ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
одна из основных форм цивилизаций человечества, характеризуемая господством либерального нравственного идеала.
противоположность традиционной цивилизации основана на ценностях развития и прогресса, превращения диалога в основополагающий принцип социальной жизни, в оттеснении на задний план инверсии, преобладании творчества, медиации, совершенствования конструктивной напряженности посредством постоянного развития очагов прогресса, точек роста и развития. Для Л. ц.
характерно комфортное состояние, требующее постоянного потока новшеств, изменений, динамичного образа жизни. Предметов диалога становятся также и связи между людьми, структура организаций. Л. ц. носит рефлективный характер, т. е. воспроизведенная деятельность нацелена на возрастающее совершенствование общества (социальных отношений, культуры, воспроизводственного процесса, менталитета). Иначе говоря Л. ц.
характеризуется стремлением к подчинению всех элементов конечному эффекту (см.: организационная революция). Л. ц. нацелена на возрастающее значение личности, что выражается в институциональной защите прав человека, в идее равенства исходных предпосылок его развития, равенства прав при принятии решений на всех этажах, ориентации на творчество и инициативу. Ресурсы распределяются на основе представления, что эффект деятельности зависит от характера этого распределения. Капитализм является первым этапом Л. ц., для которого характерна возможность отношения к человеку как к ресурсу, средству. Ограниченность этого этапа преодолевается развитием общества, где человек выступает как самоценность.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
тип общества, чьи организационные формы и особенности основаны на принципах самоценности, самореализации и ответственности личности, безусловном признании ее прав перед лицом государства, что выражено в идеалах гражданского общества, защите частной собственности, рыночных отношений, а также политических свобод и гласности. Л. ц. является центральным понятием одной из современных теорий мирового развития на основе выделения двух разновидностей Ц.: традиционной и Л. Разработка этой концепции на примере России принадлежит современному отечественному социологу и философу А.С. Ахиезеру. Его теория основана на том, что главными факторами исторического и культурного развития являются идеология, нравственность и ценности, мотивирующие поведение отдельных людей, социальных групп и общества в целом. В каждый отдельный период своего развития общество находится в стадии воспроизводства, имеющего различную степень динамики и противоречий между сложившимися социальными отношениями, нравственными нормами, ценностями и новыми массовыми идеалами и инновационными тенденциями. В зависимости от силы историко-культурной инерции и действия механизма формирования новых циклов развития различаются два крайних базовых типа цивилизации: традиционный и либеральный. Традиционную Ц. характеризует ориентация на ценности и идеалы, оформившиеся в прошлом, а также статичный тип воспроизводства, который нацелен лишь на поддержание существующих социальных отношений и установившегося типа личности. В свою очередь Л. ц. отличается господством интенсивного воспроизводства, постоянной динамикой развития, углублением содержания культуры и повышением эффективности всех социальных сфер человеческой жизнедеятельности. Между этими крайними типами существуют промежуточные системы Ц., соединяющие в себе вышеуказанные крайности. Как промежуточный тип Ц. Россия, по мнению Ахиезера, находится в состоянии раскола и противоречий между идеалами, унаследованными от прошлого, и позитивными инновационными ценностями. Если принять точку зрения, что либерализм с его идеями торжества гуманизма, разума и свободы в обществе, ставшем самоорганизующейся динамичной системой, является ныне магистралью мирового развития, то Россия должна пройти свой путь от чреватых глубокими потрясениями промежуточных форм к самобытному типу Л. ц.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.