ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лингвистическая философия
(философия лингвистического анализа, философия обыденного языка) – направление аналитической философии в неопозитивизме. В духе позитивистской философии считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в прояснении языковых выражений; отрывает содержание от его языковой формы, что приводит к растворению философских исследований в лингвистических науках. Лингвистическая философия возникла в 30-х гг. XX века под влиянием идей Л. Витгенштейна.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
логический позитивизм, аналитическая философия – можно считать синонимами) – направление в современной философии ХХ в., третья волна позитивизма, начало которой было положено "Логико-философским трактатом" Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия изучает, анализирует как разговорный, естественный язык, так и язык науки. В представлении ЛФ язык – это не отражение мира в понятиях, а культурные конструкты, средство конструирования мира, имеющее особый смысл и специфические правила функционирования. Цель философии – показать, каким способом, каким образом это происходит, по каким правилам надо "играть". С точки зрения данного направления, многие философские проблемы (свобода, смысл жизни и т.д.) носят мнимый характер. Происходит это, по мнению лингвоаналитиков, в том числе и из-за неточности применения языка, неправильного употребления терминов и понятий: многозначности, ненаполненности (пустота содержания), косности, догматизма, консерватизма, наличия не имеющих оснований неологизмов и пр.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
лат. lingua - язык), также философия лингвистического анализа, философия обыденного языка - одна из школ неопозитивизма, течение, возникшее в 40-50-х годах 20 в. на основе философии здравого смысла Дж. Мура, а также взглядов Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия, по мнению ее сторонников (в Англии - Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом., в США - М. Блэк, П. Малкольм), призвана показать мнимый характер философских проблем, считая их псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Анализ языка они считали единственно возможным делом философии. Объектом внимания лингвистической философии в отличие от логического позитивизма стали не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык, поскольку ее представители считали, что нельзя исчерпывающе выразить богатство последнего в схемах некоего идеального языка. Язык - средство конструирования, а не отражения мира. Интересных результатов представители лингвистической философии добились в анализе логической структуры обыденного языка и изучении его семантических возможностей (см. Семантика).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В широком смысле: все филос. концепции и учения, выделяющие разл. аспекты проблемы языка в кач-ве специфич. предмета теор. анализа. В этом плане элементы Л.ф. представлены во всех эпохах и традициях филос. мысли: от концепции «апоха» буддистской шк. йогачара и софистической риторики в древности до структуралистской семиологии XX в., от теории аналитич. и синтетических высказываний И.Канта до лингвопсихоанализа Ж.Лакана. В узком смысле: ответвление совр. аналитической философии, берущее начало от аналитики естеств. языка Дж.Э.Мура, «логич. атомизма» Б.Расселла и теории языкового значения Л.Витгенштейна. Развитие Л.ф. в 1930— 50-е гг. определялось программной установкой логического позитивизма на критику метафизики, но, в отличие от концепции Венского кружка, осн. причина заблуждений традиц. философии виделась в семантической неточности и многозначности самого естеств. языка, в его объективной логике и «глубинной грамматике». Кембриджская шк. Л.ф., вслед за Витгенштейном, видела возможность преодоления этой ситуации путем детальной дескрипции парадигматических способов употребления слов и выражений, необходимости прояснения их смысла в контексте конкретной «языковой игры». «Терапевтическая шк.» (Дж.Уиздом, Э.Эмброуз) выводила логику и семантику естеств. языка из содержания и структуры коллективного бессознательного, предлагая использовать для лечения «филос. болезни сознания» психоаналитич. методы. Оксфордская шк. (Дж.Остин, Г.Райл, П.Стросон) ориентировалась на разработку позитивных схем языковой деятельности («речевых актов») и категориального аппарата аналитич. описания разл. по содержанию высказываний (моральных, психол., дескриптивных). В 1960-е гг. происходит сближение Л.ф. с разл. направлениями совр. лингвистики (структурная семиотика, лингв. прагматика). Теор. органом Л.ф. явл. журнал «Mind» («Мышление»). Лит.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998; Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001; Остин Дж. Избранное. М., 2000; Пап А. Семантика и необходимая истина: Исследование оснований аналитической философии. М., 2002. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(философия обыденного языка, философия лингвистического анализа) - течение аналитической философии, сторонники которого усматривают корни традиционных философских проблем в способах повседневного речевого общения и занимаются его исследованием в целях прояснения данных проблем, а также углубления знаний о языке. СЛОЖИЛОСЬ К середине XX я. и получило распространение в Великобритании и отчасти в США. Основополагающими для лингвистической философии стали идеи Дж. Мура и Л. Витгенштейна. продолженные в работах Дж. Остина, Г. Райла, Л.Ф. Стросона, Д.Уиздома, Р.Хеара и др. Мур, следуя «философии здравого смысла», рассматривает обиходные выражения и сознательно использует их для опровержения философских парадоксов. В изучении языка морали он видит ключ к се пониманию. Витгенштейн считает что метафизические трудности - псевдопроблемы разума, завороженного словом; их устранение посредством лингвистического анализа - истинная задача философии. По мнению позднего Витгенштейна, языковые смыслы обусловливаются ситуацией общения, соединения речи с делом по определенным правилам, в виде «языковой игры». В каждой «форме жизни» эти «игры» различны, не могут быть охвачены одним понятием, а представляются описательно, по принципу «семейного сходства», через выявление совпадающих признаков. Остин создал теорию «речевых актов», показывая, что речь характеризуется; 1) в локутивном акте (говорения как такового) значением, истинным или ложным; 2) в иллокутивном акте (осуществления той или иной языковой функции - описания, вопроса, предупреждения, обещания, приказа, клятвы, приговора и проч.) способом воздействия; 3) в перлокутнвком акте (целенаправленно вызываемых изменениях сознания и поведения людей, к которым обращена речь) результатом воздействия. Уиздом сближает лингвистическую философию с психоанализом, полагая, что осмысление высказываний о материальном и идеальном, выявляющее их истоки в бессознательном, поможет провести терапию, избавляющую интеллект от «заболевайия философией». Хеар анализирует моральное суждение, отмечая его практическую направленность, наличие в нем оценки с предписанием, побуждающим к выбору целей действия и средств их достижения. Такое предписание универсально, поскольку общезначимо и едино для различных ситуаций и разных людей. В целом лингвистическая философия значительно рас ширяет понимание языка как фундаментального способа человеческого существования.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
, лингвистич. анализа философия, философия обыденного языка, течение аналитической философии. Возникло в 1930-х гг. и получило развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин и др.). Известное влияние имеет также в США (М. Блэк, Н. Малкольм и др.), в Австралии и в сканд. странах. Идейными источниками Л. ф. являются философия «здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна.
Будучи одной из школ неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренч. характер философии и считает традиц. филос. проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитич. философии - логического анализа философии, представители Л. ф. усматривают задачу «философа-аналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с нек-рой логич. нормой, а в детальном анализе фактич. употребления естеств. разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. В частности, согласно Л. ф., такой анализ приводит к выявлению причин постановки филос. проблем, к-рые будто бы возникают в результате неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых проявлений техницизма в философии, связанного с использованием спец. понятийного аппарата, и отстаивая «чистоту» употребления естеств. языка, Л. ф. выступает в качестве решит. противника сциентизма в философии, в частности сциентизма логич. позитивистов.
Впервые идеи Л. ф. получили свое выражение в 1930-х гг. в т. И. кембриджской школе последователей позднего Витгенштейна, усматривавших задачу философии в терапевтич. «анализе» языка с целью извлечения постоянно возникающих при употреблении языка «недугов», к-рые будто бы и являются подлинным источником «метафизич.» (т. е. филос.) проблем. С кон. 1940-х гг. большое влияние приобретают представители т. н. оксфордской школы (Райл, Остин, Стросон и др.). Соглашаясь с Витгенштейном и кембриджскими аналитиками в том, что анализ призван выполнять негативную функцию элиминации метафизики, оксфордские аналитики в то же время полагают, что анализ может дать и позитивные результаты, связанные с выяснением деталей и оттенков употребления выражений языка. Они подчеркивают разнообразие языковых явлений, способов употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к унификации языка. Несмотря на несостоятельность Л. ф. как филос. течения в целом, исследования представителей Л. ф. содержат нек-рые позитивные результаты по анализу логич. структуры обыденного языка и изучению его семантич. возможностей.

