ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лесевич Владимир Викторович
 (1837—1905) — рус. философ-позитивист. В. И. Ленин назвал его первым и крупнейшим русским эмпириокритиком (см. т. 14, с. 44). До 1877 был сторонником Конта («Очерк развития идеи прогресса», 1868), затем перешел на позиции «новокритической немецкой школы» (К. Геринг, А. Риль, Авенариус, И. Петцольд и др.), считая ее высшей стадией позитивизма. Эта школа, по Л., дополнила философию Конта разработанной теорией познания, построенной на основе т. наз. «чистого опыта». Отрицая за философией роль мировоззрения, Л. полагает, что ее задачей является лишь «объединение» понятий, вырабатываемых частными науками. Общественную жизнь объяснял с идеалистических позиций (Субъективный метод в социологии). Осн. работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии» (1876), «Письма о научной философии» (1878), «Что такое научная философия» (1890).

Источник: Философский словарь. 1963

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович
род. 15 янв. 1837, с. Денисовка, Полтавской губ. - ум. 13 нояб. 1905, Киев) - рус. философ-позитивист и публицист. Сотрудничал в "Отечественных записках" Некрасова, в "Рус. богатстве", затем в "Русской мысли". Соответственно менялись и политические взгляды Лесевича - от сочувствия демократам к либерализму, а в философии - от приверженца философских взглядов О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера к "новокритической нем. школе" (Р.Авенариус, А.Риль, Ф.Паульсен и др.) как высшей стадии позитивизма. Эта школа, по Лесевичу, дополнила философию Конта теорией познания, построенной на истолковании чистого опыта. Сущее и вещи - не более чем призраки, лишь тогда имеющие смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Осн. работы: "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии", 1877; "Что такое научная философия", 1891; Собр. соч., тт. 1-3, 1915-1917.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (1837—1905)
рус. философ-позитивист. Был близок к народникам, потом эволюционировал к буржуазному либерализму. Ленин назвал его первым и крупнейшим рус. эмпириокритиком (Т. 18. С. 51). До 1877 сторонник Конта (“Очерк развития идеи прогресса”, 1868), затем перешел на позиции “новокритической немецкой школы” (А. Риль, Авенариус, И. Петцольдт и др.), считая ее высшей стадией позитивизма. Эта школа, по мнению Л., дополнила философию Конта разработанной теорией познания,построенной на истолковании т. наз. чистого опыта, т. е. на основе эмпириокритицизма и неокантианства. Исходные данные для своего анализа гносеология заимствует из психологии, развитие к-рой, по Л., опровергает положение о наличии априорных элементов в сознании. Отрицая за философией роль мировоззрения, Л. полагает, что она лишь способствует созданию цельного “мироразумения”, “объединяя” понятия, вырабатываемые частными науками (“положительным знанием”). Общественную жизнь объяснял идеалистически, заимствуя мн. идеи у Лаврова и Михайловского. Социальный прогресс определяется, по Л., гл. обр. результатами “умственной деятельности” человечества. Отвергая элитарную концепцию культуры, Л. выступал за широкое распространение знаний в условиях свободы слова и печати. С позитивистской т. зр. критиковал представителей религиозно-идеалистического направления в рус. философии (Соловьева, А. А. Козлова и др.). Осн. работы: “Опыт критического исследования основоначал позитивной философии” (1877), “Что такое научная философия” (1891).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович
15(27) января 1837, с. Денисовка Полтавской губ. — 13(26) ноября 1905, Петербург] — русский философ и публицист. Обучался в Киевской гимназии, Петербургском инженерном училище и в Петербургской военной академии. За связь с революционным народничеством отбывал ссылку.
В философии выступил в роли последователя позитивизма. Критиковал О. Конта за недостаточное внимание к вопросам гносеологии, поддержал осуществленный рядом немецких позитивистов (Р. Авенариус, А. Риль и др.) поворот к исследованию гносеологической проблематики. Его собственная программа предусматривала анализ способов преобразования случайных представлений (обыденного опыта) в научный опыт — отчетливое, систематизированное знание. Считал, что гносеологически усовершенствованная позитивистская философия должна стать одной из частных наук, специализирующейся на синтезе научного знания. Фундаментом знания являются отдельные чувственные факты. Базирующееся на фактах абстрактное, опосредованное знание с необходимостью выходит за пределы фактической достоверности. Поэтому открываемые наукой «объективные законы» принадлежат не сфере природы, а являются плодом субъективного (но не субъективистского) конституирования. Основная задача научной философии, по Лесевичу, состоит в усовершенствовании «рутинных» отношений во всех сферах жизни общества путем изучения вопросов, решение которых способствует общечеловеческому благу. Соч.: Собр. соч., т. 1-3. М., 1915-17. Лит.: Кареев Н. Памяти В. В. Лесевича.— «Современность», 1906, № 1 ; Ганеизер Е. В. В. Лесевич в письмах и воспоминаниях.— «Голос минувшего», 1914. № 8.
С. И. Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович
15(27).1.1837, с. Денисовка Полтавской губ. -13(26). 11.1905, Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр. языке, к-рое после доноса пришлось прекратить. С 1868 Л.-сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А. Некрасова. Был близок к народнич. кругам; в 1879-88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л. примкнул к кружку Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в «Рус. мысли».
Сообразно изменению политич. взглядов Л.- от сочувствия революц. демократам и народовольцам через либеральное народничество к бурж. либерализму - менялась его филос. позиция. В годы учебы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и увлекся позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним из гл. представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии Конта, Дж. С. Милля, Спенсера, через «критич. реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э. Лааса, Ф. Паульсена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 51). Л. пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения» в философии, отвергая все др. филос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с материалистических позиций в 1870-х гг. выступил Ткачев.
Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпирич. мировоззрением, образующим «понятие о мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией познавания», центр. понятием к-рой считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и сверхчеловеческого "бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909, с. 9, 11). «Теория познавания» Л. - откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по Л., «не более, как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая ее препятствием для развития мысли. Социологич. воззрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского.
«Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для эмпириокритич. ревизии философии марксизма. Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма.

