ЛИ АО
ЛИ АО [1]
Ли Сичжи. 772, Чэнцзи обл. Лунси (к востоку от совр. Циньаня пров. Ганьсу) или обл. Чжао,- 841. Философ, литератор. Имел высшую ученую степень цзиньши, был чл. ("д-ром"- боши) импер. Гос. академии (Гоцзы), дослужился до поста правителя области. Испытал сильное влияние буддизма. Осн. соч.- "Фу син шу" ("Кн. о возрождении [индивид.] природы"), "Ли Вэнь-гун цзи" (Собр. произв. Ли - князя Культуры). Стремился к синтезу конф. и буд. концепций на основе идей "Чжун юна". Пытался применять буд. понятийный аппарат для анализа конф. учения о соотношении "сердца" (синь [1]-сознания и психики) и человеч. "[индивид.) природы" (син [1]). Считал "коренную природу" (бэнь син) - исконное природное начало у всех людей в равной степени "добрым" (шань). Соприкосновение ее с вещами внеш. мира рождает чувства (цин [2)) и неизбежные чувственные заблуждения. Лишь отбросив их, можно восстановить "дао [индивид.] природы", выражающееся в подчинении зрения, слуха, речи и действий правилам этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]). Тот, кто способен т.о. "довести до предела собств. природу", может "довести до предела" и "природу" др. людей, а также вещей, т.е. привести мир к абсолютной гармонии "срединности и постоянства". "Возрождение" и "доведение до предела собств. природы" требует поэтапного совершенствования сознания и психики. Прежде всего следует исключить "рождение чувств", "освящая размышления и помыслы", т.е. сосредоточиваясь на высоких духовных ценностях. Следующий этап "возрождения природы" - познание такого состояния, при к-ром "мысль отсутствует и присутствует" одновременно и к-рое "отделено от движения и покоя" (см. Дун - цзин). Завершает этот процесс "достижение искренности" (чжи чэн, см. Чэн [1]), некоей границы "совершенной мудрости" (см. Шэн [1]), дающей возможность, внутренне пребывая в "тишине и бездвижности", "обозреть Небо и Землю", "ощущением пронизать всю Поднебесную", в к-рой не остается ничего невидимого и непостижимого. Отрицал возможность познания мира за счет изучения внеш. вещей и их свойств. Политич. учение Л.А. представляет собой интерпретацию положений Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о незыблемости социальных ролей (см. Чжэн мин). Основой обществ, порядка считал учение "Шести канонов" ("Лю цзин"). Был активным сторонником идеи "возрождения древности" (фу гу) и развития лит. стиля гувэнь (см. Хань Юй). *Ли Вэнь-гун цзи. Л.А. чжуань (Собр. произв. Ли - князя Культуры. (С приложением] биографии Л.А.). Цз. 1 - 18. Шанхай. Б.г. // СБЦК. П. 134. Т. 1525 - 26.