Источник: Советский философский словарь

лингвистическая философия
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (известна также как «философия лингвистического анализа», «философия обыденного языка») — одно из направлений аналитической философии, получившее распространение в 40—50-е гг. 20 в., главным образом в Англии ( Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малькольм и др.). Впервые метод философии анализа естественного языка был разработан англ. философом Д.Э. Муром. Др. важным источником для возникновения Л. ф. явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его теория языкового значения.как употребления. Существовали две школы Л. ф.: «кембриджская», на формирование которой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн, и «оксфордская», испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Л. ф. отрицала мировоззренческий характер философии и считала традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка и мышления. Л. ф., по мнению ее сторонников, была призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители «кембриджской школы», «терапевтическую функцию». В своем стремлении «преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают «онтологическую метафизику» традиционной философии, но отрицают и гносеологическую «метафизику» логического позитивизма с его принципами «непосредственного данного», верифицируемости и др. Считая анализ языка единственно возможным делом философии, сторонники Л. ф., особенно представители ее оксфордской группы, в отличие от логических позитивистов, делали объектом своего внимания не искусственные языки-модели, а разговорный, естественный язык. При этом они обоснованно утверждали, что богатство естественных разговорных языков нельзя исчерпывающим образом выразить в схемах того или иного «идеального языка».         Вместе с тем.крайнее сужение философской проблематики, игнорирование важных вопросов науки и общественной жизни, схоластические тенденции — все это вызывало критику Л. ф. со стороны философов, отстаивавших принципиальную общекультурную значимость философии. Начиная с 60-х гг. сторонники Л. ф. отходят от ортодоксальной позиции чистого «анализа» и обращаются к более широким и традиционным философским проблемам (П. Стросон и др.).         B.C. Швырев         Лит.: Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972; Философия. Логика. Язык. М., 1987; Хилл Т.И. Современные теории познания. М„ 1965. Гл. 16 — Анализ обыденного языка; Chariesworth M. J. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; Waismann F The Principles of Linguistic Philosophy. L, 1965; Katz J. Linguistic Philosophy. L., 1971.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
лат. lingua — язык) (известна также как “философия лингвистического анализа”, “философия обыденного языка”) — одно из осн. направлений аналитической философии, получившее распространение в 40—50-е гг. 20 в., гл. обр. в Англии (Райл. Дж. Ос-тин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малкольм и др.). Существовали две школы Л. ф.: “кембриджская”, на формирование к-рой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн. и “оксфордская”, испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицала мировоззренческий характер философии и считала традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Л. ф., по мнению ее сторонников, была призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители “кембриджской” школы, “терапевтическую функцию”. В своем стремлении “преодолеть метафизику” сторонники Л. ф. не только отбрасывают “онтологическую метафизику” традиционной философии, но отрицают и гносеологическую “метафизику” логического позитивизма с его принципами “непосредственно данного”, верифицируемости и др. Считая анализ языка единственно возможным делом философии, сторонники Л. ф.. особенно представители ее оксфордской группы, в отличие от логических позитивистов, делали объектом своего внимания не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык. При этом они исходили из верного в общем положения о том, что нельзя исчерпывающе выразить богатство естественных разговорных языков в схемах какого-то “идеального языка”. Однако, отказываясь от анализа всей философской проблематики отношения языка и мышления (связь языка с процессами познавательной деятельности по формированию мысленных образов, генезис языковых форм и пр.), Л. ф. обрекала исследование на эмпирическое описание различных видов употребления выражений в языке, закрывала дорогу к объяснению сущности языка и приходила в конечном счете к конвенционалистской (Конвенционализм) его трактовке. Язык для нее — средство конструирования, а не отображения мира, он превращается в нек-рую самодовлеющую силу. Измельчание философской проблематики, уход от жизненно важных вопросов науки и общественного сознания, схоластические тенденции — все это вызывало сильную критику Л. ф. со стороны мн. философов, отстаивавших принципиальную общекультурную значимость философии, хотя нельзя отрицать известное значение работ представителей Л. ф. для метафилософского исследования (Метатеория). Начиная с 60-х гг. наблюдаются тенденции отхода сторонников Л. ф. от ортодоксальной позиции чистого “анализа” и обращение к содержательным философским проблемам (П. Стросон и др.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Лингвистическая философия
