лингвистика генеративная
лингвистика генеративная
ЛИНГВИСТИКА ГЕНЕРАТИВНАЯ — направление в языкознании, возникшее в 50-х гг. 20 в. под влиянием идей Н. Хомского. Исследовательский подход, развитый в рамках данного направления, подразумевает существенный пересмотр целого ряда методологических и эпистемологических принципов изучения языка. В этой связи, а также вследствие исключительной популярности Л. г. в 60—70-х гг., иногда говорят о «хомскианской революции» в языкознании. Осуществленный в работах Хомского и его последователей пересмотр касается прежде всего, представлений о базовых структурах языка. Ими отвергается взгляд, согласно которому необходимо выделять исходные атомы языка, определяемые посредством их реляционных свойств, а затем прослеживать, как из этих атомов складываются единицы языка более высокого уровня. Так, традиционная лингвистика, начиная с фонем, определяемых посредством бинарных оппозиций (см. Фонология), переходит затем к морфемам, словам, наконец к предложениям. В Л. г., напротив, предложение рассматривается как основная единица языка. Таким образом, при анализе языка исключается атомистический подход. В известном смысле, методы Хомского можно назвать холистическими. Во всяком случае, предложение, будучи, с одной стороны, достаточно сложной языковой единицей, исходно формируется как целая структура, которая лишь затем получает словесное, морфемное и фонологическое наполнение. Таким образом, главная задача лингвистического исследования состоит не в описании системы языка, а в моделировании процессов порождения речи. Вся языковая деятельность должна быть объяснена не системными свойствами, а правилами порождения и преобразования исходных структур. Из этого вытекает еще одна характерная черта Л. г.: исследование языка должно осуществляться совместно с исследованиями в сфере философии сознания, психологии и нейрофизиологии. В отличие, напр., от лингвистики Ф. де Соссюра, в которой язык предстает объективно существующей системой, не связанной видимым образом с его носителем, Л. г. с необходимостью предполагает изучение сознания, поскольку именно в сознании осуществляются процессы порождения и преобразования языковых структур. Др. важной чертой Л. г. является ее ориентация на компьютерное моделирование исследуемых процессов. Хомский и его последователи с самого начала стремились найти формальное описание языковой деятельности. В итоге, осуществляемые сознанием действия, связанные с порождением исходных языковых структур и последующей их трансформацией в предложения естественного языка, были представлены строго в алгоритмической форме. Результатом этих исследований стало, в частности, создание компьютерных программ порождения речи. Основу языковой деятельности, согласно Хомскому, составляет система базовых правил, сообразно которым происходит порождение исходной структуры предложения. Эта структура, которая называется «глубинной», является, скорее, фактом сознания, нежели фактом языка. Во всяком случае, глубинные структуры практически одинаковы для всех языков и формируются на основе врожденных свойств человеческой психики. Важно при этом то, что речь идет исключительно о синтаксической форме предложения. Процесс порождения глубинных структур никак не связан с его семантическими характеристиками. Они появляются в следующей стадии, которую можно назвать трансформационной. На ней осуществляется преобразование глубинной структуры в предложение естественного языка, синтаксическая форма получает конкретное языковое содержание. Конечным результатом преобразований является так называемая «поверхностная структура», которая обладает всей совокупностью семантических и фонетических характеристик, необходимых для полноценного языкового общения. Трансформационные правила, сообразно которым осуществляются указанные преобразования, специфичны для каждого языка (в отличие от базовых правил, порождающих глубинные структуры). Владение трансформационными правилами Хомский называет «языковой компетенцией» (language competence), и она не тождественна использованию языка в речевой деятельности. Здесь можно увидеть явную альтернативу витгенштейновскому (равно как и бихевиористскому) подходу к языку, для которого знание языка тождественно его употреблению. Л. г. идейно связана с развитой в рамках традиции европейского рационализма концепцией врожденного знания. По утверждению Хомского, главная задача языка состоит в передаче мыслей, так что выбор предложения, а не слова, тем более не морфемы или фонемы, в качестве базовой единицы языка является совершенно естественным. При этом синтаксическая структура предложения (т.е. глубинная структура) рассматривается как базовая ментальная реальность, основание мыслительного процесса. Подобный взгляд на язык был высказан еще в «Грамматике Пор-Рояля» А. Арно и К. Лансло. Развитая там концепция языка основана на том, что предложения языка структурно воспроизводят «операции рассудка». Последние являются универсальными и опираются на врожденные свойства человека. Отсюда следует, что «все языки обладают одной и той же внутренней структурой, различаясь только по внешнему облику своих предложений» (Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце 20 века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 239—320). Такой подход к языку основан на присущем европейскому рационализму убеждении в существовании универсальных и врожденных форм мысли (врожденных идей), определяющих познавательную деятельность человека. Воспроизводя указанный подход, Л. г. демонстрирует своеобразный ментализм и противостоит весьма авторитетным во второй половине 20 в. подходам, ориентированным на прагматический аспект языка и рассматривающим анализ употребления языковых выражений как доминанту лингвистического и философского исследования. Весьма важным в контексте указанного противопоставления является своеобразный ментализм генеративной лингвистики, состоящий в том, что ментальная реальность в виде базовых правил порождения глубинных структур (равно как и самих глубинных структур) первична по отношению к собственно языковым явлениям. Г.Б. Гутнер