ЛЕВИН Курт
Источник: Атеистический словарь
американский психолог немецкого происхождения (Могильно, Пруссия, 1890 — Ньютон, Массачусетс, 1947). Профессор Берлинского университета (1926), после возникновения нацистской угрозы эмигрировал в Соединенные Штаты (1932). Оставил классические темы психологии (воля, ассоциация, восприятие) ради изучения человеческого поведения в динамике. Разработал теорию «поля восприятия» и мотивации (представляющей собой комплекс напряжений, созданных взаимодействием индивидуальных и социальных сил). Позднее обратился к экспериментальному исследованию динамики группы. Представитель необихевиоризма. Его сочинения: «Динамическая теория личности» (1935), «Концептуальное представление и измеримость психологических сил» (1938), «Как разрешить общественные конфликты» (1948).
Источник: Философский словарь
Источник: Советский философский словарь
(9 ноября 1890 – 12 февр. 1947) – нем. психолог. Проф. Берлинского ин-та психологии. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Станфордском и Корнеллском ун-тах. С 1936 – проф. детской психологии Айовского ун-та. С 1945 – директор исследоват. центра групповой динамики при Айовском ун-те (Кембридж, штат Массачусетс). Л., представитель берлинской школы гештальтпсихологии, применил принцип теории гештальтпсихологии к изучению личности. Заслугой Л. является то, что он впервые дал оригинальную разработку проблем воли и аффекта и одним из первых обратился к изучению особенностей поведения человека в конкретной обстановке. В противовес совр. ему ассоциативной психологии, Л. полагал, что осн. двигателем поведения человека являются не ассоциации идей, а потребности. Под потребностями он подразумевал не биологич. инстинкты – влечения, а психологич. состояния, возникающие из намерения в связи с жизненными целями человека и в зависимости от психологич. ситуации, в к-рой субъект находится. Однако проблему потребностей Л. разрешает с идеалистич. позиций. Потребность означает для Л. некую динамич. внутрипсихич. "напряженную систему", стремящуюся к разрядке; в разрядке этой системы и состоит, по Л., удовлетворение потребностей. Л. игнорировал их обществ. содержание и физиологич. основу. Последнее послужило основанием резкой критики гештальттеории, в т.ч. и Л., со стороны И. П. Павлова. В учении о потребностях Л. поставлен вопрос о связи между потребностью и окружающей средой. По Л., возникновение потребности связано с актуальной сферой окружения личности ("психологич. поле"). Только те моменты, к-рые приводят к удовлетворению потребности, приобретают для человека положит. "побудительный характер" (Aufforderungscharakter). Однако "психологич. поле" не означает реального объективного окружения, оно есть феноменальный мир, к-рый определяется наличием напряженных систем. Т.о., волевое действие понимается Л. как проявление в конечном счете динамики и свойств "напряженных систем" и определяется структурой "психологич. поля", являющегося по существу отражением тех же напряженных систем. (При этом Л. не проводит принципиальной разницы между волей и аффектом; он рассматривает эти процессы в плане единой активной направленности личности.) Положит. роль Л. и его школы заключается в разработке экспериментальных методов исследования в области психологии воли. Однако в работах Л. последних лет (в США) экспериментальный метод заменяется методом графич. пространств. изображения "психич. мира" человека. Л. все больше использует понятия топологии (отрасли математики, исследующей свойства форм и расположения фигур) и годологии (науки о путях). С помощью понятий "силовых векторов" и спекулятивных формалистич. построений Л. пытается разрешить вопросы не только психологич., но и социального значения. Метафизич., антиисторич. концепция неминуемо привела Л. в лагерь откровенных идеалистов. Соч.: Die psychische T?tigkeit bei der Hemmung von Willensvorg?ngen und das Grundgesetz der Assoziation, "Z. Psychol.", 1917, Bd 77, [H. 1–2 ]; Das Problem der Willensmessung und das Grundgesetz der Assoziation, "Psychol. Forschung", 1922, Bd 1, 2; Vorsatz, Wille und Bed?rfnis, В., 1926; A dynamic theory of personality, transl. [from German ], N. Y.–L., 1935; Principles of topological psychology, transl. [from German ], N. Y.–L., 1936; The conceptual representation and measurement of psychological forces, Camb., 1938, в серии: Contributions to psychological theory, [v. ] 1, No 4; Formalization and progress in psychology, в сб.: Studies in topological and vector psychology, Iowa city, 1940 (University of Iowa. Studies in child welfare, v. 16, No 3); Frontiers in group dynamics..., "Human relations", 1947, v. 1; Group decisions and social change, в кн.: Readings in social psychology, 2 ed., ?. ?., 1952; Field theory in social science, L., 1952; в рус. пер. – Социализация системы Тейлора, Л.–М., [1925 ]. Лит.: Heidbreder ?., Lewin´s principles of topological psychology, "Psychol. Bull.", 1937, v. 34; Garret ?. ?., Lewin´s topological psychology: an evaluation, "Psychol. Rev.", 1939, v. 46, No 6; Leeper R. W., Lewin´s topological and vector psychology, Eugene (Oregon), 1943; Tolman E. С, К. Lewin. 1890–1947, "Psychol. Rev.", 1948, v. 55, No 1, ?ellinger E., Die Lehre К. L, im Vergleich zu einer "horizontalen" und "vertikalen" Psychologie, "Psychol. Rundschau", 1954, Jg 5. H. 3; Hilgard ?. R., Theories of learning, 2 ed., ?. ?., [1956 ]; Siegel S., Level of aspiration and decision making, "Psychol. Rev.", 1957, v. 64, No 4. Б. Зейгарник. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.