русский религиозный философ; р. 31. 1. 1866 (Киев) — ум. 20. 11. 1938 (Париж). Профессор в Сорбонне (с 1920); философ антирационалистического экзистенциалистского направления. Осн. соч.: Добро и зло в учении гр. Толстого и Ф. Ницше, 1900, нем. изд. 1923; Достоевский и Ницше, 1903, нем. изд. 1924; Potestas clavium (Власть ключей), 1923, нем. изд. 1926; Essai sur la philosophie de Pascal, 1923; На весах Иова, 1929; Умозрение и откровение, 1964.
N. Bubnoff. Russische Religionsphilos., 1956; Y. Bonnefoy. L'obstination de Chestov. Paris, 1967.
Лев Шестов
ШЕСТОВ Лев
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ШЕСТОВ Лев
(Шварцман Лев Исаакович) (1866- - 1938) - философ, литератор. Учился на математическом отделении Московского университета, затем перешел на юридический факультет; закончил образование в Киеве в 1889 г. В 1895 - 1914 гг. жил преимущественно в Австрии, Германии, Франции. С 1914 г. - в Москве, с 1918 г. - в Киеве, где читал курс греческой философии в народном университете. В 1919 г. - приват-доцент в Таврическом университете. Был одним из ведущих членов Вольной философской ассоциации в Петрограде.
В 1920 г. покинул Россию, жил в Париже, преподавал в Парижском институте славянских исследований в Сорбонне. С 1922 по 1936 гг. - профессор литературы в Парижском университете. Умер в Париже. Главкой задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Критиковал традиционную философию, предлагал переместить точку зрения с мнрозрення на личность, заменить ориентацию на мышление ориентацией на существование человека. Критиковал рационализм в философии, этике и в теологии. Истину понимал как глубоко личностную, необщезначимую. Разрабатывал «философию трагедии». Полагал, что разум и наука не представляют подлинной ценности для личности, что они равнодушны к страданиям человека и делают его рабом необходимости. В более позднем творчестве Шестов обращается к религии.
В 1920 г. покинул Россию, жил в Париже, преподавал в Парижском институте славянских исследований в Сорбонне. С 1922 по 1936 гг. - профессор литературы в Парижском университете. Умер в Париже. Главкой задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Критиковал традиционную философию, предлагал переместить точку зрения с мнрозрення на личность, заменить ориентацию на мышление ориентацией на существование человека. Критиковал рационализм в философии, этике и в теологии. Истину понимал как глубоко личностную, необщезначимую. Разрабатывал «философию трагедии». Полагал, что разум и наука не представляют подлинной ценности для личности, что они равнодушны к страданиям человека и делают его рабом необходимости. В более позднем творчестве Шестов обращается к религии.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Лев Шестов
(1866–1938)
«Разум или Вера? „Афины“ или „Иерусалим“?»
Жизнь. Выдающийся русский мыслитель, публицист, литературный критик Лев Шестов (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) родился в Киеве, в семье богатого коммерсанта. После окончания гимназии учился сначала в Московском университете на факультете математики, а затем перевелся на юридический. Закончил образование в Киеве. С 1889 по 1914 гг. проживал в основном за границей – в Швейцарии, Австрии, Германии, Франции. С началом Первой мировой войны вернулся на родину, где до 1918 г. преподавал в Москве. После этого перебрался сначала в Киев, затем в Крым и оттуда – в Париж. До конца своих дней Шестов преподавал в Сорбонне. Умер в 1938 г.
Основные работы. «Добро в учении Толстого и Ницше», «Достоевский и Ницше», «Апофеоз беспочвенности», «Potestas clavium (Власть ключей)», «На весах Иова», «Афины и Иерусалим», «Умозрение и откровение», «Solo fide (только верой)».
Учение. Главная тема философии Шестова – соотнесение в человеческом сознании разума и веры, конфликт между наукой и философией, с одной стороны, и верой и божественным откровением – с другой. Традиционная философия, по мысли Шестова, не может претендовать на истинное знание, ибо оперирует чисто рационалистическими понятиями, не позволяющими проникать в тайны бытия. Наука и философия интересуются прежде всего внешними данными мироздания, оставляя в стороне глубинный внутренний мир человека, его живой души. Познав, и то фрагментарно и не точно, внешние законы бытия, наука с рациональной философией остаются равнодушными к судьбе и страданиям отдельно взятой личности, ее переживаниям. Но кто же или что же спасет человека от этого ужасающего мира бездушной физической природы, спрашивает Шестов? Вся предыдущая научнофилософская традиция приказывает человеку подчиниться, смириться с участью незначащего винтика этой холодной и жестокой машины – жизни. Традиция приводит в пример законы физики и факты, говорящие, что как ни крути, а 2 × 2 = 4 и кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая линия. Согласно этой логике, факт смерти величайшего из людей – Сократа, которого афиняне казнили в 399 г. до н. э., не более трагичен, чем факт смерти какойнибудь бездомной собаки. С этим безумием Шестов не хочет и не может примириться.
