ЛИНЬЦЗИ ШКОЛА

Найдено 1 определение
ЛИНЬЦЗИ ШКОЛА
Одно из пяти направлений буд. Чань школы, выделившихся из южн. ветви (нань цзун) Чань в кон. пер. правления дин. Тан (618 - 907) и в пер. Пяти дин. (907 - 960). Основателем Л.ш. является монах Исюань (ум. 866 или 867), получивший известность под именем Линьцзи - по назв. монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин, пров. Хэбэй), где находилась его школа. Л.ш. начинает приобретать популярность в 8 - 9 вв., а с сер. 10 в. становится ведущим направлением в чань-буддизме. Сохранилась до наст, времени в Китае, Японии (школа Риндзай сю), Вьетнаме и Корее. При патриархе Чуюане (986 - 1039) в пер. правления дин. Сев. Сун (960-1127) разделилась на две гл. ветви - Хуанлун и Янци. Канонич. тексты Л.ш. - "Линьцзи лу", "Лю цзу тань цзин", а также осн. трактаты буддизма махаяны в традиции школ мадхьямиков (см. Саньлунь шкала) и йогачаров. Опиралась на фундамент, положения философско-психологич. учения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о "внезапном просветлении" (дунь у) южн. ветви Чань и делая акцент на "внезапном" выявлении "природы будды" в сознании человека "здесь и сейчас". Теоретич. это обосновывалось концепцией "истинного человека без места" (у вэй чжэнь жэнь), тождественного "истинному сознанию" (чжэнь ши) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линьцзи, в любом человеке, поэтому для актуализации "истинного человека" необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутр. преграды на пути к "истинно-правильному просветлению", в т.ч. привязанность к таким сакральным понятиям, как "будда", "нирвана", "просветление" и др., не стремясь обрести нечто вне своего "первородного сознания" (бэнь синь) и не совершая никаких искусств, усилий, направленных на "исправление" собств. природы. Применительно к практике психотренинга адептов Л.ш. это обусловило крайне жесткие и динамичные формы "шокового" воздействия на психику ученика, напр. внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания "хэ!". Поэтому Л.ш. получила также известность как "школа кулака и палки", "школа палочных ударов и восклицаний "хэ!". Характерной особенностью практики психотренинга Л.ш. было также решение парадокс, задач (см. Гунъань), получившее широкое распространение при патриархах Юаньу (11 - 12 вв.) и Дахуэй (кон. 11 - 12 в.). Л.ш. оказала сильное влияние не только на др. направления в чань-буддизме, но и на идеологию и культуру средневек. Китая и др. стран Вост. Азии, сыграв особенно заметную роль в формировании культуры психич. деятельности дальневост. народов. *См. лит-ру к ст. "Линьцзи лу". Н.В. Абаев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь