ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ

Найдено 1 определение
ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ
общее название мелкобуржуазных политических течений, отражающих социальное недовольство разоряемых средних слоев, молодежи и интеллигенции капиталистических стран, склонных к стихийному бунтарству. Идеология Л. р. восходит к мелкобуржуазному анархическому социализму П. Ж. Прудова, а политическая тактика — к бланкистской теории заговоров и террористических актов. Анархистский тезис о государстве как источнике всякого угнетения представители Л. р. развивают в духе теории «третьего пути» — безгосударственного общественного устройства, одинаково противостоящего как капитализму, так и реальному социализму. Этим они способствуют расколу антимонополистических сил и нередко играют на руку реакции.
Распространение Л. р. обусловлено высоким удельным весом мелкой буржуазии и промежуточных слоев в ряде капиталистических стран (прежде всего в Западной Европе), а его периодическая активизация — резкими колебаниями в положении и общественном статусе этих слоев в ходе развития капитализма. В 60-е гг. в связи с активным наступлением монополистического капитала на средние слои, его широким проникновением в культуру, науку и др. сферы духовной жизни общества произошло оживление Л. р., носителем идей к-рого стала интеллигенция. Возникло движение «новых левых», представители к-рого выступали против всех существующих общественных систем и идеологий. Отрицание «новыми левыми» необходимости идеологии привело к тому, что их идейно-политическая платформа приобрела крайне эклектический характер. Идеологи «новых левых» черпали идеи из утопического социализма, анархизма, троцкизма, маоизма, социал-демократических и буржуазно- либеральных течений и в то же время пытались заимствовать некоторые элементы марксизма.
Формирование идеологии «новых левых» связано с именами американского социолога Р. Миллса, французского философа Ж.-П. Сартра, а также американского философа и социолога Г. Маркузе, идеи к-рого послужили основой популярного среди представителей Л. р. течения. Согласно идеологии маркузианства, рабочий класс стран развитого капитализма интегрирован в «потребительское общество», а носителями революционного сознания являются молодежь, радикальная интеллигенция и «аутсайдеры» (люмпены, безработные, бездомные, иммигранты и т.п.). Поскольку корни «репрессивного общества» маркузианство усматривает в самих основаниях современной цивилизации, то назначением «аутсайдеров» объявляется разрушение этих основ — крупной промышленности, крупномасштабных форм социальной организации (государство, партии, профсоюзы).
Л.р. несет в себе бесспорный заряд социального и культурного нигилизма. В политике это проявилось в экстремизме «красных бригад» в Италии, ИРА в ФРГ и др., взявших на вооружение тактику террора и «провоцирования» властей на вооруженный конфликт (см. Терроризм). Вред этой тактики для революционного движения учитывается агентурой империализма; не случайно терроризм на Западе привлекает помимо чисто уголовных элементов многочисленных профессиональных провокаторов.
Совр. Л. р., представленный в первую очередь участниками т. н. новых социальных движений на Западе, в идейно-политическом отношении неоднороден. Наряду с экстремистскими группировками, а также течениями, исповедующими консервативно-романтический утопизм (абстрактная критика «промышленной цивилизации», отрицание научно-технического прогресса и т.п.), в нем все более заметную роль стали играть течения, отражающие общедемократический протест против капиталистического угнетения, наступления на демократические свободы и социальные завоевания трудящихся (см. Массовые демократические движения).
Идейно-политический потенциал этих течений в особенности усилился в связи с их участием в антивоенном движении, в борьбе с милитаризмом, в отстаивании права на жизнь. Преодолевая навязываемый реакцией социально-политический изоляционизм и иллюзии «третьего пути», находя путь к союзу с ведущими антимонополистическими силами эпохи, эти течения Л. р. могут обрести (и обретают) более широкую социальную перспективу, т. е. стать составной частью широкого антимонополистического фронта.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.