ЛЕВКИПП

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВКЙПП
ок. 500-440 до н. э.) - др.-греч. мыслитель; вместе с Демокритом является основателем атомистики, первый сформулировал закон причинности и закон достаточного основания.

Источник: Атеистический словарь

ЛЕВКИПП
греческий философ (ок. 460-370 до Р.Х.). Ученик Зенона Элепского, основоположник атомизма и механистического материализма — теории, развитой его учениками: Демокритом, Эпикуром, позднее Лукрецием.

Источник: Философский словарь

ЛЕВКИПП

5 в. до Р.Х.) - греч. философ; современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики; однако жизнь и соч. Левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Левкипп
греч.) – 1. Царь Мессении, сын Периера и дочери Персея Горгофоны, брат Тиндарея и Икария, отец Фебы и Гилаиры, похищенных Диоскурами у их женихов Афарешидов. 2. Сын пелопоннесского царя Эномая, влюбленный в нимфу Дафну. Л. прокрался к ней, переодевшись в женское платье, но его хитрость была раскрыта, и по приказу Аполлона он был убит спутницами нимфы.

Источник: Мифологический словарь

ЛЕВКИПП
древнегреческий философ. Полагал, что предельная единица деления вещества — атом. Атом окружен пустотой, т.е. небытием, которое так же реально, как и само вещество. По Левкиппу, атомы неизменны, не обладают качествами и отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они пребывают в вечном движении и образуют все многообразие вещей, сталкиваясь и сцепляясь друг с другом.
Даты жизни. Родился и умер в V в. до н.э. Жил в Абдерах или Милете.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЛЕВКИПП
(ок. 500 - 440 до н. э.) - древнегреческий философ, родоначальник атомизма. Левкипп считается учителем Демокрита. Отделить взгляды Левкиппа от взглядов Демокрита порой невозможно; уже в IV в. до и. э. фрагменты произведений Левкиппа и Демокрита были объединены в один корпус. Под именем Левкиппа известен только один фрагмент из книги «Об уме». Предполагают, что Левкиппу принадлежит первенство введения в философию понятия атома (неделимой частицы), пустоты, В которой атомы движутся, соединяясь и разъединяясь, учение о детерминизме. Ему принадлежит положение: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Источник: Краткий философский словарь 2004

Левкипп
 (ок.500—440 до н.э.)—современник и соратник Демокрита, является, вместе с последним, основоположником атомизма. Ввиду почти полного отсутствия текстов самого Л. и скудости сведений о нем выдвигалось предположение, что Л. — литературная фикция (Эрвин Роде, П. Таннери и др.); новые данные в геркуланских папирусах опровергают это положение. Л. ввел в оборот науки три новых понятия: 1) абсолютной пустоты, 2) атомов, движущихся в этой пустоте, и 3) понятие механической необходимости. На основании одного сохранившегося текста можно признать, что Л. первый установил как закон причинности, так и закон достаточного основания: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Источник: Философский словарь. 1963

ЛЕВКИПП
5 в. до н.э.) - древнегреческий философ (из Милета или Абдер или Элей). О жизни Л. практически ничего неизвестно. Еще Эпикур (по Диогену Лаэртскому) утверждал, что Л. - вымышленная личность. В 19-20 вв. эту мысль разделяли немецкий филолог Э. Роде, Наторп и др. Эта гипотеза неприемлема для большинства исследователей. Л. - современник и предполагаемый учитель Демокрита. Считается создателем античной атомистики. Упоминаются его сочинения "Большой диакосмос" и "О разуме". Согласно Аристотелю, Л. стремился сблизить и примирить утверждения элеатов о невозможности движения материальных тел с чувственным опытом. Допускал существование небытия, т.е. пустоты. Атомизм Л. был настолько созвучен учению Демокрита, что уже в античности их взгляды излагались в общем сочинении. Л. полагал, что множества атомов порождают вихри и затем - миры. Более крупные атомы собираются в середине космоса и формируют плоскую землю. Этот процесс - равно как и образование небесных светил из воспламенившихся атомов - закономерен и необходим.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Левкипп
ок. 500-ок. 440 до н.э.) древнегреческий философ, происходил из Элеи. Биографических сведений о нем не сохранилось. Многие историки философии вообще сомневаются в историческом существовании самой личности Левкиппа и полагают, что под этим именем выступал молодой Демокрит. Однако другие авторитетные исследователи подтверждают существование в истории такого философа. Из его работ до нас ничего не дошло. Ему приписывают две работы: «Великий диакосмос» и «Об уме».
Левкипп считается основателем атомистической философии. Он вводит в рассмотрение понятие атома - неделимой частицы материи; эти атомы движутся в пустоте. Этим он отличается от Парменида, который не допускал существования небытия, т.е. пустоты, которая разделяет мельчайшие частицы сущего. Атомы различаются между собой лишь формой и величиной. Они неделимы, неизменны и бескачественны. Когда они сталкиваются и сцепляются, то образуются различные вещи. Двигаясь в пустоте, атомы порождают вихри, являющиеся причинами миров. В этом вихре атомы разделяются по принципу подобия. Отдельные скопления атомов под влиянием движения разогреваются, в результате чего образуются небесные тела. Все природные процессы подчинены необходимости и закономерны.
Взгляды Левкиппа в основном совпадают с воззрениями Демокрита. Поэтому их часто рассматривают вместе и говорят «Левкипп и Демокрит полагали».

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ЛЕВКИПП
др.-греч. философ. Основоположник атомистики, учитель и друг Демокрита. О жизни Л. ничего неизвестно; местом его рождения различные источники называют Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его соч. «Большой диакосмос» и «О разуме», от второго до нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Л. создал свое учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувств. опыта. В отличие от Парменида, допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многообразные вещи.
Детали космогонич. концепции Л. сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте, бесчисл. множества атомов порождают вихри, из к-рых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как бы оболочкой, препятствующей отд. атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы разделяются по принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Нек-рые скопления атомов воспламеняются из-за скорости движения - так возникают видимые нами небесные светила. Процесс космообразования, как и все, что совершается в мире, закономерен и подчинен необходимости. В остальном взгляды Л. практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.
Уже в древности ставился вопрос о реальности Л. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Л. вообще не было. В силу этого нем. филолог Э. Роде выдвинул в 1879 тезис о том, что Л. был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником ее был Г. Дильс; в настоящее время эта гипотеза отвергается большинством исследователей.

Источник: Советский философский словарь

ЛЕВКИПП
5 в. до н. э.) — древнегреческий философ. Основоположник атомистики, учитель и ([ Демокрита. О жизни Левкиппа ничего не известно; местом его рождения различные источники называют Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его сочинения «Большой диакосмос» и «О разуме», от второго до нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Левкипп создал свое учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувственного опыта. В отличие от Парменида он допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многообразные вещи.
Детали космогонической концепции Левкиппа сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте, бесчисленные множества атомов порождают вихри, из которых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как бы оболочкой, препятствующей отдельным атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы разделяются по принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Некоторые скопления атомов воспламеняются из-за скорости движения — так возникают видимые нами небесные светила. Процесс космообразования, как и все, что совершается в мире, закономерен и подчинен необходимости. В остальном взгляды Левкиппа практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.
Уже в древности ставился вопрос о реальности Левкиппа. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Левкиппа вообще не было. В силу этого немецкий филолог Э. Роде выдвинул в 1879 тезис о том, что Левкипп был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником ее был Г. Дильс; эта гипотеза отвергается большинством современных исследователей. Фрагм.:ОК II, 70-81.
Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1972,с. 161—64; Bokovnev P. Die Leukipp-Frage. Ein Beitrag zur Forschling nach der historischen Stellung der Atomistik. Dorpat, 1911.
И. Д. Рожанский

Источник: Новая философская энциклопедия

Левкипп
В древнегреческой мифологии Левкипп - 1) правитель Мессении, внук Персея, отец Левкиппид.
Когда мужская линия дома Поликаона пресеклась, мессенцы пригласили Периера, сына Эола, на царство, и он женился на дочери Персея Горгофоне. Она пережила своего мужа и оказалась первой вдовой, вторично вышедшей замуж, а мужем ее стал спартанец Ойбал. До этого считалось, что, когда муж умирал, жена должна была кончать жизнь самоубийством. От Периера Горгофона родила сыновей Афарея и Левкиппа, а от Ойбала – Тиндарея и Икария.
Тиндарей унаследовал от отца спартанский трон, а Икарий был при нем соправителем, однако Гиппокоонт со своими двенадцатью сыновьями изгнал их обоих, хотя некоторые говорят, что Икарий, позднее ставший тестем Одиссея, принял сторону Гиппокоонта. Найдя убежище у этолийского царя Фестия, Тиндарей женился на его дочери Леде, которая родила ему Кастора и Клитемнестру и одновременно (от Зевса) родила Елену и Полидевка. Позднее, усыновив Полидевка, Тиндарей вернул себе спартанский трон и был одним из тех, кого спас от смерти Асклепий. Могилу его до сих пор показывают в Спарте. Тем временем сводный брат Тиндарея Афарей сменил Периера на троне Мессены, где в качестве соправителя с меньшими полномочиями был Левкипп, по имени которого, как утверждают мессенцы, назван город Левктры.
2) О втором герое с тем же именем нам рассказывает Антоний Либерал:
Левкипп [Рассказывает Никандр в книге II Превращений]
(1) Галатея, дочь Еврития и внучка Спартона, вышла замуж за Лампра, сына Пандиона, который жил в Фесте на Крите; человек он был из хорошего рода, но удачи в жизни ему не было… (2) Когда Галатея была беременна, он молился, чтобы родился сын, а жене приказал, если родится дочь, удалить ее с глаз долой. И так, уйдя из дому, он пас свои стада, когда у Галатеи родилась дочь. (3) И мать, пожалев новорожденную, подумала, каким пустынным окажется дом <без ребенка>; к тому же, и сновидения, и прорицатели поддерживали ее, советуя воспитывать девочку, как мальчика. Она обманула Лампра, говоря, что родила мальчика, и стала так воспитывать девочку, назвав ее Левкиппом. (4) Когда же девушка выросла и проявилась ее несказанная красота, Галатея испугалась, что нет больше возможности скрывать правду от Лампра; она укрылась в святилище Лето и стала горячо молить богиню, чтобы вместо дочери у нее мог появиться сын, подобно тому, как Кенида, дочь Атрака, по желанию Посидона стала лапифом Кенеем. (5) Так же и Тиресий стал из мужчины женщиной, когда он убил попавшихся ему на перекрестке спаривающихся змей, а потом опять из женщины – мужчиной, снова убив змею. Часто и Гиперместра велела продавать себя за плату, как женщина, а, став мужчиной, обеспечивала пропитанием своего отца Эфона. Изменил свой пол и критянин Сипрет, чтобы увидеть на охоте купание Артемиды. (6) Лето сжалилась над непрерывно горевавшей и молившей ее Галатеей и изменила природу ее дочери, превратив ее в юношу. Жители Феста все еще помнят об этом превращении и приносят жертвы Лето Фитии, которая позволила вырасти мужскому члену у девушки, а праздник называют Разоблачением (Экдисия), так как Левкипп сбросил пеплос. <В Фесте> существует обычай, что перед бракосочетанием женщины ложатся рядом со статуей Левкиппа.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ЛЕВКИПП
?????????) из Элеи или из М и л е т а (предположительно 500–440 гг. до н.э.) – древнегреч. философ, впервые выдвинувший атомистич. учение. Биографич. сведения о Л. весьма скудны. Известно лишь, что Л. был современником Парменида, Зенона Элейского, Эмпедокла, Анаксагора и учителем Демокрита. Диоген Лаэртский (X 13; рус. пер., Maковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946, с. 200) утверждает, что якобы Эпикур вообще отрицал существование философа Левкиппа, однако в Геркуланском папирусе (Pap. Here. 1005, fr. 24; по Маковельскому, с. 200) Филодем приводит отрывок из Эпикура, где Эпикур упоминает как Л., так и Демокрита. Не исключено, что Л. ограничивался лишь устным изложением своего учения. Аристотель, Теофраст и др. античные авторы даже излагали нек-рые различия между учением Л. и учением Демокрита; Л. приписывают авторство соч. "Великий диакосмос" (см. Диакосмос) и "Об уме". Соч. Л. и Демокрита уже в 4 в. до н.