютерного понимания естественного языка. С др. стороны, компьютерный эксперимент часто используется для верификации гипотез о когнитивной деятельности человека. Тот факт, что компьютер правильно оперирует с языковыми выражениями, рассматривается как подтверждение адекватности теоретической модели сознания, с помощью которой создавалась соответствующая программа. Г.Б. Гутнер