(р. 10.7.1946) — спец. в обл. филос. и методологии науки; д. филос. н., проф. Р. в г. Констанца (Румыния) в семье офицера С А. В 1970 закончила филос. ф-т ЛГУ и асп. по кафедре филос. (1973) Ленинградского электротехн. ин-та. С 1973 асе. кафедры филос. Инж.-строит. ин-та, а с 1977 доц. такой же кафедры Ленингр. электротехнического ин-та. С 1986 по наст. вр. работает на кафедре филос. РГПУ им. А. И. Герцена, доц. (1986), проф. (1991). Докт. дисс. — «Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска» (1990). Разрабатывает методол. основы научно-поисковой деятельности; исследует проблемы науч. знания как целокупной системы, филос. прогнозирования, филос. педагогики. Науч. поиск определяет как преодоление науч. неопределенности, как выработку нового знания и преобразования под его воздействием системы накопленных знаний. Выделяет психол., эмпирич. информационно-теор. и нормативно-ценностные, детерминации науч. поиска. Истолковывает прогноз как форму организации знания и как вид науч. творч., к-рому присущи естественно-науч., матем., социально-ист. и мировоззренч. детерминация. Вводит в науч. обиход понятие пед. идеи, к-рая приобретает две формы своего воплощения — теор., абстрактно-понятийную, и практич., функционирующую в живом опыте обучения и воспитания. Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Эта идея существует и развивается как бы вне их, в попперовском «третьем мире» — в мире общественного содержания мышления. Пед. идея функционирует как скрытое знание. Методологически она играет роль важнейшего когнитивного стандарта. Разрабатывается оригинальная периодизация науки, в границах к-рой каждый этап ист. науки связан с изменением предмета науки, круга решаемых задач и горизонта знания. Анализируется мера адекватности понятия информац. об-ва как обозначения нового качества социума.
Соч.: Сознание как категория материалистической диалектики. (В соавт.). Л., 1989; Философия педагогики — теоретический базис образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. СПб., 1996. Вып. 1; Развертывание педагогической идеи как реализация рациональности // Научная рациональность и структура повседневности. СПб., 1999; «Алгоритм» творчества или творческой потенциал? // Философия действия и творчество. СПб., 2000; Наука о вселенной: История и методология науки. (В соавт.). СПб., 2004; История науки в истории и философии науки. СПб., 2005; Введение в философию науки. (В соавт.). М., 2005; Информационное общество как продукт научно-технического прогресса // Кредо new. СПб, 2005. № 2 (42); Горизонты науки XXI века: Этюды философии науки. (В соавт.). М., 2006.
ЛЕЗГИНА Марина Львовна
ЛЕЗГИНА Марина Львовна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009
ЛЕЗГИНА Марина Львовна
Родилась 10 июля 1946 г. в г. Констанца (Румыния). Окончила философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1970), аспирантуру кафедры философии Ленинградского электротехнического института (1973). С 1973 ассистент кафедры философии Ленинградского инженерностроительного института. С 1977 г. доц. кафедры философии Ленинградского электротехнического института. С 1986 г. в Российском государственном педагогическом университете им.А.И. Герцена: доц., с 1991 г. проф. В 1974 г. в Ленинградском государственном университете им. А.А.. Жданова защитила кандидатскую диссертацию «Новое знание и методологические проблемы его формирования в физике». В 1990 г. защитила докторскую диссертацию «Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска». Разрабатывает методологические основы научно-поисковой деятельности; исследует проблемы научного знания как целокупной системы, философского прогнозирования, философской педагогики. Научный поиск определяет как преодоление научной неопределенности, как выработку нового знания и преобразования под его воздействием системы накопленных знаний. Выделяет психологические, эмпирические, информационнотеоретические и нормативно-ценностные детерминации научного поиска. Истолковывает прогноз как форму организации знания и как вид научного творчества, которому присущи естественнонаучная, математическая, социально-историческая и мировоззренческая детерминация. Вводит в научный обиход понятие педагогической идеи, которая приобретает две формы своего воплощения: теоретическую, абстрактно-понятийную, и практическую, функционирующую в живом опыте обучения и воспитания. Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Разрабатывается периодизация науки, в границах которой каждый этап истории связан с изменением предмета науки, круга решаемых задач и горизонта знания. Анализируется мера адекватности понятия информационного общества как обозначения нового качества социума.
Основные публикации: Детерминация прогнозирования. Л., 1983; Развертывание педагогической идеи как реализация рациональности // Научная рациональность и структура повседневности. СПб., 1999; «Алгоритм» творчества или творческой потенциал? // Философия действия и творчество. СПб., 2000; Введение в философию науки. М., 2005. В соавт.; Информационное общество как продукт научно-технического прогресса // Credo new. 2005. № 2; Горизонты науки XXI века: Этюды философии науки. М., 2006. В соавт; Научная идея: от Платона до современной философии науки // Платоновский пир. Бийск, 2010; Философская концепция истории науки В.И. Вернадского // Философия права. 2012. № 2, 2013. № 1; Идея как форма научного познания // Там же. 2013. № 5; Наука как ценность духовного производства // Ребёнок в современном мире. СПб., 2013. В соавт.; Человек в эпоху кризисного сознания // Герцен: идеи науки и образования. СПб., 2013. В соавт.; Наука как ядро образовательной парадигмы современности // Тинейджеры в современном социуме. МПб., 2014. В соавт.; Научное понимание природы истинных знаний // Аксиология массовой культуры. СПб., 2014. В соавт.; Человек в структуре реальности. М., 2015.
Основные публикации: Детерминация прогнозирования. Л., 1983; Развертывание педагогической идеи как реализация рациональности // Научная рациональность и структура повседневности. СПб., 1999; «Алгоритм» творчества или творческой потенциал? // Философия действия и творчество. СПб., 2000; Введение в философию науки. М., 2005. В соавт.; Информационное общество как продукт научно-технического прогресса // Credo new. 2005. № 2; Горизонты науки XXI века: Этюды философии науки. М., 2006. В соавт; Научная идея: от Платона до современной философии науки // Платоновский пир. Бийск, 2010; Философская концепция истории науки В.И. Вернадского // Философия права. 2012. № 2, 2013. № 1; Идея как форма научного познания // Там же. 2013. № 5; Наука как ценность духовного производства // Ребёнок в современном мире. СПб., 2013. В соавт.; Человек в эпоху кризисного сознания // Герцен: идеи науки и образования. СПб., 2013. В соавт.; Наука как ядро образовательной парадигмы современности // Тинейджеры в современном социуме. МПб., 2014. В соавт.; Научное понимание природы истинных знаний // Аксиология массовой культуры. СПб., 2014. В соавт.; Человек в структуре реальности. М., 2015.
Источник: Философы современной России. 2015 г.