ЛЕКЬЕ Жюль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕКЬЕ Жюль

французский философ (Кентен, 1814 — Плерен, близ Сен-Брие, 1862). Знаменитый выпускник Политехнической школы, он написал свою биографию. Его посмертное произведение — «Поиск первой истины» — было опубликовано в 1865 г. Согласованность науки и свободы, невозможность «подавить свободную волю, не подавив при этом науку, поскольку свободная воля — источник достоверности», все эти положения сделали Лекье одним из предшественников французского неокритицизма.

Источник: Философский словарь

ЛЕКЬЕ Жюль
(1814, Кантен – 1862, Плерен) – религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Современник С. Кьеркегора, Л. независимо от него высказал ряд сходных идей, что дало основание называть его «французским Кьеркегором». После окончания Высшей политехнической школы работал в Институте египтологических исследований (1843–1848). В 1846 пережил душевный кризис, в 1851 был на время помещен в психиатрическую лечебницу. В 1862 покончил с собой. При жизни Л. ничего не публиковал. Его главное сочинение – «Разыскание первой истины» осталось незавершенным и было издано его другом Ш. Ренувье в 1865. Ведущая идея философии Л. – свобода как непременное условие не только нравственной жизни, но и научного познания. Размышляя о проблеме знания, он вначале, подобно Р. Декарту, приходит к идее о полном сомнении, но, в отличие от Декарта, обнаруживает основополагающую истину не в cogito и вообще не в области теории, а в сфере действия – в свободном акте. Для доказательства существования свободы он формулирует, в духе паскалевского пари, «дилемму Лекье». Допустим, что все определено необходимостью: но тогда я не могу даже приступить к поиску знания, ибо если я его ищу, т.е. хочу отличить истину от лжи, я предполагаю, что кто-то до меня заблуждался; но если он заблуждался, значит, был свободен (в противном случае его суждение с необходимостью было бы истинным). Противоположный тезис: существует свобода – влечет за собой цепь рассуждений: человек, будучи свободным, является существом ответственным, но быть ответственным можно только по отношению к кому-то. Ход мысли приводит к существу, которое, неся в себе смысл своего бытия, не является ответственным, – к Богу. Бог, абсолютная личность, существуя повсюду, создает пространство; существуя всегда, создает время (durée). Предвосхищая А. Бергсона, Л. высказывает мысль о том, что и в вечности есть последовательность, иначе время представляло бы собой только субъективный феномен, иллюзию, а значит, не было бы возможности для свободы. По Л., только христианство благодаря догмату Боговоплощения смогло понять человеческую личность и личность Божественную в их взаимных отношениях. Но вопрос о том, как примирить акт свободы, лежащий в основе творческого действия человека, со всемогуществом Бога, остается у Л. неразрешенным, хотя он склоняется к тому, чтобы расширить значение свободы и в рамках религиозной философии.
Соч.: Oeuvres complètes. Neuchâtel, 1952. Лит.: Grenier, J. La philosophie de Jules Lequier. P., 1936; Lazareff, A. L’entreprise de J. Lequier // Revue philosophique. 1938. Sept.–oct.;Renouvier, Ch. Préface // Lequier, J. Oeuvres complètes. Neuchâtel, 1952; Pettrlini, A. Jules Lequier e il problema della libertá. Milano, 1969.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.