французский этнограф, антрополог и социолог. Изучая соотношение биологического и социального в поведении человека, во взаимоотношениях между людьми вывел наличие формальных институтов, влияние традиций, правил брака, родства, мифов. В структурной антропологии Леви-Строса большое место занимает толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивости социальных структур. Признает научную ценность и умопостигаемость самого широкого круга явлений, разумность как свойство самого мира, самих вещей.
Даты жизни. Родился 28.11.1908 в Брюсселе. Работал консулом по культуре в США. Полевые наблюдения проводил среди индейцев бассейна реки Амазонки. Заведовал кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. Руководил исследовательской лабораторией и редактировал журнал «Человек»
ЛЕВИ-СТРОС Клод
ЛЕВИ-СТРОС Клод
ЛЕВИ-СТРОС Клод
французский этнолог и философ; р. 28. 11. 1908 (Брюссель); профессор антропологии в Коллеж де Франс в Париже, ученик Дюркгейма, изначально занимался этнографией и языкознанием, стал известен благодаря анализу примитивного искусства Азии и Америки, после публикации работы «Элементарные структуры родства» в 1949 выдвинулся в качестве влиятельного теоретика и практика структурных методов, считается основателем французского структурализма. Осн. соч.: Les structures élémentaire de la parenté, 1949, нем. изд. 1981 ; Tristes tropiques, 1953, нем. изд. 1970 (рус. пер.: Печальные тропики, 1984); Anthropologie structurale, 1958, нем. изд. 1967 (рус. пер.: Структурная антропология, 1985); Leçon inaugurale au Collège de France, 1960; La pensée sauvage, 1962, нем. изд. 1968 (рус. пер.: Неприрученная мысль // Леви-Строс К. Первобытное мышление, 1994); Le Totémisme aujourd’hui, 1962, нем. изд. 1965 (рус. пер.: Тотемизм сегодня // Там же); Mythologiques, I—IV, 1964—1971, нем. изд. 1971—1975 (рус. пер.: Мифологики: В 4 т. T. 1. Сырое и приготовленное, 1999; Т. 2. От мёда к пеплу, 2000; Т. 3. Происхождение застольных обычаев, 2000); La voie des masques, 1975; L’identité, 1977; Le regard éloigné, 1984, нем. изд. 1985.
G. Charbonnier. Entretiens avec C. L.-S., Paris 1961, dt. 1970; M. Jalley-Crampe. La notion de structure mentale dans la traveaux de C. L.-S., in: La Pensée, 135 (1967); J. Piaget. Le structuralisme. Paris, 1968; R. Gasche. Die hybride Wiss.— Zur Mutation des Wiss. begriffs bei E. Durkheim u. im Structuralismus von C. L.-S., 1973; W. Lepenies / H. H. Ritter (Hgg.). Orte des Wilden Denkens. Zur Anthropologie von C. L.-S., 1974 (mit Bibi.); I. Rossi. The Unconscious in Culture. The Structuralism of C. L.-S., New York, 1974; F. H. Lapointe. C. Lapointe, C. L.-S. and his Critics. An Internat. Bibl., New York, 1977; R. Bellour, C. Clement. C. L.-S., Paris, 1979 (Bibl.); A. Jenkins. The Social Theory of C. L.-S., New York ,1979; A. S. Cook. Myth and Language. Bloomington Ind., 1980; E. Kurzweil. The Age of Structuralism. From L.-S. to Foucault. New York, 1980; R. A. Champagne. C. L.-S., Boston, 1987.
