ЛЕВИН Курт

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ЛЕВИН Курт (1890-1947)
нем.-амер. психолог. В учении Л. о потребности как динамич. психич. напряженной системе, стремящейся к разрядке (удовлетворению), во введенной Л. категории психич. поля (актуальной сферы окружения личности), а также в разработанной им эксперимент, методике, несмотря на известный налет идеализма и формализма, содержатся плодотворные идеи для исследования психологии религии (особенно религ. потребностей и аффектов). «Топологич. психология» Л., отводя иллюзорным потребностям особое «пространство» в психич. мире, повлияла на совр. бурж. психологию религии внетеологич. направления (В. Грюн, Дж. Леуба, Г. Оллпорти др.).

Источник: Атеистический словарь

ЛЕВИН Курт

американский психолог немецкого происхождения (Могильно, Пруссия, 1890 — Ньютон, Массачусетс, 1947). Профессор Берлинского университета (1926), после возникновения нацистской угрозы эмигрировал в Соединенные Штаты (1932). Оставил классические темы психологии (воля, ассоциация, восприятие) ради изучения человеческого поведения в динамике. Разработал теорию «поля восприятия» и мотивации (представляющей собой комплекс напряжений, созданных взаимодействием индивидуальных и социальных сил). Позднее обратился к экспериментальному исследованию динамики группы. Представитель необихевиоризма. Его сочинения: «Динамическая теория личности» (1935), «Концептуальное представление и измеримость психологических сил» (1938), «Как разрешить общественные конфликты» (1948).

Источник: Философский словарь

ЛЕВИН Курт
9.9.1890, Познань - 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс, США), нем. и амер. психолог. С 1932 в США. Был близок к берлинской школе гештальтпсихологии, но в отличие от др. ее представителей занимался прежде всего экспериментальным изучением воли, аффекта и личности. Разработал концепцию личности, в основе к-рой лежит заимствованное из физики понятие поля. «Поле» характеризует у Л. психологич. единство личности и ее окружения и представляет собой совокупность взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека (поле возможных для данного индивида событий и поле сил, предопределяющих, какая из возможностей реализуется в поведении индивида). Поведение индивида является внеш. выражением событий, происходящих в его психологич. поле; события эти представляют собой либо перемещение из одной области поля в другую, либо изменение самой структуры поля, описываемой Л. с помощью понятий топологии. В концепции поля сказалось характерное для Л. стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики. Так, мотив, становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из осн. понятий, рассматривается им в отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счете) содержания ситуации, в к-рой реализуется мотивационная динамика. Многочисл. экспериментальные работы, выполненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психология, замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.) заложили основы совр. экспериментального изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики).

