ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Личность и общество
 (в их взаимоотношении). Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт исторически данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном антагонизме личного и общественного выдает за «вечное» лишь то, что характерно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий характер. В условиях социализма взаимоотношение личного и общественного характеризуется новой закономерностью, сочетанием личных и общественных интересов, в конечной тенденции — их гармонией. При социализме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в техническом прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по коренным вопросам их жизни не исключает отдельных частичных и временных противоречий, когда требуется личное подчинить общественному. Успехи сочетания общественных и личных интересов зависят, с одной стороны, от роста общественного богатства, от деятельности руководящих организаций, от правильного проведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага человека»; с другой стороны — от каждого члена О., от его сознательного служения общественному интересу. Период развернутого строительства коммунизма знаменует крупный шаг вперед по пути сочетания общественных и личных интересов. Политика КПСС и Советского государства в деле создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений, дальнейшего развертывания социалистического демократизма, подъема материального и культурного благосостояния народа направлена к достижению гармонии личного и общественного. Путь, начертанный в Программе КПСС, есть путь к созданию ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Источник: Философский словарь. 1963

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
одна из важнейших проблем социологии и этики. Философы и социологи домарксистской эпохи не смогли разрешить противоречие, состоящее в том, что отдельный человек, с одной стороны, представляет собой частичку общества и в своих действиях подчинен условиям этого общества, а с другой — обладает известной автономией, инициативой, свободой воли. Они, как правило, абсолютизировали либо роль общества, стоящего над человеком и определяющего образ его действий и мыслей, либо же свободную волю человека, способного якобы определять свои поступки независимо от общественной среды. В первом случае источником всех поступков человека считалась воля бога, абсолютная идея (объективные идеалисты) или же «обстоятельства» (материалисты); во втором случае такой источник искали внутри психики самого человека, в его сознании или подсознании (субъективные идеалисты). Марксизм преодолевает односторонность всех этих учений, показывая, что разрешение противоречия между Л. и о. достигается в практической деятельности, что личность зависит от общества, так же как и общество зависит от творческой деятельности людей. Человек, познавая законы общества, условия своей жизни, может преобразовывать общественную среду и себя самого в активной, целенаправленной деятельности. «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Маркс). Марксистское учение о человеке опирается на научное познание объективных законов развития общества. Индивидуум становится личностью лишь как носитель определенных общественных отношений. Индивидуальные способности человека, его нравственное и эстетическое развитие, его интеллектуальные возможности, сумма знаний, навыков и культуры, к-рой он обладает, говорят о человеке многое, но не определяют главного: его места в обществе, его участия в общественно-исторической практике. Ведь одни и те же индивидуальные способности могут развиваться и использоваться по-разному в различных общественных условиях. Поэтому центральной является социальная характеристика личности: объективная — принадлежность к данному классу, определяющая место человека в системе общественных отношений, и субъективная — его мировоззрение. При анализе формирования личности необходимо также конкретное изучение тех социальных связей, в к-рые вступает индивидуум в своей жизнедеятельности, его образа жизни: материальных условий его существования, участия в деятельности социальных коллективов (производственное объединение, семья, общественные организации) и т. д. Структура всех этих социальных связей более конкретно описывается и исследуется социологией при анализе многообразных социальных ролей индивида. Под последними понимаются те нормы, посредством к-рых общество определяет род занятий людей, формы их поведения, круг интересов и т. п. Развитие личности определяется прежде всего приобщением ее к социальному опыту, усвоением существующих в обществе форм и видов деятельности. Этот процесс происходит по-разному в различных конкретно-исторических условиях. В антагонистическом обществе разнообразные формы социальности, коллективности выступают как внешняя по отношению к индивиду сила, а регулирование обществом деятельности, поведения людей приобретает большей частью принудительный, репрессивный характер. Так, капитализму свойственна тенденция к обезличиванию человека, к дегуманизации его труда, к превращению человека в средство развития производства. Коммунистическое общество, целью к-рого является свободное и всестороннее развитие каждого его члена, преодолевает извечный конфликт Л. и о. Всестороннее развитие личности в коммунистическом обществе подразумевает обеспечение каждому человеку достаточных материальных возможностей, многообразия общественных связей и форм жизнедеятельности. Правда, на первой фазе коммунизма противоречие между обществом и личностью не устраняется полностью; в наиболее резкой форме оно проявляется в живучести пережитков прошлого, в конфликте между коллективистскими общественными отношениями и остатками индивидуализма в сознании, образе жизни людей. Личность изучается также психологией; предмет исследования в этом случае — свойства и особенности индивидуальной психики: характер, воля, интеллект, темперамент и т. д. Психологическое изучение личности, дополняющее ее социальную характеристику, необходимо для подлинно научного обоснования и решения проблемы человека.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970