ЛИФШИЦ Михаил Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛИФШИЦ Михаил Александрович
10(23) июля 1905 — 20 сентября 1983, Москва] — теоретик и историк культуры, доктор философских наук. В 1923 поступил в Высший художественно-технический институт. Преподавательскую и научную работу по философии в вузах и научных учреждениях Москвы вел с 1925. Участник Великой Отечественной войны. С 1963 — ст. н. с. Института истории искусств. Действительный член Академии художеств СССР. Выступал против социологического вульгаризаторства и против модернизма. В 50—60-х гг. участвовал в дискуссиях о реализме, защищал его как образное выражение правды, общественного идеала, раскрываемого в конкретной форме. В дискуссии об идеальном (60 — нач. 80-х гг.) поддерживал и развивал социально-историческую концепцию. В трудах о Гегеле, Винкельмане, Лессинге. Толстом и др., в исследованиях об античной мифологии разрабатывал диалектическую концепцию культуры.
Соч.: Вопросы искусства и философии. М., 1935; Великий французский просветитель.— «Новый мир». 1953, № 6; «Философия жизни» И. Видмара.— Там же, 1958, № 12; В мире эстетики.— Там же, 1964, V12; Либерализм и демократия.— «ВФ», 1968, № 1; Эстетика Гегеля.— Там же, № 4; Интеллигенция и народ.— В кн.: Проблемы рабочего движения. М., 1968; Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972; Критические заметки к современной теории мифа.—

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛИФШИЦ Михаил Александрович

[р. 10(23) июля 1905] – сов. философ и эстетик, старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств (с 1963). Член КПСС с 1938. Учился в Высшем художественно-технич. ин-те. Преподават. и науч. работу по философии в вузах и науч. учреждениях Москвы ведет с 1925. Автор работ, посвященных проблемам обществ. наук, лит-ры, иск-ва. Составитель книг "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве" (1938; т. 1–2, 1957; имеются многочисл. издания на иностр. языках), "Ленин о культуре и искусстве" (1939), редактор изданий классиков филос., обществ. и эстетической мысли. Соч.: К вопросу о развитии взглядов Маркса на искусство, М., 1933; пер. на англ. яз. – ?. ?., 1938; на нем. яз. – Dresd., 1960; Вопросы искусства и философии, М., 1935; серия полемич. статей против вульгарной социологии: Ленинизм и художественная критика, "Лит. газета", 1936, 20 января, No 4; Критич. заметки, там же, 24 мая, No 30, 15 июля, No 40, 15 августа, No 46; Надоело, там же, 1940, 10 янв., No 2; В чем сущность спора?, там же, 15 февр., No 9; частично переведено на нем. яз. в "Internationale Literatur", 1936, No 12; на англ. яз. – в сб.: Literature and Marxism, ?. ?., 1938; Франческо Гвиччардини, "Лит. газета", 1934, 10 июня, No 73; Джамбаттиста Вико, вступит. ст., в кн.: Вико Д., Основания новой науки, Л., 1940, пер. на англ. яз. – в "Philos. and Phenomenol. Res.", 1948, v. 8, No 3; Belinsky´s aesthetical views, "Modern Quarterly", 1949, v. 4, No 3; Responsibility of art to society in Belinsky´s esthetics, "Science and Society", 1949, No 3; Великий франц. просветитель, "Новый мир", 1953, No 6; "Философия жизни" И. Видмара, "Новый мир", 1958, No 12, пер. на чеш. яз., Praha, 1960; Странный социализм, "Новое время", 1958, No 9, 10, 13; Ветер истории, "Сов. культура", 1960, 26 нояб., No 141; В мире эстетики, "Новый мир", 1964, No 2.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.