ЛИЛЬЕКВИСТ Пер Эфраим

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЛИЛЕКВИСТ (Liljequist) Пер Эфраим
род. 24 сент. 1865, Эребру, Средняя Швеция - ум. 20 авг. 1941, Лунд, там же) - швед, философ; в 1906-1935 был профессором. Начав с психологии, он пришел к философии, стремился синтезировать взгляды Канта и Бострема. Человек - несовершенный субъект, который для своего уяснения предполагает существование бесконечного, совершенного, абсолютного субъекта (в котором он лишь ."момент"). Осн. произв.: "Antike und moderne Sophistik", 1896; "Einfьhrung in die Psychologie", 1899; "Meinongs allgemeine Werttheorie", 1904.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИЛЬЕКВИСТ Пер Эфраим
шведский философ; р. 24.9.1865 (Эребру, Средняя Швеция) — ум. 20.8.1941 (Лунд); в 1906—1935 был профессором в Лунде; начав с психологии, он пришел к философии, стремился синтезировать взгляды Канта и Бострёма. Человек — несовершенный субъект, который для своего уяснения предполагает существование бесконечного, совершенного, абсолютного субъекта (в котором он лишь «момент»). Осн. соч.: Die Philosophie F. Bacons, I—II, 1893—1894; Antike und moderne Sophistik, 1896; Einführung in die Psychologie, 1899; Meinongs allgemeine Werttheorie, 1904; Selbstdarstellung, in: R. Schmidt (Hg.). Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd. 6, 1927.
Aspelin. (Hg.). Stud. tillägnade E. L. (Festschrift für L. zum 65. Geburstag), I—II, Lund, 1930; G. Aspelin. E. L., 1942.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛИЛЬЕКВИСТ Пер Эфраим

(24 сент. 1865 – 20 авг. 1941) – швед. философ-идеалист. Проф. Лундского ун-та (1906–35); последний видный представитель т.н. персоналистич. идеализма в Швеции, основателем к-рого был X. Я. Бустрем. Выступая против позитивизма, он стремился в то же время пересмотреть нек-рые положения бустремизма посредством сопоставления их с данными совр. психологии и с результатами новых аксиологич. исследований. Исходя из того, что человек является конечным, несовершенным, относительным субъектом, Л. предполагал существование бесконечного, совершенного и абсолютного субъекта, т.е. бога. Люди, по Л., по своей сущности не могут стать совершенными, ибо они – лишь моменты абсолютного субъекта. Вслед за Кантом отрывая формы рассудка от форм чувственности, Л. отрицал способность человека к истинному познанию действительности и наделял ею лишь бога, в к-ром достигается "совпадение противоположностей" – чувственности и разума. Пространство и время, по Л., будучи лишь формами несовершенного "человеческого опыта", не имеют объективного характера. Соч.: Оm Francis Bacons filosofi, Bd 1–2, Upsala, 1893–94; От Bostr?ms ?ldsta skrifter, G?teborg, 1897; Inledning till psykologien, G?teborg, 1899; Оm specifika sinnenenergier, Bd 1, G?teborg, 1899; Meinongs allm?nna v?rdeteori, G?teborg, 1904; Selbstdarstellung, в кн.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 6, В.–Lpz., 1927, S. 37–64. Лит.: Aspellin G., ?. Liljequist, "Theoria", 1942, No 1–2; Studier till?gnade ?. Liljequist den 24 September 1930. Utg. av G. Aspelin och E. Akesson, bd 1–2, Lund, 1930. А. Мысливченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.