Лессинг, Готхольд Эфраим
немецкий писатель и философ (Каменц, Саксония, 1729 — Брауншвейг, 1781). Примирил романтизм с немецким рационализмом. Его этическая теория истории, основанная на вере в моральный прогресс человечества, нашла отражение в произведении «Воспитание человеческого рода» (1780) и оказала глубокое влияние на философию Фихте.
Источник: Философский словарь
Лессинг, Готхольд Эфраим
1729-1781 гг.) - немецкий философ, один из представителей немецкого Просвещения, публицист, драматург, критик и теоретик искусства. Историю человечества рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим. Лессинг защищал право свободного исследования религиозных вопросов, доказывая возможность примирить философию и учение церкви, проповедовал веротерпимость, равенство людей независимо от вероисповедания и сословного происхождения.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
1729-1781) - нем. драматург, философ-просветитель. В филос. соч. «Воспитание человеческого рода» (1780) высказал мысль о том, что в будущем об-ве религия уступит место просвещенному разуму. Все религии, включая христианство, Л. рассматривал как этапы нравств. эволюции человечества по направлению к «ес-теств. религии», означающей торжество разума, справедливости, гуманности. В драме «Натан Мудрый» (1779) Л. проводит идею необходимости веротерпимости и отстаивает право людей на свободомыслие.
Источник: Атеистический словарь
ЛЕССИНГ Готхольд Эфрайм
немецкий философ просветитель. История человеческого общества, по Лессингу, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоления и освобождения от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Отстаивал идею демократизации героя.
Даты жизни. Родился 22.1.1729 в Каменге (Саксония) в семье лютеранского пастыря. Учился В Лейпциге. Был библиотекарем в г, Вольфенбюттеле. Умер 15.2.1781 в Брауншвейге.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим
род. 22 янв. 1729, Каменг, Саксония - ум. 15 февр. 1781, Брауншвейг) - нем. поэт эпохи Просвещения, философ, критик (литературы и искусства). Был дружен с Моисеем Мендельсоном. Выступал за свободу научного исследования, особенно в литературных науках; ратовал за терпимость и гуманность ("Nathan der Weise", 1779 - рус. пер. "Натан Мудрый", 1882). В области философии религии боролся против церковного догматизма. В соч. "Воспитание человеческого рода" ("Erziehung des Menschengeschlechts", 1780) он выражает надежду, что после веков наслаждения и честолюбия наступит век выполнения долга. Своей критикой эстетики, а также своими драмами Лессинг проложил путь поэзии великих классиков. Соч. в 30 тт., 1771-1794, изд. Лессинга и его брата Карла; Соч. в 13 тт., 1838- 1840; Соч. в 23 тт., 1886-1924; Соч. в 25 тт., 1925; Соч. в 7 тт., 1911. На рус. яз.: Собр. соч., т. 1-Х, СПБ.-М., 1904.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Лессинг Готхольд Эфраим
(1729—81)—нем. просветитель, философ, публицист, драматург, критик в теоретик искусства. Вся деятельность Л. была направлена на борьбу против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, демократическое развитие нем. народа в его культуры. В философском произв. «Воспитание человеческого рода» (1780) Л. мечтал о будущем об-во, свободном от всякого принуждения, в к-ром релвгвя целиком уступит место просвещенному разуму. В философской драме «Натан Мудрый» Л. провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к дружбе. Выражая противоречивость просветительского движения в Германии, мировоззрение Л. в конечном счете оставалось идеалистическим, по содержало в себе и материалистические тенденции. В трудах «Лаокоон» (1766) и «Гамбургская драматургия» (1767—69), составивших эпоху в развитии мировой эстетической мысли, Л. отстаивает принципы реализма в поэзии, драматургии, театре, развенчивая теорию и практику дворянского классицизма. Предмет изобразительных искусств Л. ограничивает лишь областью прекрасного. Л. стремился определить объективные законы творчества в различных видах и жанрах искусства, однако не видел исторического характера этих законов. Выступая против плоского морализирования, Л. придает громадное значение нравственно-воспитательному значению искусства, особенно театра. Драматическое творчество Л. знаменует начало нем. классической литературы, а его эстетические взгляды оказали плодотворное воздействие на ее развитие.
Источник: Философский словарь. 1963
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
поэт эпохи Просвещения, философ, критик (литературы и искусства); р. 22.1.1729 (Каменц, Саксония) — ум. 15.2.1781 (Брауншвейг); был дружен с Моисеем Мендельсоном; выступал за свободу научного исследования, особенно в гуманитарных науках; ратовал за терпимость и гуманность («Nathan der Weise», 1779; рус. пер. «Натан Мудрый», 1875, 1882). В области философии религии боролся против церковного догматизма. В сочинении «Воспитание человеческого рода» (Erziehung des Menschengeschlechts, 1780, последнее изд. 1948) он выражает надежду, что после веков наслаждения и честолюбия наступит век выполнения долга.
Своей критикой эстетики, а также своими драмами Лессинг проложил путь поэзии великих классиков. Из его работ об искусстве следует упомянуть: Laokoon, oder über die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766 (рус. пер.: Лаокоон. О границах живописи и поэзии, 1957). Собр. соч.: Sämmtliche Schriften, 30 Bde., 1771—1794; Sämtliche Schriften, 13Bde., 1838—1840,3-еизд.: Werke 23 Bde., 1886— 1924; Werke 7 Bde., 1911; Lessings Gespräche, 1971. (Нарус. яз.: Собр. соч.: В Ют., 1904.)
С. Schrempf. L. als Philosoph, 1906; H. Leisegang. L. s Weltanschauung, 1931; B. v. Wiese L.s Dichtung, Ästhetik, Philosophie, 1931; O. Mann. L. — Sein u. Leistung, 1949; W. Ritzel. L., 1966; H. Schultze. L.s Toleranzbegriff, 1969; B. Bothe. Glauben u. Erkennen. Studien zur Religionsphilos. L.s., 1972; A. Schilson. Gesch. im Horizont der Vorsehung. L.s Beitrag zu einer Theologie der Gesch., 1974; M. Boilacher. L. Vernunft u. Gesch. — Unters, zum Problem religiöser Aufklärung in den Spätschriften, 1978; D. Hildebrandt. L. — Biographie einer Emanzipation, 1979; A. Schilson. L.s Christentum, 1980; F. Niewöhner. Veritas sive Varietas. L.s Toleranzparabel und das Buch von den drei Betrügern, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
22.1.1729, Каменц, Саксония - 15.2.1781, Брауншвейг), нем. философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам просветит. рационализма, Л. соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу, историю, иск-во, преодолев ограниченность вольфианского рационализма в философии (см. Вольф), лютеранской ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы реалистич. художеств. образа - вслед за Шефтсбери и др. мыслителями 18 в., боровшимися с отвлеченностью аллегорич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. дает замечат. анализ сущности и средств словесного и изобразит. иск-в, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных иск-в («Критич. леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии» (Bd 1-2, 1767-69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эстетич. очерков, Л. доказывал соответствие драматургич. принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся нормативность подобного хода мысли Л. шел к углубленному постижению художеств. произведений в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой трактовке художеств. символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И. Винкельманом (трактат Л. «Как представляли смерть древние» - «Wie die Alten den Tod gebildet», 1769). Наиболее значительными для Л.-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая филос. интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения, чувства, чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung des Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич. развития и поступат. движения человечества к совершенству.
Источник: Советский философский словарь
Лессинг, Готхольд Эфраим
1729—81) —нем. философ-просветитель, драматург, эстетик, теоретик иск-ва и литературный критик; «отец новой немецкой литературы» (Чернышевский). Деист, близкий по своим философским воззрениям пантеистическому материализму Б. Спинозы, Л. был сторонником веротерпимости. Оценивая три т. наз. мировые религии (иудаизм, ислам, христианство) как равноправные (легенда о трех перстнях в драме «Натан Мудрый»), при этом отстаивал необходимость замены религии гуманистическими идеалами. Л. боролся за создание демократической национальной культуры, оказал большое влияние на развитие эстетической мысли и литры в Германии. В его эстетических взглядах получили отражение свойственные его мировоззрению материалистические тенденции- Он выступал за сближение иск-ва и лит-ры с жизнью, освобождение их от оков сословно-ари-стократической нормативности. Иск-во, по Л., есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. В противовес принципу идеализации, утверждавшемуся Винкельманом, предложил реалистическую интерпретацию специфики поэзии. В отличие от пространственных иск-в (скульптуры, живописи), где предметом изображения являются тела с их видимыми свойствами, в поэзии посредством слова передаются действия, развивающиеся во времени. Живопись больше идеализирует, поэзия же глубже раскрывает страсть, борьбу, индивидуализирует, она способна охватить жизнь во всем ее богатстве. Обосновывая теорию реалистического иск-ва, Л. использует учение и терминологию Аристотеля для борьбы с классицизмом, особенно фр., и холодным академизмом, противопоставляя им реалистическое творчество Шекспира. Разрабатывая учение о характере, Л. противопоставляет «забиякам на котурнах» и жеманному придворному иск-ву типический характер (Типическое), свойственный не только трагедии (как думал Дидро), но и комедии. Л- заложил основы нем. реалистической драматургии и театра, рассматривая последний как трибуну, как «добавление к законам», важное средство общественного воспитания. Осн. теоретические произв. Л.: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766) и «Гамбургская драматургия» (1767—69).