Источник: Советский философский словарь

ЛЕВИН Курт

(9 ноября 1890 – 12 февр. 1947) – нем. психолог. Проф. Берлинского ин-та психологии. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Станфордском и Корнеллском ун-тах. С 1936 – проф. детской психологии Айовского ун-та. С 1945 – директор исследоват. центра групповой динамики при Айовском ун-те (Кембридж, штат Массачусетс). Л., представитель берлинской школы гештальтпсихологии, применил принцип теории гештальтпсихологии к изучению личности. Заслугой Л. является то, что он впервые дал оригинальную разработку проблем воли и аффекта и одним из первых обратился к изучению особенностей поведения человека в конкретной обстановке. В противовес совр. ему ассоциативной психологии, Л. полагал, что осн. двигателем поведения человека являются не ассоциации идей, а потребности. Под потребностями он подразумевал не биологич. инстинкты – влечения, а психологич. состояния, возникающие из намерения в связи с жизненными целями человека и в зависимости от психологич. ситуации, в к-рой субъект находится. Однако проблему потребностей Л. разрешает с идеалистич. позиций. Потребность означает для Л. некую динамич. внутрипсихич. "напряженную систему", стремящуюся к разрядке; в разрядке этой системы и состоит, по Л., удовлетворение потребностей. Л. игнорировал их обществ. содержание и физиологич. основу. Последнее послужило основанием резкой критики гештальттеории, в т.ч. и Л., со стороны И. П. Павлова. В учении о потребностях Л. поставлен вопрос о связи между потребностью и окружающей средой. По Л., возникновение потребности связано с актуальной сферой окружения личности ("психологич. поле"). Только те моменты, к-рые приводят к удовлетворению потребности, приобретают для человека положит. "побудительный характер" (Aufforderungscharakter). Однако "психологич. поле" не означает реального объективного окружения, оно есть феноменальный мир, к-рый определяется наличием напряженных систем. Т.о., волевое действие понимается Л. как проявление в конечном счете динамики и свойств "напряженных систем" и определяется структурой "психологич. поля", являющегося по существу отражением тех же напряженных систем. (При этом Л. не проводит принципиальной разницы между волей и аффектом; он рассматривает эти процессы в плане единой активной направленности личности.) Положит. роль Л. и его школы заключается в разработке экспериментальных методов исследования в области психологии воли. Однако в работах Л. последних лет (в США) экспериментальный метод заменяется методом графич. пространств. изображения "психич. мира" человека. Л. все больше использует понятия топологии (отрасли математики, исследующей свойства форм и расположения фигур) и годологии (науки о путях). С помощью понятий "силовых векторов" и спекулятивных формалистич. построений Л. пытается разрешить вопросы не только психологич., но и социального значения. Метафизич., антиисторич. концепция неминуемо привела Л. в лагерь откровенных идеалистов. Соч.: Die psychische T?tigkeit bei der Hemmung von Willensvorg?ngen und das Grundgesetz der Assoziation, "Z. Psychol.", 1917, Bd 77, [H. 1–2 ]; Das Problem der Willensmessung und das Grundgesetz der Assoziation, "Psychol. Forschung", 1922, Bd 1, 2; Vorsatz, Wille und Bed?rfnis, В., 1926; A dynamic theory of personality, transl. [from German ], N. Y.–L., 1935; Principles of topological psychology, transl. [from German ], N. Y.–L., 1936; The conceptual representation and measurement of psychological forces, Camb., 1938, в серии: Contributions to psychological theory, [v. ] 1, No 4; Formalization and progress in psychology, в сб.: Studies in topological and vector psychology, Iowa city, 1940 (University of Iowa. Studies in child welfare, v. 16, No 3); Frontiers in group dynamics..., "Human relations", 1947, v. 1; Group decisions and social change, в кн.: Readings in social psychology, 2 ed., ?. ?., 1952; Field theory in social science, L., 1952; в рус. пер. – Социализация системы Тейлора, Л.–М., [1925 ]. Лит.: Heidbreder ?., Lewin´s principles of topological psychology, "Psychol. Bull.", 1937, v. 34; Garret ?. ?., Lewin´s topological psychology: an evaluation, "Psychol. Rev.", 1939, v. 46, No 6; Leeper R. W., Lewin´s topological and vector psychology, Eugene (Oregon), 1943; Tolman E. С, К. Lewin. 1890–1947, "Psychol. Rev.", 1948, v. 55, No 1, ?ellinger E., Die Lehre К. L, im Vergleich zu einer "horizontalen" und "vertikalen" Psychologie, "Psychol. Rundschau", 1954, Jg 5. H. 3; Hilgard ?. R., Theories of learning, 2 ed., ?. ?., [1956 ]; Siegel S., Level of aspiration and decision making, "Psychol. Rev.", 1957, v. 64, No 4. Б. Зейгарник. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
224.82 кб

Гений Курта Левина

Гордон Олпорт
Читать PDF
307.09 кб

Исследование стилей руководства Курта Левина методом деловых игр

Комаров Владимир Федорович, Алоян Гайк Николаевич
С середины ХХ в. в теории и практике менеджмента проблема соотношения «эффективности управления» и «стилей руководства» является одной из ключевых.
Читать PDF
1.21 мб

95. 01. 017-024. Современная социальная психология и наследие Курта Левина (к 100-летию со дня рожде

Якимова Е. В.