 (известна также под названием «логического анализа», «лингвистического анализа», «философии обыденного языка») — одно из направлений аналитической философии. Распространена гл. обр. в Англии (Дж. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и др.). В США взгляды, близкие к Л. ф., разделяют М. Блэк, П. Малкольм и др. Идейными источниками этого течения были «философия здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающем в силу непонимания действительной природы языка из-за дезориентирующего влияния языка на мышление. Философия же должна прояснять те трудности, к-рые возникают из-за неправильного употребления слов и предложений. Как подчеркивают представители кембриджской группы Л. ф., философия призвана выполнять «терапевтическую» функцию, излечивать недуги нашего языка. В своем стремлении «преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают «онтологическую метафизику» традиционной философии, но и, отвергая возможность вообще к.-л. целостной философской концепции, отрицают также и гносеологическую «метафизику» логического позитивизма с его принципом «непосредственно данного», верифицируемости и др. Но именно отказ от мировоззренческого характера философии отличает Л. ф. как крайнюю и наиболее реакционную форму позитивизма. Считая анализ языка единственной целью философского исследования, сторонники Л. ф., особенно представители ее оксфордской группы, в отличие от логических позитивистов делают объектом своего внимания не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык. При этом они исходят из верного положения о том, что нельзя исчерпывающе выразить богатство естественных разговорных языков в схемах какого-то «идеального языка». Однако, отказываясь от анализа всей гносеологической проблематики (отношение языка и мышления, связь языка с процессами познавательной деятельности по формированию мысленных образов, генезис языковых форм и пр.), в контексте к-рой только и могут быть успешно изучены явления языка, Л. ф. обрекает исследование на поверхностное описание различных видов употребления выражений в языке, закрывает дорогу к разработке подлинного объяснения сущности языка и приходит в конечном счете к конвенционалистской его трактовке. Язык для нее — средство конструирования, а не отображения мира, он превращается в нечто мистическое, в некоторую самодовлеющую силу. Справедливая критика попыток всеохватывающей реконструкции языка в схеме «идеального языка» сопровождается в Л. ф. также отказом от исследования языка вообще на основе к.-л. целостной теоретической платформы. Таким образом, уход от решения коренных философских вопросов приводит Л. ф. к краху и в той области, к к-рой она неправомерно сводит философское исследование.

Источник: Философский словарь. 1963

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
одно из направлений аналитической философии, получившее наибольшее распространение в Великобритании, США и некоторых других странах в 1930—60-е гг. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан Муром. Другим важным источником для возникновения явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его теория языкового значения «как употребления». В основном разделяя критическую антиметафизическую установку логических позитивистов в отношении «традиционных» способов философствования, представители лингвистической философии иначе объясняли причину возникновения философских заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации «метафизиками» неточностей и двусмысленных форм языка, а в самой его «логике», его «глубинной грамматике», порождающей парадоксальные предложения (типа предложения, на которое обратил внимание Мур: «Идет дождь, но я в это не верю») и всевозможные лингвистические «ловушки». Согласно Витгенштейну и некоторым его последователям из Кембриджского университета, философские заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации («языковые игры»), введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления слов и др. приемов. При этом, в отличие от логических позитивистов, сторонники лингвистической философии не призывали к «усовершенствованию» естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки.
Одна из школ лингвистической философии (Д.Уиздом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) разработала сугубо «терапевтическую» интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Другая группа лингвистических философов — оксфордская школа «обыденного языка» — стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ею были разработаны оригинальные идеи, введен в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации (теория «речевых актов» Остина), описания способов употребления психологических понятий (Райл), выявления «концептуальной схемы» языка и познания (П. Строссон), анализа моральных высказываний (Р. Хеар). Начиная с 60-х гг. происходит сближение проблематики и исследовательских подходов лингвистической философии и ряда направлений современной лингвистики (прежде всего в области лингвистической прагматики). Некоторые первоначально выдвинутые в лингвистической философии концепции получают формально-логическую трактовку (таковой, напр., является иллокутивная логика Д. Серла, навеянная идеями Остина).
Лит.: Проблемы и противоречия буржуазной философии 60—70-х годов. М., 1983; Философия. Логика. Язык. М„ 1987; Chariesworth M. J. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; Waismann F. The Principles of Linguistic Philosophy. L., 1965; Как J. J. Linguistic Philosophy. L., 1971; Rony R. (ed.). The Linguistic Turn. Chi.- L, 1975.
А. Ф. Грязнив

Источник: Новая философская энциклопедия