ЛЕВИНАС Эмманюэль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛЕВИНАС Эмманюэль
французский философ; р. 12.2.1906 (Каунас, Литва) — ум. 1995 (Париж); с 1923 учился в Страсбурге (был знаком с Ш. Блонделем, М. Хальбваксом, X. Картероном, М. Гуеру, друг М. Бланшо), в 1927—1928 во Фрейбурге (контакты с Гуссерлем и Хайдеггером) и, наконец, в Париже, где в 1930 защитил докторскую диссертацию. После войны директор Израильского центра по подготовке учителей для Запада, с 1947 читал лекции в основанном Ж. Валем Институте философии, с 1962 профессор в Париже (Нантер), в 1973 был приглашен в Сорбонну, с 1976 на пенсии. Его образ мышления, представляющий собой оригинальный способ преодоления господства западной онтологии, важен прежде всего для этики и феноменологии религии. Осн. соч.: La théorie de l’intuition dans la phénoménologie de Husserl, 1930; De l’existence à l’existant, 1947 (pyc. пер.: От существования к существующему, 2000); Le Temps et l’autre, 1947, нем. изд. 1984; En découvrant l’existence avec Husserl et Heidegger, 1949, нем. изд. 1983; Totalité et infini, 1965, нем. изд. 1986 (рус. пер.: Тотальность и Бесконечное, 2000); Autrement qu’être ou au delà de l’essence, 1974; Sur M. Blanchot, 1975; Noms propres, 1976;
Du Sacré au Saint, 1977; Ethique et infini, 1982; De Dieu qui vient à l’idee, 1982, нем. изд. 1985. (На рус. яз.: Избранное. Тотальность и Бесконечное, 2000.) — R. Burggraeve. Е. Levinas Une bibliographie primaire et secondaire (1929—1985), 1986.
H. Treziak. Die konkrete Intentionalität der Exterioritat, 1976; S. Strassen Jenseits von Sein u. Zeit, 1978; J.M. Pace (éd.). Textes pour E. L., Paris, 1980; K. Huizinga. Das Sein und der Andere. L.s Auseinandersetzung mit Heidegger, 1988; T. Wiemer. Die Passion des Sagens. Zur Deutung der Sprache bei E. L. und ihrer Realisierung im philos. Diskurs, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛЕВИНАС Эмманюэль
(1905, Ковно – 1995, Париж) – философ литовского происхождения; философию изучал в Страсбургском университете (1923–1930). В 1928–1929 провел учебный год в университете Фрайбурга, где слушал лекции Э. Гуссерля, посещал семинар М. Хайдеггера. В 1940–1945 находился в немецком плену. В 1961 после защиты диссертации на тему «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» получил должность профессора в университете Пуатье; с 1967 – профессор в университете Нантера, с 1973 – в Сорбонне. Л. – автор этического варианта феноменологии, испытавший влияние Гуссерля, Хайдеггера, а также А. Бергсона, Ж. Валя, В. Янкелевича, М. Мерло-Понти, А. де Веланса, Ф.М. Достоевского. Концепция Л. созвучна идеям «диалогической философии» М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Г. Марселя; вместе с тем философ делает акцент на отношении «лицом-к-лицу», заимствуя его из библейской традиции и осовременивая с помощью феноменологии и экзистенциализма. Л. перетолковывает основные понятия феноменологии, которые, по его убеждению, обретают подлинный смысл лишь в соотнесении с проблемой «другого». Вслед за М. Шелером и Хайдеггером при изучении духовно-эмоциональной жизни индивида Л. использует интенциональный анализ, считая такие внутренние переживания человека, как забота, беспокойство, тревога, суверенной сферой феноменологии; здесь он опирается также на идеи позднего Гуссерля – его феноменологическую психологию, исходным пунктом которой является непосредственная практическая жизнь человека, зафиксированная в понятиях «жизненный мир», «интерсубъективность» и др. Заслугу экзистенциализма Л. видит в том, что ему удалось вывести философское мышление за пределы субъект-объектных отношений, представив субъект и объект лишь в качестве полюсов интенциональной жизни и тем самым превратив феноменологический метод в метафизический; благодаря экзистенциализму, поставившему вопрос о «транзитивности» существования, акт существования стал пониматься как интенция. Развивая экзистенциалистскую трактовку интенциональности (трансцендирования) и связывая ее с понятием смысла, Л. ищет новый, по сравнению с прошлой философией, предел трансцендирующей активности субъекта и находит его в опыте общения с другим человеком, в конечном итоге – с Богом. Человеческое общение он определяет как «близость ближнего», как непосредственное отношение двух своеобразных субъективностей, рождающееся естественным образом и предшествующее вовлечению. Близость не только не сводится к сознанию, но вписывается в него как чуждое ему свойство; чувство близости – это метаонтологическая и металогическая страсть, которой сознание было захвачено до того, как стало образным и понятийным, и постигается оно без каких-либо априори. В изначальном опыте близости различие между «я» и «другим» конституируется как отношение «один-для-другого»; из этого опыта Л. выводит практику и познавательную деятельность, мир культуры вообще. «Один-для-другого» – так формулирует философ проблему трансценденции, определяя ее как высшую способность и отличительный пафос человеческой субъективности. «Другой» – это искомый феноменологией феномен, сбросивший с себя пластическую форму и выступающий за явлением, он – богоявление лика; отношение к ближнему со стороны «я» есть одержимость и ответственность. Идея ответственности, по признанию самого философа, во многом подсказана ему русской классической литературой (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) и связана с конечностью человека. Зарождение чувства ответственности Л. считал началом собственно человеческого существования. Человечество предстает у него как мир коммуникации разнообразных культур, единство которых коренится в изначальном межсубъектном общении.
Соч.: Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998; Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб., 2000; Избранное: Трудная свобода. М., 2004; Autrement qu’être ou au delà de l’essence. P., 1974; Noms propres. P., 1976; Entre nous. P., 1991; De Dieu qui vient à l’idée. P., 1992; Hors sujet. P., 1997; Ethique comme philosophie première. P., 1998. Лит.: Деррида, Ж. Насилие и метафизика // Деррида, Ж. Письмо и различие. СПб., 2000; Вдовина, И.С. Феноменология во Франции. М., 2009; Эмманюэль Левинас: путь к другому. СПб., 2006;Ямпольская, А.В. Эмманюэль Левинас: философия и биография. Киев, 2011; Cahiers de l’Негпе. Emmanuel Levinas. P., 1991; Lescourret, M.-A. Emmanuel Levinas. P., 1994; Sebbah, F.-D. Levinas. P., 2003. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
326.77 кб