Источник: Эстетика: Словарь
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
22 января 1729, Каменц, Саксония — 15 февраля 1781, Брауншвейг) — немецкий философ-просветитель, писатель, литературный критик и теоретик искусства. Испытал влияние Лейбница, позже — Спинозы, способствовал пробуждению в Германии интереса к нему своей статьей «О действительности вещей вне Бога» (1763), где говорилось об идентичности понятий Бога вещам, в силу чего вещи имеют двоякое существование — в эмпирической реальности и в Боге как прообразы. После смерти Лессинга возникла дискуссия о том, был ли он спинозистом (Jakobi F. H. Uber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn, 1785). Большую роль в немецком Просвещении сыграли произведения Лессинга, где он выкупал поборником веротерпимости и свободного исследования религии (памфлет «Анти-Геце», 1778, философская драма «Натан Мудрый», 1779, утверждающая, что основу всех религий составляет нравственное чувство). Главную причину распространения христианства Лессинг видел в его проповеди всеобщей любви. Высоко оценивая роль лютеранства, Лессинг считал, что будущее принадлежит естественной религии. Философско-исторические взгляды Лессинга изложены в сочинениях «Воспитание человеческого рода» (1780) и «Эрнст и Фальк» (1780). Развитие человечества проходит те же стадии, что и развитие отдельного человека — детство, юношество и зрелость. Детство соответствует эпохе Ветхого Завета, юность — эпохе Нового Завета, а зрелость человеческого рода будет достигнута в будущем. Идеальное устройство общества предполагает отсутствие государства как особого социального института.
Теория искусства Лессинга явилась важнейшей ступенью в развитии немецкой эстетики 18 в. В «Лаокооне, или О границах поэзии и живописи» (Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766) Лессинг, полемизируя с трактовкой Лаокоона Винкельманам, отвергает тезис классицизма «ut pictura poesis» (поэзия как живопись) и показывает, что изобразительные искусства и поэзия отличаются как по предмету, так и по роду подражания. Предмет живописи и скульптуры — «тела», расположенные в пространстве. Предмет поэзии — «действия», совершающиеся во времени. Уступая живописи и скульптуре в яркости и полноте изображения видимого, телесного облика предметов, поэзия превосходит их в воспроизведении действий, глубинных пружин и страстей жизни. У поэзии больше возможностей в индивидуализации человеческих характеров, в изображении случайного и даже безобразного. В «Гамбургской драматургии» ставится вопрос об общественной и воспитательной функции искусства: театр должен быть «школой нравственного мира».
Соч.: Gesammelle Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd. 1-10, B.-Weimar, 1968; Собр. соч., т. 1-10. СПб, 1904; Избр. произв. M., 1953. Лит.: Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957; Егоров Н. В. Проблема времени и пространства в эстетике Аристотеля и Лессинга.— В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма, вып. 2. Куйбышев, 1977, с. 23—35; Лессинг и современность, сб. ст. М., 1981; Стадников Г. В. Лессинг. Л., 1987: Lessing und Spinoza, hrsg. von T. Hohl. Halle, 1982; Seifen S. Lessing-Bibliographie. B.—Weimar, 1973. 3. Г. Матюшенко
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781)
немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767-1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть ни что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием "О действительности вещей вне Бога", Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух - проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако, известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшего в 1785 в "Письмах Мендельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание человеческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это без сомнения был Л. - крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения".