Источник: Советский философский словарь

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович

(15 янв. 1837 – 13 ноября 1905) – рус. философ-позитивист, эволюционировавший от Конта к Авенариусу. Ленин характеризовал Л. как "...первого и крупнейшего русского эмпириокритика" (Соч., т. 14, с. 44). Осн. работы Л.: "Очерк развития идеи прогресса" (1868), "Опыт критич. исследования основоначал позитивной философии" (1877), "Письма о науч. философии" (1878), "Что такое науч. философия?" (1891). В 1879 Л. был выслан в Сибирь, затем проживал под надзором в Полтаве, Твери; в 1888 вернулся в Петербург, где примкнул к кружку Михайловского, группировавшемуся вокруг "Рус. богатства". Л. отрицательно относился к религ.-мистич. направлению в рус. философии, критически отзывался о В. Соловьеве, называя его "подголоском схоластики", проповедником "мертвых абстракций" (см. Собр. соч., т. 2, М., 1915, с. 655). Л. не считал философию отд. наукой, полагая, что ни по своему содержанию, ни по методу она не отличается от частных наук. Единств. своеобразие ее в том, что, став философией науки, она выполняет функцию синтеза науч. знания. Осн. недостаток системы Конта – отсутствие разработанной гносеологии. Литтре, Вырубов и др., по мнению Л., усугубили этот недостаток и привели позитивизм к вырождению; спасение принесла нем. "неокритическая школа" в лице Геринга, Авенариуса, Паульсена, Петцольдта и др. Неокантианцы и махисты оплодотворили позитивизм своей теорией познания. Активно пропагандируя в России эмпириокритицизм в качестве новейшего продукта опытной науки, Л. называл его Ильей Муромцем совр. философии. Свою гносеологию Л. и строил в соответствии с принципами эмпириокритицизма: мы познаем не предметы сами по себе, а лишь данные опыта, синтезируя их в понятия; все, что можно сказать об окружающем мире, – это то, что мы представляем его себе так, а не иначе. С критикой субъективно-идеалистич., эклектич. философии Л. выступал еще в 60-е гг. 19 в. Антонович. Соч.: Собр. соч., т. 1–3, М., [1915–17 ]; Этюды и очерки, СПБ, 1886. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 179, 194, 196–97, 305; Ибервег-Гейнце, История новой философии в сжатом очерке, пер. с нем. Я. Колубовского, СПБ, 1890, с. 554–57 (библиография); Кареев Н., Памяти В. В. Л., "Современность", 1906, No 1; Ганейзер ?., В. В. Л. В письмах и воспоминаниях, "Голос минувшего", 1914, No 8; История философии, т. 4, М., 1959, с. 76. Л. Коган. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович
15(27).01. 1837, с. Денисовка Полтавской губ. - 13(26).П. 1905, Киев) - философ-позитивист, социолог, публицист. После окончания киевской гимназии и Петербургского инженерного (военного) училища служил на Кавказе. По окончании Академии генерального штаба вышел в отставку (1861). Поселившись в своем имении в Полтавской губернии, основал там школу для крестьян, что стало причиной конфликта с местной администрацией. С конца 1860-х начинает сотрудничать с журн. "Отечественные записки", "Вестник Европы" и др. За связь с движением революционного народничества отбывал ссылку в Сибири (1879-1888). По возвращении в Петербург сближается с Михайловским, становится одним из осн. сотрудников народнического журн. "Русское богатство". Творчество Л. оказало определенное влияние на представителей рус. философской и социологической мысли кон. XIX - нач. XX в. (Михайловского, Грота, Оболенского, Богданова, Струве, Сорокина, Гурвича и др.). В идейной