Онтологическая грамматика Эмманюэля Левинаса

Евстропов Максим Николаевич
Французский мыслитель Эмманюэль Левинас (1906-1995) охотно пользуется грамматическими метафорами для выражения онтологических категорий.
Читать PDF
404.17 кб

«Вопрос бытия» в метафизике Эмманюэля Левинаса

Евстропов Максим Николаевич
Читать PDF
73.79 кб

Эмманюэль Левинас: «Лицо» как абсолютное выражение

Евстропов Максим Николаевич
Проводится анализ ключевой для метафизики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса категории «лица» как своего рода «истока» всякого смысла.
Читать PDF
326.95 кб

Метафизические основания этико-религиозного учения Эмманюэля Левинаса

Ажимов Феликс Евгеньевич
В статье рассматривается этико-религиозная концепция французского философа Э. Левинаса.
Читать PDF
198.84 кб

Эмманюэль Левинас о различии философских взглядов М. Бубера и г. Марселя

Визгин Виктор Павлович
В статье рассматривается интерпретация, предложенная Э. Левинасом для отношений между Мартином Бубером и Габриэлем Марселем как мыслителями диалога. Расхождения в их взглядах объясняются различиями в подходе к языку.
Читать PDF
327.12 кб

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть i: черты лица

Евстропов Максим Николаевич
Проводится анализ ключевой для метафизики или этики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995) категории «лица» (visage), понимаемой, прежде всего, как выражение способа бытия «Другого».
Читать PDF
412.18 кб

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР И ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ЭТИКА КАК ТЕМА ЕВРЕЙСКО-ХРИСТИАНСКОГО ДИАЛОГА

Чернявский А.Л.
В статье рассматривается диалог христианской этики и еврейской этики как разных версий библейской этики.
Читать PDF
339.49 кб

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть II: лицо и стихия эстетического

Евстропов Максим Николаевич
Поднимается вопрос об эстетическом характере «лица» (visage) принципиально значимой фигуры этики или метафизики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995).
Читать PDF
298.62 кб

Меж-врeменье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг. )

Духан Игорь Николаевич
Становление самостоятельной философско-этической концепции Э. Левинаса рассматривается в связи с онтологической критикой искусства. Анализируются основные темы и мотивы философии Левинаса в 1940-е гг.
Читать PDF
208.50 кб

2014. 01. 038. Ямпольская А. В. Эмманюэль Левинас: философия и биография. – К. : дух i лiтера, 2011.

Дмитриева Н. А.