Спасение от ужасов и бессмыслицы наличного бытия ему видится в отказе от рациональных способов мышления, в обращении живой души человека к всемогущему БогуТворцу. Веру, откровение, молитву он противопоставляет «каменящей», по его выражению, сугубо рационалистической традиции, установившей законы физической природы – всеобщие и обязательные. Именно они сковывают человека, лишают его свободы выбора, мешают творческой активности, убивают всякую надежду и веру в чудо.
Но чудо возможно и необходимо, говорит Шестов. Благой Бог может по слепой и безусловной вере человека сделать невозможное и даже абсурдное возможным. Он может сделать бывшее небывшим, смерть превратить в жизнь, а камень в хлеб. Надо только поверить Ему. Поэтому религиозномистический способ мышления по типу «Иерусалима» Шестов противопоставляет расчетливому и «трезвому» мышлению античного мира, который он обозначил «Афинами». В этом смысле по одну сторону философских «баррикад» находятся такие мыслители, как Августин Блаженный, Петр Дамиани, Лютер, Паскаль, Кьеркегор, а по другую – Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель и многие другие.
«Разум или Вера? „Афины“ или „Иерусалим“?»
Жизнь. Выдающийся русский мыслитель, публицист, литературный критик Лев Шестов (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) родился в Киеве, в семье богатого коммерсанта. После окончания гимназии учился сначала в Московском университете на факультете математики, а затем перевелся на юридический. Закончил образование в Киеве. С 1889 по 1914 гг. проживал в основном за границей – в Швейцарии, Австрии, Германии, Франции. С началом Первой мировой войны вернулся на родину, где до 1918 г. преподавал в Москве. После этого перебрался сначала в Киев, затем в Крым и оттуда – в Париж. До конца своих дней Шестов преподавал в Сорбонне. Умер в 1938 г.
Основные работы. «Добро в учении Толстого и Ницше», «Достоевский и Ницше», «Апофеоз беспочвенности», «Potestas clavium (Власть ключей)», «На весах Иова», «Афины и Иерусалим», «Умозрение и откровение», «Solo fide (только верой)».
Учение. Главная тема философии Шестова – соотнесение в человеческом сознании разума и веры, конфликт между наукой и философией, с одной стороны, и верой и божественным откровением – с другой. Традиционная философия, по мысли Шестова, не может претендовать на истинное знание, ибо оперирует чисто рационалистическими понятиями, не позволяющими проникать в тайны бытия. Наука и философия интересуются прежде всего внешними данными мироздания, оставляя в стороне глубинный внутренний мир человека, его живой души. Познав, и то фрагментарно и не точно, внешние законы бытия, наука с рациональной философией остаются равнодушными к судьбе и страданиям отдельно взятой личности, ее переживаниям. Но кто же или что же спасет человека от этого ужасающего мира бездушной физической природы, спрашивает Шестов? Вся предыдущая научнофилософская традиция приказывает человеку подчиниться, смириться с участью незначащего винтика этой холодной и жестокой машины – жизни. Традиция приводит в пример законы физики и факты, говорящие, что как ни крути, а 2 × 2 = 4 и кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая линия. Согласно этой логике, факт смерти величайшего из людей – Сократа, которого афиняне казнили в 399 г. до н. э., не более трагичен, чем факт смерти какойнибудь бездомной собаки. С этим безумием Шестов не хочет и не может примириться.
Спасение от ужасов и бессмыслицы наличного бытия ему видится в отказе от рациональных способов мышления, в обращении живой души человека к всемогущему БогуТворцу. Веру, откровение, молитву он противопоставляет «каменящей», по его выражению, сугубо рационалистической традиции, установившей законы физической природы – всеобщие и обязательные. Именно они сковывают человека, лишают его свободы выбора, мешают творческой активности, убивают всякую надежду и веру в чудо.
Но чудо возможно и необходимо, говорит Шестов. Благой Бог может по слепой и безусловной вере человека сделать невозможное и даже абсурдное возможным. Он может сделать бывшее небывшим, смерть превратить в жизнь, а камень в хлеб. Надо только поверить Ему. Поэтому религиозномистический способ мышления по типу «Иерусалима» Шестов противопоставляет расчетливому и «трезвому» мышлению античного мира, который он обозначил «Афинами». В этом смысле по одну сторону философских «баррикад» находятся такие мыслители, как Августин Блаженный, Петр Дамиани, Лютер, Паскаль, Кьеркегор, а по другую – Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель и многие другие.
Источник: Философия. Краткая история.