эволюции Л. выделяются два этапа. На первом (примерно до кон. 1870-х гг.) - предметом его философской деятельности, проходившей под заметным влиянием соч. Л. Фейербаха, Лаврова и прежде всего О. Конта, становятся пропаганда концепции "первого" позитивизма, рассмотрение соотношения науки и философии, классификация наук, анализ феномена опытного знания ("Очерки развития идеи прогресса", 1868; "Позитивизм после Конта", 1869; "Новейшая литература позитивизма", 1870; "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии", 1877 и др.). Оценивая теистические, идеалистические и материалистические учения как результат заблуждения предшествующих эпох (стадии теологии и метафизики в развитии человечества), Л. усматривает в позитивной философии способность преодолеть искажающие науку идеологические, политические и др. наслоения культуры, прийти к чистому знанию. Данная посылка в полной мере раскрывается на втором этапе его творчества ("Письма о научной философии", 1878; "Этюды и очерки", 1886; "Что такое научная философия", 1891; "От Конта к Авенариусу", 1904; "Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения", 1909), для к-рого характерно стремление дополнить позитивизм Конта "критическим началом". Под последним подразумевалась актуализация идей кантовского критицизма, субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма, разработка теории познания на базе эмпириокритицизма. Согласно воззрениям Л., после накопления определенного числа представлений (результат непосредственного восприятия действительности; психологический аспект познания) начинается процесс образования понятий (исходный момент отвлеченного мышления; гносеологический аспект познания). Поскольку представления несут на себе отпечаток эмоционально-чувственной природы человека и вследствие этого искажают реальность, научный метод призван отобрать в них элементы "чистого" факта. Сохраняя связь с действительностью и между собой, понятия могут далее дифференцироваться до предельных обобщений, границы к-рых обусловлены исчерпанием представлений об исследуемом объекте и верностью научному методу. Л. включает частные понятия в содержание наук, а наиболее общее - в содержание философии, что ведет, по его мнению, к объединению науки и философии в одно целое знание (научную философию) - совокупность понятий разной степени обобщенности и отвлеченности. Т. обр., новейшая позитивная философия, по Л., пробуждая творческие силы сознания от мертвящего влияния теологии и метафизики, дает теорию "чистого опыта", т. е. опыта, свободного от чувственного и мыслительного (априорные формы сознания) антропоморфизма, от "всякой лишенной содержания кажимости". Предметом социологии, как полагает Л., является изучение общественных явлений с т. зр. их подчиненности естественным законам, а методом выступают наблюдение, опыт, сравнение. Если социальная статика (одна из двух частей социологии) рассматривает условия существования или организации об-ва, то социальная динамика изучает законы деятельности этой организации. Общественный прогресс, по Л., основан на развитии научного знания (критерий прогресса). Ход человеческой истории как эволюции мыслительной деятельности есть чередование двух состояний совокупности индивидов - колебания (незнание действительности) и устойчивости (ее познание), а движущим фактором смены их друг другом является инстинктивное стремление к познанию (мотив понимания).

Источник: Русская философия: словарь