ЛИБИДО

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Либидо
сексуальная энергия, которая, согласно теории З. Фрейда, лежит в основе развития личности.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЛИБИДО
(от лат. libido — страсть) — стремление, желание, склонность; чувственное вожделение, преимущественно бессознательное сексуальное влечение.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Либидо
одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

ЛИБИДО
страсть») - одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви.

Источник: Тематический философский словарь

Либидо
лат. libido – влечение, желание) понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу З. Фрейдом и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЛИБИДО
лат. libido - страсть) - в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом ("Wandlungen und Symbole der Libido", 1939) расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИБИДО
одно из основных понятий раннего психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Структурный элемент бессознательного – глубинных слоев психики, формирующий ядро инстинкта жизни (одного из двух основополагающих в психоанализе оснований жизнедеятельности индивида: инстинкта жизни – Эроса и инстинкта смерти – Танатоса). Либидо – это бессознательные стремления, желания, склонности, влечения, в основном, сексуального характера; это энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на поведение человека и формирование культуры.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЛИБИДО
(лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — понятие, первоначально использовавшееся в мед. и филос. лит-ре для обозначения полового влечения или инстинкта. З.Фрейд обозначал этим понятием специфич. вид энергии (имеющий сексуальную направленность), к-рый определяет все проявления жизнедеятельности человека. В поздних работах Фрейд понимал Л. более широко — как синоним влечения к жизни. Л., т.о., определялось как энергия всех влечений, к-рые охватывает понятие «любовь» (в т.ч. любовь к родителям и к самому себе и т.д.). Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Либидо
(лат. libido – влечение, желание) – одно из ключевых понятий психоанализа (см. Психоанализ), введенное в научный оборот З. Фрейдом. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. Использовалось как синоним сексуального влечения. Либидо рассматривается как ведущий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря психологической защите вытеснения, сублимации (см. Сублимация). В более позднем периоде деятельности З. Фрейд использовал понятие либидо как влечение к жизни (Эрос). Согласно З. Фрейду часть либидо направляется на объект (партнера) любви и дружбы, а часть на собственное «Я» (Объект-либидо и Я-либидо).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЛИБИДО
лат.–страсть) – одно из основных понятий психоанализа, означающее половое влечение или в более общем плане – влечение к жизни и ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К. Юнг расширил это представление, понимая под либидо психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека. В процессе онтогенеза либидо приобретает различные символические формы, как правило, не осознаваемые человеком и требующие расшифровки в рамках аналитической психологии. Фрейдом этот процесс трактовался как сублимация сексуального влечения в различные виды научной и художественной деятельности. К. Юнг считает, что либидо есть энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на действия человека.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЛИБИДО
лат. слово, обознач. желание): жизненная энергия, обеспечивающая вкус к жизни вообще, а также все позитивные проявления жизни: сексуальную жизнь, произведения искусства, все формы творчества. Для Фрейда либидо связано почти исключительно с проявлениями сексуальной жизни, «вытеснение» которой может вызвать «девиацию» и «сублимацию», т.е. личностные отклонения; это фундаментальное положение, на основе которого он объясняет сны и все формы выражения бессознательного. Для современных психиатров либидо означает силу жизни в ее целостности, принцип всякого объяснения наших поступков как нормальных, так и патологических. В конечном счете, либидо — это жизненный инстинкт, объясняющий все активные формы поведения (творчество, предпринимательский дух, инстинкт самосохранения). Он противостоит «инстинкту смерти» — деструктивным наклонностям нашего существа.

Источник: Философский словарь

ЛИБИДО
лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду, локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-рого меняется и объект влечения (от аутоэротизма к внеш. объекту). Столкнувшись с внеш. препятствием, Л. может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич. регрессии; наряду с этим оно способно отклоняться от первонач. целей, выражаясь, напр., в процессах творчества (см. Сублимация).
Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л. исключительно сексуального характера и рассматривая его как психич. энергию вообще. Понятое таким образом, Л. выступает у Юнга как метафизич. принцип психики.