э. объединены и позднее названы Corpus Democriteum, что существ. образом затрудняет четкое разграничение левкипповского и демокритовского учений. Л. слушал Зенона Элейского, но не стал последователем его философии, а продолжал материалистич. традицию ионийской школы и создал собств. атомистич. филос. систему. Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а "бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их..." (Симпликий, Phys., 28, 4; по Маковельскому, с. 202), что небытие, абсолютная пустота, не менее реальна, чем тело, и что все существующее совершается в силу естеств. необходимости, определяемой им как причинность. Так, в соч. "Об уме", как сообщает Аэций, Л. говорил: "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости" (1 25, 4; по Маковельскому, с. 208). Из форм самая подвижная – сферическая, утверждал Л., связывая характер первичного движения атомов с формой. Бесконечное разнообразие форм и величин атомов является основанием различной скорости движения атомов, движущихся во всевозможных направлениях. Скапливаясь в одном месте, атомы образуют вихрь, из к-рого возникает мир. "Великая пустота" содержит бесконечное число миров, постоянно возникающих и разрушающихся. Вместе с Эмпедоклом и Анаксагором Л. было создано в середине V в. до н.э. новое направление, к-рое, в отличие от предшествующей философии, учило о множественности элементов Вселенной. В то же время учение Л. оказало известное влияние на воззрения Эмпедокла и Анаксагора, а также Мелисса, Диогена Аполлонийского и Экфанта и легло в основу атомистич. теории Демокрита. Однако, в отличие от учения Демокрита, метод Л. более умозрителен, а круг рассматриваемых вопросов более ограничен. В 1879 Эрнст Роде ("Отношения основателей атеистич. материализма греч. филос. Левкиппа и Демокрита" – Е. Rhode, ?ber Leukipp, в кн.: Verhandlungen der 34. Versammlung Deutscher Philologen, und Schulm?nner in Trier vom 24. bis 27. Sept. 1879, 1880) вновь поднял т.н. "Левкиппов вопрос", пытаясь поставить под сомнение историч. достоверность личности философа. Роде поддержали Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др. С обоснованием достоверности личности Л. выступили Дильс, Э. Целлер, Гомперц, Маковельский и др. Фрагменты: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und deutsch, hrsg. von W, Kranz, Bd 2, 8 Aufl., В., 1956; AlfieriV. ?., Gli atomisti, [Bari ], 1936. Лит.: История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 94–98 и др.. (см. Указат.); Маковельский А. О., Левкипп, "Изв. пед. фак-та Азерб. гос. ун-та", 1925, т. 4–5; его же, Материализм в древности, там же, 1928, т. 13 (имеется отд. оттиск); Vilbоrg E., Achilles Tatius. Leucippe and Clitophon. A commentary by E. Vilborg, Stockh. [a. o. ], 1962. В. Тимошенко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЕВКИПП
ЛЕВКИПП (?????????) (сер. 5 в. до н. э.), древнегреческий философ-атомист, старший современник Демокрита и, согласно традиции, его учитель.     Местом рождения Л. называют три города: Милет, Элею и Абдеру (DK67 AI), что, возможно, суммирует философское преемство Л. по отношению к ионийской и элейской философии и его роль как наставника Демокрита, уроженца Абдеры. Соответственно, имеются разноречивые сведения о наставниках Л. в философии (DK67 А 1-5; 10): согласно большинству источников, он слушал Зенона Элейского (Псевдо-Гален, Диоген Лаэртий, Климент Александрийский, Ипполит Римский), называют также Мелисса (Цец), кого-то из пифагорейцев (Ямвлих ставит Л. в ряд с Алкмеоном и Гиппасом).     Чаще всего имена Л. и Демокрита упоминаются вместе, так что затруднительно выяснить, в какой мере учение Л. отличалось от демокритовского, скорее, источники подчеркивают сходство. Как считается, Л. «первым пришел к мысли о допущении атомов» ([Galen.] Hist. phil. 3, 50 = Dox. Gr., 601, 9), что признается более достойным внимания, чем сохраненное Страбоном мнение Посидония о том, что родоначальником учения об атомах был финикиец Мох Сидонский, живший до Троянской войны (Strab. XVI, 2, 24). Судя по тому, что Аристотель в отдельных случаях приводит мнение одного Л., он считает именно его родоначальником учения об атомах. Между тем в свое время в научной литературе серьезно ставился вопрос о реальном существовании Л. как исторической личности (Э. Роде, П. Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др.) на основании слов Эпикура (А 2 = D. L. X 13: «не было никакого философа Левкиппа»), однако сомнение в существовании Л. более не рассматривается серьезно (краткую историю вопроса с указанием осн. лит. см. GuTHRiE II, p. 383).     Сочинения и учение. О собственных сочинениях Л. сведений крайне мало. Теофраст и зависимая от него доксография автором соч. «Большой мирострой» (????? ?????????) считали Л., а не Демокрита (DK68 А 33). Аэтий сообщает о соч. «Об уме» (???? ???), в котором Л. рассуждал о том, что ничто не возникает просто так (?????), но все происходит обоснованно и по необходимости (?? ????? ?? ??? ??´ ???????).     Элейская философия, и особенно парадоксы Зенона, - наиболее очевидная точка отсчета для формулирования основ атомизма: если величина делима до бесконечности и движение невозможно, то для создания натурфилософской теории, согласованной с чувственными данными и не отрицающей природного движения, необходимо постулировать предел деления как условие возможности движения. В атомизме Левкиппа-Демокрита таким пределом стал телесный атом, неделимый вследствие своей малости (мнение, приписываемое «приверженцам Левкиппа», Galen. Elem. Hipp. I, 418, 16-18 K?hn). Допущение пустоты также потребовалось для объяснения движения: пустота существует как место, где движутся атомы. Атомы и пустота остаются вечными и неизменными, изменчивым оказывается чувственный телесный мир, образованный комбинациями атомарных сочетаний. Атомы непрерывно движутся, из них благодаря вихрю возник космос, который не вечен, но будет разрушен, после чего образуется новый. В мире ничего не происходит случайно, но причину каждого явления можно обнаружить, обратившись к исследованию атомарных состояний и сцеплений. Наша земля, по Л., имеет «форму барабана» (???????????), А 26 = A?t. Ill 12). Чувственные тела для нас обладают качествами благодаря особенностям строения атомов, которые отличаются формой, величиной, порядком и положением. Возможно, учение о восприятии как отпечатке в душе чувственного образа-пленки, отлетающей от воспринимаемого тела, также было намечено Л., но основная масса свидетельств о нем связывает его имя с самыми основами атомистической физики — учением об атомах, пустоте, движении. Помимо этого Л. считал душу состоящей из горячих атомов, семя называл «кусочком души», а сон объяснял как отделение мельчайших горячих атомов души, превышающее их поступление извне, а избыточное отделение является причиной смерти (А 35 = A?t. V 25, 3). Никаких высказываний этического характера традиция Л. не приписывала.     Фрагм.: DK ?, 70-71; Taylor С. С. W. The Atomists: Leucippus and Democritus. Fragments. A Text and Translation with Commentary. Tornt, 1999; Маковелъский A. O. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946, с. 199-208.     Лит.: Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928 (repr. N. Y., 1964); Barnes J. Reason and Necessity in Leucippus, - Benakis L. G. (ed.). Proceedings of the 1st International Congress on Democritus. Vol. 1. Xanthi, 1984, p. 141-158. См. общ. лит. к ст. Атомисты, Демокрит.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ЛЕВКИПП из Абдер или Милета

    ок. 460 до н. э.; современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается основателем атомистики; однако жизнь и сочинения Левкиппа были неизвестны уже в древности, и сегодня мы о нем п
  • Левкиппа

    В древнегреческой мифологии имя Левкиппы носили три героини: – 1) Одна из Океанид. – 2) Одна из дочерей Миния, отвергших культ Диониса и наказанных за это безумием. По другой версии мифа, была обращ
  • Левкиппиды

    В древнегреческой мифологии Левкиппидами звались дочери Левкиппа, а именно: Феба, которая была жрицей Афины, и жрица Артемиды Хилаейра. Они были обручены со своими двоюродными братьями Идасом и Ли