G. Charbonnier. Entretiens avec C. L.-S., Paris 1961, dt. 1970; M. Jalley-Crampe. La notion de structure mentale dans la traveaux de C. L.-S., in: La Pensée, 135 (1967); J. Piaget. Le structuralisme. Paris, 1968; R. Gasche. Die hybride Wiss.— Zur Mutation des Wiss. begriffs bei E. Durkheim u. im Structuralismus von C. L.-S., 1973; W. Lepenies / H. H. Ritter (Hgg.). Orte des Wilden Denkens. Zur Anthropologie von C. L.-S., 1974 (mit Bibi.); I. Rossi. The Unconscious in Culture. The Structuralism of C. L.-S., New York, 1974; F. H. Lapointe. C. Lapointe, C. L.-S. and his Critics. An Internat. Bibl., New York, 1977; R. Bellour, C. Clement. C. L.-S., Paris, 1979 (Bibl.); A. Jenkins. The Social Theory of C. L.-S., New York ,1979; A. S. Cook. Myth and Language. Bloomington Ind., 1980; E. Kurzweil. The Age of Structuralism. From L.-S. to Foucault. New York, 1980; R. A. Champagne. C. L.-S., Boston, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЛЕВИ-СТРОС Клод
(1908, Брюссель – 2009, Париж) – основоположник «структурной антропологии», исследователь культуры, мифа и языка народов Америки. Профессор Коллеж де Франс с 1959, член Французской академии с 1973. Исследования так называемых примитивных племен дельты реки Амазонка в Южной Америке привели Л.-С. к выводу об укорененности любого человеческого сообщества, языка, мифа в культуре. Он совершил настоящий переворот в исследовании культуры первобытных народов, которая до него определялась в основном по ее негативным признакам – бесписьменная, неиндустриальная, нецивилизованная и т.п. Разработанный Л.-С. структурный подход позволил рассмотреть культуру как единую систему смыслов. К культуре, полагал он, следует отнести все множество человеческих способов организации, преобразования и представления окружающей среды.
Так, миф есть такой же способ понимания мира, как и европейская «объективная наука». Критикуя этноцентризм, Л.-С. специально подчеркивал, что варваром является тот, кто верит в варварство. В книгах «Печальные тропики» (1955) и «Структурная антропология» (1957), а позже в работе «Первобытное мышление» (1962) он предложил объективные методы исследования, взяв за основу методы семиотические: язык рассматривался как система бессознательно функционирующих означающих культуры. В мифах, ритуалах, правилах брака, терминах родства – везде можно вычленить бинарные оппозиции, на которых выстраиваются «пучки дифференцированных признаков». Сосредоточившись на конкретном материале, доказывавшем связь языка, смысла с социальными обычаями племен, Л.-С. обнаружил, что система родства организована так же, как система фонем. В «Мифологиках» (1964, 1966, 1968, 1971) им поэтапно рассматривается дихотомия сырое – приготовленное, закрепленная в языках и, соответственно, в ритуалах и первичных мифах южноамериканских племен, которая на практике выстраивает цепочку означающих, наделяющую различные виды деятельности более глубоким ритуальным смыслом: несъедобное – съедобное, не доступное – доступное для совокупления, животное – растительное, природное – культурное, утраченное – приобретенное и т.д. Исходное противопоставление обрастает новыми смыслами: приготовленное наполовину, пережженное, свежее, сгнившее. Значение базовой единицы языка – мифемы – оказывается элементом системы, который следует понимать целостно, исходя из отношений, складывающихся внутри системы. Такой подход приводит к целостной культурной и социальной антропологии. Если социальная антропология, опираясь на социологию и психологию, рассматривает предметы материальной культуры с точки зрения выполняемой ими общественной функции, т.е. в качестве особых социальных явлений, социального фактора (об этом писал Э. Дюркгейм), а личностное, таким образом, понимается как обобщенное и опосредованное вещами, как означающее, которое должно быть изучено самостоятельно, то культурная антропология, привлекая данные археологии и лингвистические концепции, представляет систему отношений, связывающую между собой все аспекты социальной жизни. Эта система, с точки зрения Л.- С., играет более важную роль в трансляции культуры, чем любой из ее отдельных аспектов. Одним из источников этих идей, как писал позже М. МерлоПонти, были работы М. Мосса. Другим источником структурной антропологии сам Л.-С. считал целый ряд работ по сравнительной мифологии Ж. Дюмезиля. Л.-С. теоретически обозначил центральные проблемы гуманитарного знания 1960-х: переосмысление противопоставления культурного и природного и, соответственно, исследовательских позиций универсализма и плюрализма, новое понимание гуманизма как проблемы «другого».