Источник: Советский философский словарь

ЛИБИДО
от лат. libido — влечение, желание) — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию. Первоначально под Л. Фрейд понимал энергию, в виде к-рой сексуальное влечение проявляется в душевной жизни человека, используя т. наз. теорию Л. при объяснении не только причин неврозов, но и психосексуального развития нормального человека, его научной и художественной деятельности (Сублимация). В дальнейшем Фрейд приравнивает Л. к Эросу Платона и понимает под ним энергию таких влечений, к-рые имеют дело со всем тем, что охватывается словом любовь (половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.), а теорию Л. превращает в психоаналитическое учение о влечениях к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос). Еще более широкое толкование данного понятия наблюдается у Юнга, понимающего под Л. психическую энергию как таковую.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИБИДО
(лат. libido - - желание, влечение, сладострастие) - сексуальный инстинкт. В учении 3. Фрейда термин «либидо» получил расширительную трактовку - как влечение ко всему приятному, стремление к удовольствию, уподоблялся платоновскому Эросу. Либидо состоит из множества компонентов-импульсов (например, страсть к подглядыванию, к обнажению), несущих в себе заряд психической энергии. Либидо выступает единственным источником психической энергии, на котором строится вся динамика психических процессов. Эту психическую энергию Фрейд мыслил как количественно изменяющуюся субстанцию. Здесь сказалось влияние школы «медицинской физики» (Гельмгольц, Дюбуа-Реймон). Перераспределение энергии либидо в процессе психической динамики называлось в теории Фрейда «психической экономикой».
Теория либидо была разработана Фрейдом в начале XX в, Ее центральная часть - концепция психосексуального развития. Согласно ей, психическое развитие человека в своей основе есть развитие его сексуального инстинкта.
Яркой иллюстрацией этого учения стал анализ личности Леонардо да Винчи («Леонардо да Винчи и воспоминание его детства», 1910). Фрейд предложил искать разгадку его творчества и личности в обстоятельствах раннего детства. Согласно его гипотезе, раннее сексуальное любопытство, разбуженное во младенчестве, и тоска по матери, разлученной с ним в тот же период - таковы главные пружины неутомимого исследовательского энтузиазма Леонардо. Данным примером исторического психоанализа Фрейд положил начало целому жанру - жанру патографии, объектами которых стали, в частности, В. Вильсон, Достоевский; Гоголь, Пушкин.
Представители пост-фрейдистского психоанализа придают теории либидо меньшее значение или вовсе отбрасывают ее. Некоторые положения теории либидо получили в 70-е годы экспериментальное подтверждение.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЛИБИДО
от лат. libido - желание) - энергия, которую Фрейд считал фундаментальной основой всех преобразований сексуального, мотивации выбора его объекта, его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (топологическое и функциональное разнообразие эрогенных зон). Л. является связующим понятием между телесным развитием и объектными отношениями. Энергия Л. считается ограниченной количественно и неуничтожимой, но не подлежит измерению, т. к. она не является в полном смысле субстанцией. Функция Л. появляется не как нечто готовое и законченное, не обнаруживает простого последовательного роста и приращения, а проходит ряд следующих друг за другом периодов. Финальным пунктом развития становится подчинение частных сексуальных интересов внешнему объекту и подчинение сексуальности как таковой функции продолжения рода. Энергия Л. может выходить далеко за пределы чисто сексуального поведения, она способна сопровождать самые разнообразные виды деятельности. смешиваться с ними, придавая им специфический оттенок значения.
У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" в чистом виде, присутствующую во всем, что устремляется к чему-либо (лат. Impetus). Фрейд настаивал на том, что собственно сексуальную функцию невозможно устранить из душевной жизни никакими искусственными приемами.
Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, его психический аспект принципиально отличен от биологического и соматического, хотя имеет с ними множество корреляций и пересечений.
В широком смысле Л. можно понимать как носитель влечения к жизни, стремление организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства. Л. противостоит инстинкту смерти; их можно рассматривать как исходящие из одного источника, но развитие их направлено к различным сторонам процесса развития - к началу я концу соответственно.
К. Ю. Багаев

