(р. 14.5.1950) — спец. по истории филос, д. филос.н., проф. Р. в Ленинграде. Окончил психол. ф-т ЛГУ (1976), асп. Ин-та социол. исследований АН СССР (1981). С 1976 работает в Ин-те монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в должности: м. н. с, ст. н. с, в. н. с, гл. н. с, зав. отделом. С 2005 — зам. директора Ин-та монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по научной работе. Докт. дисс. — «Философские концепции ранней Махаяны и генезис буддийской цивилизации» (2000). Заслуженный деятель науки Республики Бурятия. В своих работах Л. рассматривает буддийскую филос. в качестве «ядра» буддийской культуры и цивилизации. Особое значение в процессе форированияия буддийского полиморфизма, определившего наиболее существенные черты буддийской культуры и цивилизации, имело филос. учение Махаяны, сложившееся под влиянием идей Праджняпарамиты, Мадхьямики и Виджнянавады, развивавшихся исторически параллельно становлению буддийской цивилизации, а в сущностном плане являвшихся ее идейной основой. Прослеживается связь филос. концепций буддизма с осн. принципами полит, организации власти в центрально- и восточноазиатских странах. В частности, есть основания усматривать такую связь между доктриной «двух истин» в Мадхьямики и «двумя принципами правления» в странах Центральной Азии (Тибет, Монголия). Как отмечает Л., в буддийских традициях знаковость текста (письменного или устного) и знаковость поведенческих актов переходят одна в др. и продолжают одна др. Чтение буддийского текста предполагает не просто создание некой концепт, модели, к-рая существует в дальнейшем как определенная объективная данность (например, как филос. система, зафиксированная в нек-ром тексте), а непосредственное встраивание в идеальную психол. структуру, репрезентируемую текстом и предусматривающую синхронное с усвоением текста изменение собственных психич. состояний. Вся жизненная активность после знакомства с текстом может рассматриваться (и обычно рассматривается буддистами) как своеобразный поведенческий в широком смысле этого слова комментарий к этому тексту. Рассмотрение жизни в качестве экзистенциального комментария предполагает наличие общей основы — текста, к-рый в этом случае может, в свою очередь, рассматриваться как источник экзистенции.
Соч.: Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. УланУдэ, 1999; Герменевтика буддизма. (В соавт.). Улан-Удэ, 2006.
ЛЕПЕХОВ Сергей Юрьевич
ЛЕПЕХОВ Сергей Юрьевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009