Соч.: Структурная антропология. М., 1983 (2001); Печальные тропики. М., 1984; Первобытное мышление. М., 1994; Мифологики. Т. 1–4. М.; СПб., 1999–2000. Т. 1. Сырое и приготовленное. Т. 2. От меда к пеплу. Т. 3. Происхождение застольных обычаев; Путь масок. М., 2000; Мифологики: человек голый. М., 2007; Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949; Race et Histoire. P., 1952; Le regard éloigné. P., 1983; Entretiens avec D. Eribon. P., 1988. Лит.: Иванов, Вяч. Bс. К. Леви-Строс и структурная теория этнографии; Бутимов, H.A. Леви-Строс – этнограф и философ; Мелетинский, Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса // Леви-Строс, К. Структурная антропология. М., 1983; Островский, А.Б. Этнологический структурализм Клода Леви-Строса // Леви-Строс, К. Первобытное мышление. М., 1994; Энафф, М. Клод Леви-Строс и структурная антропология. М., 2010; Clement, C. Claude Lévi-Strauss. P., 2003; Claude Lévi-Strauss et ses contemporains. P., 2012; Claude Lévi-Strauss, un parcours dand le siècle. P., 2012; Godelier, M. Lévi-Strauss. P., 2013. A.A. Костикова
Так, миф есть такой же способ понимания мира, как и европейская «объективная наука». Критикуя этноцентризм, Л.-С. специально подчеркивал, что варваром является тот, кто верит в варварство. В книгах «Печальные тропики» (1955) и «Структурная антропология» (1957), а позже в работе «Первобытное мышление» (1962) он предложил объективные методы исследования, взяв за основу методы семиотические: язык рассматривался как система бессознательно функционирующих означающих культуры. В мифах, ритуалах, правилах брака, терминах родства – везде можно вычленить бинарные оппозиции, на которых выстраиваются «пучки дифференцированных признаков». Сосредоточившись на конкретном материале, доказывавшем связь языка, смысла с социальными обычаями племен, Л.-С. обнаружил, что система родства организована так же, как система фонем. В «Мифологиках» (1964, 1966, 1968, 1971) им поэтапно рассматривается дихотомия сырое – приготовленное, закрепленная в языках и, соответственно, в ритуалах и первичных мифах южноамериканских племен, которая на практике выстраивает цепочку означающих, наделяющую различные виды деятельности более глубоким ритуальным смыслом: несъедобное – съедобное, не доступное – доступное для совокупления, животное – растительное, природное – культурное, утраченное – приобретенное и т.д. Исходное противопоставление обрастает новыми смыслами: приготовленное наполовину, пережженное, свежее, сгнившее. Значение базовой единицы языка – мифемы – оказывается элементом системы, который следует понимать целостно, исходя из отношений, складывающихся внутри системы. Такой подход приводит к целостной культурной и социальной антропологии. Если социальная антропология, опираясь на социологию и психологию, рассматривает предметы материальной культуры с точки зрения выполняемой ими общественной функции, т.е. в качестве особых социальных явлений, социального фактора (об этом писал Э. Дюркгейм), а личностное, таким образом, понимается как обобщенное и опосредованное вещами, как означающее, которое должно быть изучено самостоятельно, то культурная антропология, привлекая данные археологии и лингвистические концепции, представляет систему отношений, связывающую между собой все аспекты социальной жизни. Эта система, с точки зрения Л.- С., играет более важную роль в трансляции культуры, чем любой из ее отдельных аспектов. Одним из источников этих идей, как писал позже М. МерлоПонти, были работы М. Мосса. Другим источником структурной антропологии сам Л.-С. считал целый ряд работ по сравнительной мифологии Ж. Дюмезиля. Л.-С. теоретически обозначил центральные проблемы гуманитарного знания 1960-х: переосмысление противопоставления культурного и природного и, соответственно, исследовательских позиций универсализма и плюрализма, новое понимание гуманизма как проблемы «другого».
Соч.: Структурная антропология. М., 1983 (2001); Печальные тропики. М., 1984; Первобытное мышление. М., 1994; Мифологики. Т. 1–4. М.; СПб., 1999–2000. Т. 1. Сырое и приготовленное. Т. 2. От меда к пеплу. Т. 3. Происхождение застольных обычаев; Путь масок. М., 2000; Мифологики: человек голый. М., 2007; Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949; Race et Histoire. P., 1952; Le regard éloigné. P., 1983; Entretiens avec D. Eribon. P., 1988. Лит.: Иванов, Вяч. Bс. К. Леви-Строс и структурная теория этнографии; Бутимов, H.A. Леви-Строс – этнограф и философ; Мелетинский, Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса // Леви-Строс, К. Структурная антропология. М., 1983; Островский, А.Б. Этнологический структурализм Клода Леви-Строса // Леви-Строс, К. Первобытное мышление. М., 1994; Энафф, М. Клод Леви-Строс и структурная антропология. М., 2010; Clement, C. Claude Lévi-Strauss. P., 2003; Claude Lévi-Strauss et ses contemporains. P., 2012; Claude Lévi-Strauss, un parcours dand le siècle. P., 2012; Godelier, M. Lévi-Strauss. P., 2013. A.A. Костикова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.