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим
Lessing), (22 янв. 1729 – 15 февр. 1781) – нем. просветитель, писатель, критик и теоретик искусства. Сыграл выдающуюся роль в истории прогрессивной нем. филос. и антицерк. мысли. Л. начал свою деятельность, находясь под влиянием идеалистич. философии Лейбница и X. Вольфа, однако в 50-х гг. 18 в. в его взглядах обнаружились заметные материалистич. тенденции. В отличие от Лейбница, Л. пришел к выводу, что дух и тело представляют собой две стороны единой субстанции (фрагмент "Спиноза навел Лейбница лишь на след учения о предустановленной гармонии" – "Durch Spinoza ist Leibnitz nur auf die Spur der vorherbestimmten Harmonie gekommen", 1763). Признавая себя последователем Спинозы, Л. утверждал, что бог существует не вне мира, а в нем самом (фрагмент "О действительности вещей вне бога" – "?ber die Wirklichkeit der Dinge ausser Gott", 1763). В беседе с Ф. Якоби (1780) Л. выразил материалистич. сущность своего филос. мировоззрения в словах: "В основе протяженности, движения, мысли поистине лежит одна и та же более высокая сила, которая не исчерпывается этими определениями... Ортодоксальные понятия о божестве не существуют более для меня. Единое – все, все – единое. Я не разумею иначе" (Gesammelte Werke, Bd 8, В., 1956, S. 622, 618). Посмертное опубликование беседы Л. с Якоби (1785) вызвало в Германии ставший знаменитым "Спор о Спинозе" (1785–87), в к-ром идеалисту Мендельсону возражали Гете и Гердер, защищавшие идеи Спинозы. Пантеистически окрашенный материализм Л. стремился соединить с детерминизмом и с идеей развития. Признавая одушевленность не только органич., но и неорганич. природы, он считал, что различие между ними связано с тем, что частицам неорганич. природы свойственно одно чувство, а органической – соединение нескольких чувств. Человек располагает пятью чувствами, но число их может увеличиваться в результате развития культуры (фрагмент "О том, что человек может обладать более, чем пятью чувствами" – "Dass mehr als f?nf Sinne f?r den Menschen sein k?nnen", ок. 1770–80). Огромное значение для нем. Просвещения имели соч. Л., посвященные борьбе с церковью (памфлет "Анти-Геце" – "Anti-Goeze", 1778; филос. драма "Натан Мудрый" – "Nathan der Weise", 1779, рус. пер. 1875). Л. защищал право свободного исследования религ. вопросов, доказывая невозможность примирить философию и учение церкви, проповедовал веротерпимость, равенство людей независимо от вероисповедания и сословного происхождения. Соединив филологич. метод критики с историческим, он способствовал развитию в Германии науч. критики евангелий. Идею развития Л. стремился приложить к истории человеч. культуры. В "Воспитании человеч. рода" ("Die Erziehung des Menschengeschlechts", 1775–80) он рассматривал историю человечества как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим. Все религии, по Л., составляют продукт определенной историч. эпохи. Выражая сознание одной эпохи, они в следующую эпоху перестают соответствовать потребностям человечества, достигнутому им уровню развития. Язычество, иудаизм и христианство Л. рассматривал как три ступени нравств. эволюции человечества, конечной целью к-рой является торжество разума и справедливости. На высшей ступени истории христ. религия должна уступить место идеалу гуманности. Различие между гос. и правовым строем разных народов Л., в духе Монтескье, объяснял различием климата. Л. был страстным патриотом, защитником равенства и дружбы народов, борцом против нем. абсолютизма и феод. раздробленности Германии за ее мирное объединение. Он считал, что гос-во и связанное с ним обществ. неравенство должны в будущем исчезнуть. Не ставя вопроса о революц. средствах борьбы, Л. связывал свои патриотич. чаяния с верой в историч. прогресс, в совместные усилия передовых деятелей в области культуры, литературы и искусства ("Эрнст и Фальк" – "Ernst und Falk", 1778–80). Материалистич. тенденции филос. взглядов Л. получили яркое отражение в его эстетич. идеях. Наряду с Дидро Л. – самый крупный представитель бурж.-демократич. эстетики 18 в., сложившейся под знаком борьбы с аристократич. и раннебурж. классицизмом и утверждения теории реализма. Рассматривая иск-во как "подражание" природе, Л. понимал ограниченность термина "подражание", характерного для эстетики 17–18 вв., и стремился истолковать его более широко – в духе реалистич. воспроизведения и познания жизни. Иск-во, по Л., как и наука, сосредоточивает внимание человека на существенных и закономерных сторонах действительности, помогает усмотреть необходимость там, где на поверхности жизни господствуют случайность и пестрота явлений. Поэтому иск-во, по Л., ведет к "познанию" и вместе с тем способствует "исправлению", является для человечества орудием нравственного воспитания и совершенствования. Материалистический по своему характеру взгляд на иск-во как отражение действительности получил широкое развитие в соч. Л. "Лаокоон" ("Laokoon, oder ?ber die Grenzen der Malerei und Poesie", 1766, рус. пер. 1957). Л. доказывал здесь, что законы различных искусств обусловлены их специфич. особенностями, характерным для них предметом изображения. Средства, к-рыми располагают поэзия и живопись, не являются для художника и поэта лишь механич. внешним орудием; между средствами и специфич. характером иск-ва существует объективная связь. Каждое из иск-в приспособлено в первую очередь к изображению тех сторон внешнего мира, к-рые с наибольшей полнотой и совершенством могут передаваться его специфич. художеств. средствами. Живопись и скульптура как пространств. иск-ва наиболее приспособлены для изображения "тел", расположенных в пространстве, поэзия как временное иск-во – для изображения "действий", совершающихся во времени. Поскольку же живопись должна изображать действия, а поэзия – телесный облик предметов, они должны делать это не прямо, а опосредствованно: живопись – через материальные, телесные признаки, а поэзия – изображая созидание материальных предметов человеком или воздействие внешнего мира на его сознание. В "Гамбургской драматургии" ("Hamburgische Dramaturgie", Bd 1–2, 1767–69, рус. пер., 1936) Л. изложил свою теорию театра и драмы. Он подчеркивал обществ.-политич. значение театра и указывал на силу его воздействия. В отличие от Дидро, считавшего, что типы свойственны только комедии, Л. признал обобщение свойством всякого иск-ва, в то же время подчеркивая, что типичность в разных жанрах и видах иск-ва может достигаться различными средствами. Утверждая, что разнообразие человеч. характеров в жизни безгранично, Л. призывал выводить на сцене не отвлеченные и идеализированные, а реалистич. образы людей, сочетающие типическое с индивидуальным. Л. указал в "Гамбургской драматургии" на придворно-аристократич. черты эстетики классицизма не только в произведениях Корнеля, но и Вольтера, высоко оценил правдивость и естественность антич. трагедии Шекспира, лучшие образцы передовой бурж. драмы 18 в. и этим способствовал повороту нем. литературы к реалистич. драматургии. Свои эстетич. принципы Л. осуществлял в драмах – поэтич. произведениях, полных глубокого гуманистич. социально-филос. содержания. Соч.: Lessing´s Philosophie, Lpz., 1909; Werke, Tl 1–25, В., [1925 ], Anmerkungen, Tl 1–3, В., [1929 ], Register, ?l 1–2, В., [1935 ]; Gesammelte Werke, Bd 1–10, В., 1954–58; Werke, Bd 1–6, Lpz., [1955 ]; в рус. пер. – Собр. соч., 2 изд., т. 1–10, СПБ, 1904; Избр. произв., М.–Л., 1953. Лит.: Чернышевский Н. Г., Л., его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Добролюбов ?. ?., Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, Соч., Л. [рец. ], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1941; Фишер К., Г. Э. Л. как преобразователь нем. лит., пер. с нем., М., 1882; Филиппов ?. ?., Лессинг. Его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; Меринг Ф., Легенда о Л., Лит.-критич. работы, т. 1, М.–Л., 1934; История философии, т. 3, М., 1943, с. 24–33; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Л., Избр. работы, М.,1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; История философии, т. 2, М., 1957, с. 21–25; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. указат.); Дальке, Г. Л. и развитие теории реализма, М., 1963 (Автореф.); Leisegang H., Lessings Weltanschauung, Jena, 1931; Klein F. F., L. Weltanschauung, W., 1931; Liepmann ?., L. und die mittelalterliche Philosophie, Stuttg., 1931; Коmmerell M., L. und Aristotels, Fr./M., [1957 ]; Rilla P., L. und sein Zeitalter, В., 1958; Szarota E. M., Lessings "Laokoon", Weimar, 1969; Loewenich W. von, Luther und L., T?bingen, 1960; Mann O., Lessing. Sein und Leistung, 2 Aufl., Hamb., 1961. Г. Фридлендер. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.