ЛИНГАЯТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИНГАЯТЫ
санскр. - носящие лингу) - последователи одной из сект в индуизме, возникшей в 12 в. в Юж. Индии. Л. почитают Шиву в виде фаллич. символа - линги, отвергают догмат о переселении души, посты, жертвоприношения и паломничества, не признают авторитета Вед и брахманов, кастовых различий.

Источник: Атеистический словарь

ЛИНГАЯТЫ
(от санскр. линга - фаллос) - религ. секта, возникшая в XII в. и наиболее распространенная в Декане (Индия). Основателем секты был брахман Босава. Л. чтут Шиву в образе фаллоса. Возникновение секты явилось своеобр. протестом против догматов ортодоксального индуизма, освящавшего феод. гнет. Л. не признают кастовых различий, жертвоприношений, авторитета Вед и брахманов и ряда установлений индуизма, жрецов выбирают из своей среды.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛИНГАЯТЫ

        (обладающие (индивидуальным) лингамом) — последователи специфич. модификации регионального бхакти, возникшего в нач. II тыс. н. э. на территории зап. Декана в соприлегающих р-нах южн. Махараштры и сев. Карнатака. Родившийся внутри шиваизма как религ.-реформаторская система, лингаятизм отрицал фундаментальные принципы, привнесенные в доарийскую шиваитскую традицию брахманическим социальным порядком и идеологией. Л. провозглашали всеобщее равенство, подрывая устои четырехварновой структуры и концепцию кармы, и доступность мукти для каждого. Они критиковали внешнюю обрядность, отрицали необходимость жесткой аскезы и длительных паломничеств и отказывались от признания ритуально чистого и оскверняющего. Л. выразили свою приверженность лингаму как концентрированной идее верховного бога Шивы и, отделив его от символич. союза с пони, превратили в единственный объект почитания. Учение и взгляды Л., или, как они предпочитают себя называть, вирашайва (героических шиваитов), запечатлено в вачанах — особом жанре религ.-дидактич. лирики малой формы. Насчитывается более 450 создателей вачан, творивших между X и XVII вв., из к-рых наиб, известные и авторитетные — Рамаййа, Басава, Аллама Прабху и Сиддхарамешвар. Несмотря на декларативное отрицание стержневых принципов индуизма, Л. не утратили с ним связи и воспринимаются как особая социальная группа или каста в рамках индуизма. В наст. вр. Л., численность к-рых оценивается в 6 млн, являются и политич. силой, претендующей на административное лидерство в каннадаязычном Карнатаке.
И. Глушкова

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЛИНГАЯТА
или вира-шиваизм (букв, героический шиваизм) — шиваитская школа с отдельными элементами тантризма, почитающая Шиву в форме лингама. Исторически сложно определить время появления Л.; сами последователи Л. прослеживают свои корни до эпохи древних ведических святых. Согласно Л., в стародавние времена из пяти лингамов, которые находились в различных местах Индии, явились пять великих мудрецов и заложили основы учения Л. Движение Л. получило распространение на юге Индии, в основном в Карнатаке. Новую жизнь в Л. вдохнул Басава (1105— 1167), брахман-проповедник, министр одного из южноиндийских царей. Вероучение Л. отражено в коротких поэтических произведениях — вачанах. Л. отрицает авторитет веду сложные ритуалы, разделение на касты (но со временем Л. сама превратилась в отдельную касту), принесение в жертву животных. Л. поощряет общественное служение и выполнение профессиональных обязанностей. Последователи Л. воздерживаются от употребления мяса и спиртного. Большое значение имеет институт гуру. Женщина занимает равноправное положение с мужчиной и проходит такое же посвящение, как и он (надевает на шею небольшой лингам). Согласно учению Л., душа и Бог и отличаются, и не отличаются друг от друга. Пакты — это прежде всего энергия самосознания Бога. Бог является и материальной, и действенной причиной творения. Истинная цель в жизни — союз Шивы и души. К этой цели ведет путь, состоящий из шести ступеней: преданность (бхакти), бескорыстное служение (махеша), поиск милости Шивы (прасада), восприятие всего как проявления Шивы (праналинга), прибежище в Шиве (шарана) и единство с Шивой (айкья). Основная практика состоит в поклонении лингаму и повторении мантры «Ом намах шивая» (Ом, слава Шиве). Освободившийся человек (дживанмукта) полностью тождествен абсолютному Шиве, он наделен всеми видами энергии. Л. в наши дни — динамично развивающееся направление шиваизма, она насчитывает 8-10 млн. последователей и борется за признание себя самостоятельной религией.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм