ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Личность и общество
 (в их взаимоотношении). Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт исторически данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном антагонизме личного и общественного выдает за «вечное» лишь то, что характерно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий характер. В условиях социализма взаимоотношение личного и общественного характеризуется новой закономерностью, сочетанием личных и общественных интересов, в конечной тенденции — их гармонией. При социализме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в техническом прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по коренным вопросам их жизни не исключает отдельных частичных и временных противоречий, когда требуется личное подчинить общественному. Успехи сочетания общественных и личных интересов зависят, с одной стороны, от роста общественного богатства, от деятельности руководящих организаций, от правильного проведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага человека»; с другой стороны — от каждого члена О., от его сознательного служения общественному интересу. Период развернутого строительства коммунизма знаменует крупный шаг вперед по пути сочетания общественных и личных интересов. Политика КПСС и Советского государства в деле создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений, дальнейшего развертывания социалистического демократизма, подъема материального и культурного благосостояния народа направлена к достижению гармонии личного и общественного. Путь, начертанный в Программе КПСС, есть путь к созданию ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Источник: Философский словарь. 1963

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
одна из важнейших проблем социологии и этики. Философы и социологи домарксистской эпохи не смогли разрешить противоречие, состоящее в том, что отдельный человек, с одной стороны, представляет собой частичку общества и в своих действиях подчинен условиям этого общества, а с другой — обладает известной автономией, инициативой, свободой воли. Они, как правило, абсолютизировали либо роль общества, стоящего над человеком и определяющего образ его действий и мыслей, либо же свободную волю человека, способного якобы определять свои поступки независимо от общественной среды. В первом случае источником всех поступков человека считалась воля бога, абсолютная идея (объективные идеалисты) или же «обстоятельства» (материалисты); во втором случае такой источник искали внутри психики самого человека, в его сознании или подсознании (субъективные идеалисты). Марксизм преодолевает односторонность всех этих учений, показывая, что разрешение противоречия между Л. и о. достигается в практической деятельности, что личность зависит от общества, так же как и общество зависит от творческой деятельности людей. Человек, познавая законы общества, условия своей жизни, может преобразовывать общественную среду и себя самого в активной, целенаправленной деятельности. «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Маркс). Марксистское учение о человеке опирается на научное познание объективных законов развития общества. Индивидуум становится личностью лишь как носитель определенных общественных отношений. Индивидуальные способности человека, его нравственное и эстетическое развитие, его интеллектуальные возможности, сумма знаний, навыков и культуры, к-рой он обладает, говорят о человеке многое, но не определяют главного: его места в обществе, его участия в общественно-исторической практике. Ведь одни и те же индивидуальные способности могут развиваться и использоваться по-разному в различных общественных условиях. Поэтому центральной является социальная характеристика личности: объективная — принадлежность к данному классу, определяющая место человека в системе общественных отношений, и субъективная — его мировоззрение. При анализе формирования личности необходимо также конкретное изучение тех социальных связей, в к-рые вступает индивидуум в своей жизнедеятельности, его образа жизни: материальных условий его существования, участия в деятельности социальных коллективов (производственное объединение, семья, общественные организации) и т. д. Структура всех этих социальных связей более конкретно описывается и исследуется социологией при анализе многообразных социальных ролей индивида. Под последними понимаются те нормы, посредством к-рых общество определяет род занятий людей, формы их поведения, круг интересов и т. п. Развитие личности определяется прежде всего приобщением ее к социальному опыту, усвоением существующих в обществе форм и видов деятельности. Этот процесс происходит по-разному в различных конкретно-исторических условиях. В антагонистическом обществе разнообразные формы социальности, коллективности выступают как внешняя по отношению к индивиду сила, а регулирование обществом деятельности, поведения людей приобретает большей частью принудительный, репрессивный характер. Так, капитализму свойственна тенденция к обезличиванию человека, к дегуманизации его труда, к превращению человека в средство развития производства. Коммунистическое общество, целью к-рого является свободное и всестороннее развитие каждого его члена, преодолевает извечный конфликт Л. и о. Всестороннее развитие личности в коммунистическом обществе подразумевает обеспечение каждому человеку достаточных материальных возможностей, многообразия общественных связей и форм жизнедеятельности. Правда, на первой фазе коммунизма противоречие между обществом и личностью не устраняется полностью; в наиболее резкой форме оно проявляется в живучести пережитков прошлого, в конфликте между коллективистскими общественными отношениями и остатками индивидуализма в сознании, образе жизни людей. Личность изучается также психологией; предмет исследования в этом случае — свойства и особенности индивидуальной психики: характер, воля, интеллект, темперамент и т. д. Психологическое изучение личности, дополняющее ее социальную характеристику, необходимо для подлинно научного обоснования и решения проблемы человека.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.92 кб

Личность и общество: дискурс

Луговой А.А., Куракина Е.В.
Проведён анализ различных концепций переходных процессов в обществе. Рассмотрена роль личности в историческом развитии и её влияние на характер протекания социальных процессов.
Читать PDF
373.02 кб

Культура, личность и общество

Халлоуэл А. И.
Hallowell A.I. Culture, personality and society // Anthropology today. Chicago, 1953. P. 597615. Пер. В.Г.Николаева.
Читать PDF
197.82 кб

Проблема свободы личности и общества

Ашибокова Е. Р.
Автор изучает такие понятия, как «личность», «общество», «свобода», освещает проблемы их взаимоотношений.
Читать PDF
166.59 кб

Проблема адаптации личности в обществе

Буслаева Е. Л.
Читать PDF
817.77 кб

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ИСЛАМЕ

Якубов Юсуф Мингишевич
Читать PDF
98.57 кб

Проблемы духовности личности и общества

А. А. Снычев
Читать PDF
201.36 кб

Модернизация общества и свобода личности

Червонный Владимир Павлович
Проанализированы западные и советско-российские модели модернизации общества, дана оценка масштабным попыткам обновления российского общества разных этапов его исторической эволюции.
Читать PDF
355.06 кб

ЛИЧНОСТЬ КАК СМЫСЛ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Лобастов Геннадий Васильевич
Читать PDF
177.02 кб

Личность как ценность гражданского общества

Арзамасцев Александр Михайлович
Читать PDF
124.81 кб

Личностный конфликт в информационном обществе

Никитина Татьяна Павловна
Ценности в информационном поле утверждаются не рефлексией индивида, а распространенностью, прежде всего, через СМИ.
Читать PDF
255.95 кб

«Права общества выше прав отдельной личности»

Таджуддин Талгат
«Известия», М., 3 мая 2006 г.
Читать PDF
233.48 кб

Личность и общество: персоналистический взгляд

Маркова Татьяна Владиславовна
Анализируется проблематика личности и общества с позиций христианского персонализма, традиций русской религиозной мысли с опорой на персоналистическую концепцию Н.А. Бердяева.
Читать PDF
255.45 кб

Управление образованием: личность или общество

Петрова Э.Д.
Анализируется состояние системы образования в обществе, где значимость знаний выходит на передний план и развитие личности, ее интеллектуального и творческого потенциала, становится главной задачей.
Читать PDF
1.44 мб

Социальные типы личности в транзитивном обществе

Ярёменко Светлана Николаевна, Бондаренко Тамара Алексеевна, Курова Екатерина Геннадьевна
Анализируются социокультурные и социально-психологические особенности личности транзитивного общества. Рассматривается влияние таких детерминант, как апатия и смыслоутрата, на поведение человека.
Читать PDF
153.72 кб

Личность, общество и государство в учении Герцена

Махаринский Михаил Юрьевич
В статье анализируются мысли Герцена о взаимодействии личности, общества и государства, которые сохранили актуальность в настоящее время.

Похожие термины:

  • ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО

    одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественно