ЛИ ЦЗЭХОУ

Найдено 1 определение
ЛИ ЦЗЭХОУ
6.1930, Чанша пров. Хунань. Специалист по эстетике, историк философии. В 1954 окончил филос. ф-т Пекинского ун-та. Науч. сотрудник Ин-та философии АОН Китая, зам. пред. Всекит. об-ва изучения эстетики, чл. комиссии по присуждению степеней по филос. наукам при Госсовете КНР. С нач. 80-х гг. активно участвовал в междунар. науч. обмене, в 1983 - 4 работал в Висконсинском ун-те (США). После 1989 подвергался критике в кит. печати за причастность к течению "бурж. либерализации". В 50-е гг. придерживался мнения о единстве объективности и социальности прекрасного. Прекрасное материально и существует вне зависимости от индивид, субъекта, но является порождением практич. деятельности "макросубъекта" - человечества - по преобразованию мира природы. В 80-е гг., развивая "практич." истолкование прекрасного, Л.Ц. определял его как единство истины и добра, или единство закономерности и целенаправленности. Человеч. чувство красоты опосредуется социальной практикой, связывающей человека с природой и в то же время дающей ему известную свободу, одной из форм к-рой является прекрасное. Выступая в 50 - 60-е гг. по проблеме предмета эстетики, Л.Ц. определял эстетику как "науку, исследующую закономерности красоты", включая филос. осмысление красоты как объективного и реального, конкр. изучение психологии прекрасного, а также социологии и истории искусства. В сфере истории философии Л.Ц. выступает за отказ от таких, с его т.зр., сомнительных шаблонов, как деление мыслителей на противостоящих друг другу материалистов и идеалистов, или примитивное толкование гегелевской спирали, подразумевающей превосходство последующих филос. систем над предыдущими. Считая в учении Конфуция стержневой категорией "гуманность" (жэнь [2]), а не "ритуал" (ли (2]), Л.Ц. выделяет в понятии "гуманность" четыре стороны - "кровнородств. основу", "психологич. принцип", "гуманизм" и "индивид, человеч. характер", к-рые образуют единое целое, имеющее своим духовным признаком "практич. разум". Касаясь истоков кит. диалектики, Л.Ц. возвел их к "военной школе" (бин цзя), к-рая сформировала традицию трезвого рационального подхода к объекту, быстрого определения двуединства его ключевых качеств, соответствующих бинарной оппозиции инь ян, и прикладной конкретизации теоретич. принципов. Эта традиция была впоследствии развита Лао-цзы. В неоконфуцианстве 10 - 17 вв. Л.Ц. видит прежде всего не гносеологию или космологию, а "попытку радикальной реконструкции конф. теории человека", выводящей этику на онтологич. уровень. Считает конф. ядро неким инвариантным психокультурным конструктом, присущим вплоть до наст, времени кит. крестьянину в той же мере, что и интеллигенту. Выделяет в качестве особенностей совр. конфуцианства (см. Постконфуцианство) акцент на восприятии и развитии линии Конфуция - Мэн-цзы - Чэн И и Чэн Хао - Чжу Си - Лу Цзююаня - Ван Янмина, переработку на основе этой традиции зап. идей ("наука", "демократия") или зап. философии (А. Бергсон, Б. Рассел, И. Кант, М. Хайдеггер) с целью поиска путей к решению стоящих перед Китаем социальных, политич., культурных и прочих проблем. В качестве осн. фигур постконфуцианства, определивших специфику отд. этапов развития этого течения, Л.Ц. выделяет Сюн Шили, Лян Шумана, Фэн Юланя и Моу Цзунсаня. Вторые роли он отвел Цянь My и Сюй Фугуаню как историкам, а Чжан Цзюньмаю и Тан Цзюньи - как философам с чрезмерно "запутанными" и не очень самост. системами. *Чжунго цзиньдай сысян ши лунь (Очерки по истории кит. мысли нового времени). Пекин, 1982; Л.Ц. чжэсюэ мэйсюэ вэньсюань (Избр. статьи Л.Ц. по философии и эстетике). Чанша, 1985; Чжунго гудай сысян ши лунь (Очерки по истории древнекит. мысли). Пекин, 1986; Чжунго сяньдай сысян ши лунь (Очерки по истории кит. мысли новейшего времени). Пекин, 1987; Сысян чжэсюэ мэйсюэ жэнь (Мысль, философия, эстетика, человек). Харбин, 1988; Хуася мэйсюэ (Кит. эстетика). Пекин, 1989. А.В. Ломаное

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь