ЛИБЕРТ Артур
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Соч.: Das Problem der Geltung. Lpz„ 1920; Geist und Welt der Dialektik. B. 1929; Wie ist kritische Philosophie uberhaupt moglich? Lpz., 1923; Die geistige Krisis der Gegenwart. B., 1925; Erkenntnistheorie, Bd. 1—2. В., 1930; Die Kritik des Idealismus. Z., 1946.
Блюхер
Источник: Новая философская энциклопедия
(10 нояб. 1878 – 5 нояб. 1948) – нем. философ-идеалист, неокантианец марбургской школы. Проф. Берлинского (1928–33) и Белградского (1934–39) ун-тов. Теорию познания считал предпосылкой для рассмотрения всех остальных филос. проблем, прежде всего проблемы ценности. В 30-х гг., стремясь преодолеть субъективно-идеалистич. характер неокантианства, Л. сближается с неогегельянством. Если в первый период его деятельности категории рассматривались им как определения мышления, то теперь принимается гегелевский тезис о тождестве субъекта и объекта и категории выступают как определения самого бытия. Тем самым делается попытка преодолеть кантианский разрыв между мышлением и бытием. Диалектику субъекта и объекта Л. пытается проследить в соч. "Дух и мир диалектики" ("Geist und Welt der Dialektik", 1929). Задача философии, согласно Л., понять сущность духа, постигнуть его спонтанность именно в его диалектике и как диалектику. Таким образом, в конечном итоге теория познания должна выступать как учение о творческой диалектике духа. Исходя из этих филос. позиций, Л. критикует совр. бурж. культуру, но причину ее упадка видит не в капиталистич. производств. отношениях, а в духовном кризисе. Преодолеть этот кризис, по Л., можно только путем создания нового мифа. В философии культуры Л. чувствуется влияние иррационалистич. философии жизни. Л. относится к тем нем. философам, к-рые политически являются представителями отжившего свой век либерализма. После прихода фашизма к власти в Германии слабость либерализма стала очевидной и его сторонниками овладел пессимизм; они восприняли национал-социализм как роковое явление, видя в нем не общественный, а духовный феномен, с которым бороться можно только духовными средствами. Соч.: Das Problem der Geltung, В., 1914; Der Geltungswert der Metaphysik, F., 1915; Wie ist kritische Philosophie ?berhaupt m?glich?, Lpz., 1919, 2 Aufl., Lpz., 1923; Vom Geist der Revolution, 3 Aufl., В., 1919; Die geistige Krisis der Gegenwart, В., 1923; Ethik, В., 1925; Mythus und Kultur, В., 1925; Zur Kritik der Gegenwart, Langensalza, 1928; Die Krise des Idealismus, Z.–Lpz., 1936; Der Liberalismus als Forderung, Gesinnung und Weltanschauung, Z., 1938; Von der Pflicht der Philosophie in unserer Zeit, Z., 1938; Der universale Humanismus, Z., 1946. Лит.: Marсk S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, T?bingen, 1929–31; Кropp G., A. L. in memoriam, "Z. philos. Forschung", 1949, Bd 3, No 3. Б. Кауфхольдт. ГДР.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.