Источник: Современный философский словарь

Либидо
В переводе с латинского означает «желание», часто в порицательном смысле (эгоистическое желание, похоть, чувственность, разврат и т. п.). Паскаль, соглашаясь с Апостолом Иоанном (1, 21, 16) и бл. Августином («Исповедь», Х, 30–39), считал либидо синонимом вожделения: «Все, что в мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская: libido sentiendi, libido sciendi, libido dominandi» (желание чувствовать, желание знать, желание властвовать (лат.). – Прим. пер.) («Мысли», 545–458; см. также 145–461 и 933–460). Впрочем, своим современным употреблением термин обязан Фрейду, который именовал либидо половую энергию, проявляющуюся в психике, независимо от форм проявлений, включая сублимированные или внешне лишенные сексуальных признаков. В этом значении ничего порицательного уже нет. Либидо это «динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни» («Психоанализ и теория либидо», 1922, цит. по: Ж. Лапланш и Ж.‑Б. Понталис. Словарь по психоанализу). Фрейд иногда различал либидо и инстинкт самосохранения («Введение в психоанализ», глава 26), но в конце концов слил то и другое в единый жизненный импульс (отныне побуждения к самосохранению проистекают из либидо, которое противостоит мортидо – стремлению к смерти; «Опыты», «По ту сторону принципа удовольствия», 6). Не следует путать либидо с половым влечением, которое является всего лишь одним из его выражений, и тем более – с генитальной сексуальностью, которая является одной из его форм. Либидо может быть направлено как на собственное «я», так и на внешний объект, может быть привязано к сексуальности в узком смысле слова, а может распространяться на деловую активность, искусство, политику или философию. Ослабление либидо как один из симптомов меланхолии приводит «к утрате способности любить» («Метапсихология», «Печаль и меланхолия»), а то и к самоубийству. В этом, пожалуй, основной смысл понятия либидо. Итак, что же это такое, либидо? Способность жить, любить и наслаждаться, имеющая сексуальную природу и способная принимать различные формы. Либидо – фрейдистский и приложимый к половой сфере синоним conatus’а.

Источник: Философский словарь.

