рус. писатель, литературный критик и социолог. Один из представителей неославянофилов. Следуя Н. Я. Данилевскому, выделяет три стадии развития социального организма: первичной простоты (когда элементы целого только намечены), цветущей сложности и единства (когда они предельно индивидуализируются и включаются в строгую иерархию) и вторичного смесительного упрощения (когда они теряют своеобразие и целое распадается). С этих позиций Л. оценивает и совр. ему об-во, полагая, что Запад с его формально-буржуазным равенством, упрощением социальных связей вступил в стадию упадка, в то время как Россия не пережила еще этапа “цветущей сложности”. По мнению Л., буржуазное мещанство, демократизм я социализм (к-рые Л. отождествлял) ведут к формированию безрелигиозного человека, к гибели прекрасной индивидуальности и творчества; поэтому революционно-демократические и гуманистические идеи и движения он отвергает как с религиозной. так и с эстетической т. зр. Противостоять им может прежде всего Россия, если научится “делать реакцию” и укрепит свой “русско-византийский общественный идеал” с его самодержавием, аскетическим христианством, исключающим возможность достижения счастья на земле, и сословностью. Взгляды Л. используются совр. буржуазными философами в борьбе с социалистической идеологией. Соч.: Сб. “Восток, Россия и славянство” (1— 2 т., 1885—86), “Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения” (1884) и др.