ЛИБЕРТ Артур

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИБЕРТ Артур
10.11.1878, Берлин -5.11. 1946, там же), нем. философ-неокантианец. Будучи представителем марбургской школы неокантианства, Л. в дальнейшем пытался сочетать кантовский критицизм с неогегельянской диалектикой и развитой им концепцией «критич.» метафизики, противопоставляемой Л. «догматич.» метафизике («Дух и мир диалектики» - «Geist und Welt der Dialektik», 1929). Выступал с критикой совр. ему культуры, усматривая истоки «духовного кризиса современности» в переходе от нормативного мышления Канта и Гегеля к релятивизму и историзму, как они сказались, по Л., у Фейербаха, Ницше и Дильтея. В ряде работ 1930-40-х гг. защищал принципы бурж. либерализма.

Источник: Советский философский словарь

ЛИБЕРТ (Liebert) Артур
род. 10 нояб. 1878, Берлин - ум. 5 нояб. 1946, там же) - нем. философ; с 1928 по 1933 профессор в Берлине, с 1910 по 1933 - председатель Кантовского общества, с 1934 по 1939 - профессор в Белграде; неокантианец. Работал над теориями Пико делла Мирандолы, Фихте, Штриндберга, Канта, Гете, Дильтея, а также разрабатывал проблему ценностей, изучал возможность критической философии вообще, занимался диалектикой и теорией познания. Осн. произв.: "Das Problem der Geltung", 1914; "Der Geltungswert der Metaphysik", 1915; "Wie ist kritische Philosophie ьberhaupt mцglich?", 1919; "Geist und Welt der Dialektik", Bd. l, 1929 (рус. пер. "Дух и мир диалектики"); "Erkenntnistheorie", 2 Tie., 1932; "Der universale Humanismus", Bd. l, 1946.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИБЕРТ Артур
10 ноября 1878, Берлин— 5 ноября 1948, там же) — немецкий неокантианец, пытавшийся соединить критицизм с диалектикой неогегельянского толка в концепции «критической метафизики». Профессор университета в Берлине (1928—33) и Белграде (с 1934). Критикуя классический рационализм за подчинение действительности господству разума, Либерт стремится, с одной стороны, преодолеть односторонность формального рационализма, а с другой — исключить иррациональность потока жизни. Свою концепцию он называет диалектическим рационализмом или диалектическим идеализмом. Диалектика понимается им как условие обновления жизни, ее норм, оснований и целей. Поскольку«жизнь» как основополагающее понятие диалектики относится к области иррационального, то и основные ее категории экзистенциальны: страх, полнота жизни, мощь, творческая сила, всемогущий поток, неотразимый порыв и т. п. Само понятие «жизнь» у Либерта развивается в рамках культурно-исторического варианта философии жизни. Жизнь, действительность, бытие, реальность — все это синонимы понятия «историческая жизнь», которая выявляет диалектический характер человеческого существования.
Соч.: Das Problem der Geltung. Lpz„ 1920; Geist und Welt der Dialektik. B. 1929; Wie ist kritische Philosophie uberhaupt moglich? Lpz., 1923; Die geistige Krisis der Gegenwart. B., 1925; Erkenntnistheorie, Bd. 1—2. В., 1930; Die Kritik des Idealismus. Z., 1946.
Блюхер

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛИБЕРТ Артур

(10 нояб. 1878 – 5 нояб. 1948) – нем. философ-идеалист, неокантианец марбургской школы. Проф. Берлинского (1928–33) и Белградского (1934–39) ун-тов. Теорию познания считал предпосылкой для рассмотрения всех остальных филос. проблем, прежде всего проблемы ценности. В 30-х гг., стремясь преодолеть субъективно-идеалистич. характер неокантианства, Л. сближается с неогегельянством. Если в первый период его деятельности категории рассматривались им как определения мышления, то теперь принимается гегелевский тезис о тождестве субъекта и объекта и категории выступают как определения самого бытия. Тем самым делается попытка преодолеть кантианский разрыв между мышлением и бытием. Диалектику субъекта и объекта Л. пытается проследить в соч. "Дух и мир диалектики" ("Geist und Welt der Dialektik", 1929). Задача философии, согласно Л., понять сущность духа, постигнуть его спонтанность именно в его диалектике и как диалектику. Таким образом, в конечном итоге теория познания должна выступать как учение о творческой диалектике духа. Исходя из этих филос. позиций, Л. критикует совр. бурж. культуру, но причину ее упадка видит не в капиталистич. производств. отношениях, а в духовном кризисе. Преодолеть этот кризис, по Л., можно только путем создания нового мифа. В философии культуры Л. чувствуется влияние иррационалистич. философии жизни. Л. относится к тем нем. философам, к-рые политически являются представителями отжившего свой век либерализма. После прихода фашизма к власти в Германии слабость либерализма стала очевидной и его сторонниками овладел пессимизм; они восприняли национал-социализм как роковое явление, видя в нем не общественный, а духовный феномен, с которым бороться можно только духовными средствами. Соч.: Das Problem der Geltung, В., 1914; Der Geltungswert der Metaphysik, F., 1915; Wie ist kritische Philosophie ?berhaupt m?glich?, Lpz., 1919, 2 Aufl., Lpz., 1923; Vom Geist der Revolution, 3 Aufl., В., 1919; Die geistige Krisis der Gegenwart, В., 1923; Ethik, В., 1925; Mythus und Kultur, В., 1925; Zur Kritik der Gegenwart, Langensalza, 1928; Die Krise des Idealismus, Z.–Lpz., 1936; Der Liberalismus als Forderung, Gesinnung und Weltanschauung, Z., 1938; Von der Pflicht der Philosophie in unserer Zeit, Z., 1938; Der universale Humanismus, Z., 1946. Лит.: Marсk S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, T?bingen, 1929–31; Кropp G., A. L. in memoriam, "Z. philos. Forschung", 1949, Bd 3, No 3. Б. Кауфхольдт. ГДР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.