ЛИБИДО
лат. libido - желание, влечение, стремление) - понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение. В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первые идеализируемые объекты влюбленности; в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке; г) собственно сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацией и определенным контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени; 2) Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце 19 века немецким психиатром А. Моллем и др.; 3) Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих значениях понятие Л. употреблялось в классическом психоанализе Фрейда, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции Л. Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л., как энергия (энергетическая основа) эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по Фрейду, являются противоположные по направленности Объект-Л. (объектное Л.), т.е. Л., ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему, и Субъект-Л. (Л.-Я, Эго-Л., Я-Л., нарциссическое Л.), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентации и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л. как количественно измеряемой энергии осуществляются, по Фрейду, вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л.: от элементарных физиологических актов до творчества, 4) В аналитической психологии Юнга понятие Л. употреблялось преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ЛИБИДО
от лат. libido — страсть) — бессознательное сексуальное влечение, в более общем плане — влечение к жизни и ее обнаружениям, близкое к платоновскому Эросу.
Понятие “Л.” многозначно: это и желание, и влечение, и стремление. В разных содержательных контекстах оно может означать удовольствие, кровожадность, жажду наслаждения, произвол и каприз. Понятие “Л.” появилось в медицинской, психологической и затем филос. литературе во втор. пол. 19 в. в работах М. Бенедикта “Электротерапия” (1868) и А. Молля “Исследование сексуального влечения” (1898).
Прежде всего Л. — это проявление полового инстинкта, обостренного и неустанного сексуального влечения. Эрос — глубинная, трудноутоляемая потребность человека и общества. Он неизбывен, неисчерпаем. Человек то и дело вязнет в оргиастическом исступлении, в эротическом движении мысли. Это, по 3. Фрейду, сделавшему данное понятие основным для своих работ, не только страсть, но стиль современной жизни. Заслуга Фрейда — в открытии эротической природы подсознания. Половой инстинкт определяет в конечном счете первичные эмоциональные связи между людьми. Он лежит в основе любовных и дружеских чувств, различных привязанностей — к самому себе, др. родственникам, сверстникам. Обращаясь к изучению бессознательного, писал Н.А. Бердяев, мы находим там Л., с рождения присущее человеку. В бессознательном мы обнаруживаем не только неудовлетворенное половое влечение, но также стремление к преобладанию и власти, смятенное cosnaHHef уязвленное самолюбие, неугасимую обиду и зависть, вечную приговоренность к одной и той же судьбе. Признав, что основная идея Фрейда гениальна, а метод плодотворен, Бердяев тем не менее считал, что он неправомерно придал Л. центральное и всеобъемлющее значение; так родилась ложная пансексуалистская метафизика.
У Фрейда в трактовке Л. обозначился разносторонний метафизический смысл. Именно через Л. он пытался осмыслить множество культурных, социальных и антропологических вопросов. Сам Фрейд называл свои идеи метапсихологическими гипотезами. Огромная толпа, готовая к бессознательным свершениям, как выясняется, предельно эротизирована. Жестоко мстит за себя, отмечал Фрейд, пренебрежение к либи-дозному фактору в армии. Межэтнические коллизии вообще нельзя понять без сложного синдрома любви и ненависти. Касаясь массовых политических движений, Фрейд уточнял, что каждый человек либидозно связан, с одной стороны, с вождем (Христом, полководцем, политическим лидером), а с другой — с иными массовыми индивидами.
К.Г. Юнг в полемике с Фрейдом расширил понятие “Л.” до психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Юнг попытался освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Он утверждал, что все психические явления можно рассматривать как обнаружения энергии, подобно тому, как все физические процессы могут пониматься как энергетические реализации. Субъективно и психологически эта энергия, по мнению Юнга, понимается и переживается как сильное желание. Л. здесь приобретает первоначальное значение, не сводимое только к сексуальному влечению. Оно означает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Л. есть потребность организма в естественном для него состоянии. С генетической т.зр. телесными потребностями, составляющими сущность Л., являются голод, жажда, секс и эмоциональные состояния или аффекты.
Т.о., в аналитической психологии Л. рассматривается как психическая энергия, направляющая и побуждающая личность к любому виду деятельности. Обнаружение Л. в отношении к.-л. объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Л. может меняться, но эта энергия не может быть уничтожена.
О Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Гуревич П.С. Либидо // Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ЛИБИДО
лат. libido— желание, стремление, влечение, страсть) — понятие, введенное в психологическую, медицинскую и философскую литературу во 2-й пол. 19 в. в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868), А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) и др. для определения сексуального влечения, или инстинкта. В 20 в. понятие «либидо» разрабатывалось в глубинной психологии, и прежде всего в психоанализе 3. Фрейда. По признанию последнего, ОН заимствовал это понятие у Молля. Фрейд считал либидо психической энергией, которая является подосновой всех трансформаций и перемещений сексуального влечения. Стремление, вожделение — это основа Всякой психической жизни. Изначально либидо не имеет никакого определенного содержания, оно обладает лишь направленностью, интенцией. По этой причине может происходить преобразование сексуального влечения, отношения к его объекту (смещение энергетических нагрузок), цели (напр., сублимация) и источнику сексуального возбуждения (разнообразие аэрогенных зон). Либидо ведет человека к удовлетворению, к разрядке психического напряжения, причем это удовлетворение может принимать самые различные формы. Либидо может найти выход в обычном половом акте, а может перейти в сублимированный акт художественного или религиозного творчества. Оно может также перейти в отклонение, перверсию, переключаясь на самые неожиданные объекты как внутри, так и вне сексуальной сферы. Либидо способно принимать множество форм, не обладая само по себе никакой формой. Оно предстает как могущественная иррациональная сила, антагонистическая деятельности сознания. По мнению Фрейда, мы не можем представить душевной жизни человека, в построении которой не участвовало бы либидо, даже если оно отдалилось от первоначальной цели или воздержалось от ее осуществления.
Значение термина «либидо» изменялось в различные периоды творчества Фрейда. В его ранних работах — «Навязчивые состояния и фобии» (1895), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и др. — понятие «либидо» обозначает сексуальную энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения. Нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне; между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги. Либидо оставляет неизгладимый след в психической жизни личности. Фрейд выделяет два вида энергетической нагрузки либидо: «Я-либидо» и «объектное либидо». Объектом либидо может быть собственная личность (Я-либидо) или внешний объект (объектное либидо). Существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки: если «объектное либидо» возрастает, то «Я-либидо» убывает, и наоборот. В последующих работах — «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» ( 1920) и др. — Фрейд сравнил либидо с Эросом Платона. Здесь либидо предстает как основа влечений к жизни, как стремление организмов сохранить целостность живой субстанции и создавать новые формы. Либидо есть энергия всякого влечения «любви», будь то половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, человеколюбие и т. д..
Термин «либидо» — как сексуальное влечение в самом широком смысле слова — Фрейд использовал в равной мере для объяснения причин возникновения неврозов и психических расстройств и для объяснения психической жизни нормального человека и его творческой деятельности (сублимация). Либидо становится одним из важнейших понятий психоаналитического учения о влечении к жизни (Эрос) и влечении к смерти (Танатос).
Основатель аналитической психологии К. Г. Юнг значительно расширил понятие «либидо». У него оно обозначает «психическую энергию» как таковую, присутствующую во всем, что «устремляется к чему-либо». Либидо у Юнга предстает как поток витально-психической энергии, оно сродни понятиям «воли» Шопенгауэра и Ницше, «бессознательного» Э. фон Гартмана, «жизненного порыва» Бергсона. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека Юнг рассматривает как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и другие психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, его способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо приводит к репродукции в сознании больного архаических образов и представлений, которые Юнг рассматривает как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг утверждал, что в процессе всякой человеческой жизни либидо претерпевает сложную трансформацию, принимая разнообразные символические формы, расшифровка и интерпретация которых является одной из основных задач аналитической психологии.
Т. П. Лифинцева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
30.93 мб

НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР. ЛИБИДИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

Скопин Денис