ЛЕЙБИН Валерий Моисеевич

Найдено 1 определение
ЛЕЙБИН Валерий Моисеевич
(р. 8.3.1942) — спец. в обл. истории филос, психол. и филос. антропологии; д. филос. н., проф. Р. в с. Хмелевка Зуевского р-на Кировской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969), асп. ИФ АН СССР (1972). С 1974 - мл. н. с. ИНИОН, с 1977 - в ИСИ: мл. н. с, ст. н. с, вед. н. с. Зав. кафедрой глобалистики, системологии и филос. антропологии филос. ф-та ун-та РАО, проф. кафедры теории и метапсихологии. Ин-та психоанализа; главный н. с. Ин-та системного анализа РАН. Докт. дисс. — «Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)» (1981). Соред. и соавт. колл. монографии «Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества» (М., 1991). Сост. кн.: «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль» (М, 1994), «3. Фрейд. Сон и сновидения» (М., 1997), автор ряда статей, включенных в «Словарь по этике» (М., 1977,1981), «Философский словарь» (М, 1980), «Словарь по эстетике» (М, 1988), «Современная западная философия: Словарь» (М, 1991), «Психоанализ: Популярная энциклопедия» (М, 1998). Л. исследует проблемы человека и культуры, психоанализа личности и обва, глобального моделирования и экол. этики, эволюции Римского клуба и социокультурных последствий компьютеризации мира. В его работах предлагается нетрадиц. видение истории возникновения психоанализа. На основе иссл. взаимосвязей между филос. и психоанализом Л. приходит к выводу, что филос. идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, что в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую филос, воздействующую на интеллектуальную мысль XX в. В обл. глобального моделирования и экол. этики Л. разработал типологию мировоззренч. ориентации в оценке будущего. Им развита идея, согласно к-рой самоподчинение моральному долгу и самоограничение в процессе развертывания человеческой деятельности есть важные императивы экол. этики, признание и усвоение к-рых является составной частью развития экологии духа и культуры. Переосмысливая принцип критического рационализма К. Поппера, Л. считает, что за основу иссл. человека, об-ва и культуры можно принять принцип критического иррационализма, в соответствии с к-рыми рациональная вера в разум (К. Поппер) дополняется иррациональной верой в добро, благо, создавая тем самым необходимые предпосылки для перехода от эпистемологии к этике.
Соч.: Психоанализ и философия неофрейдизма. М, 1977; Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Об щественные науки и современность. 1992. № 5; Русскость Фрейда. М., 1994; Я и Эдипов комплекс // Архетип. 1995. № 2; 1996. № 1; Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вестник 1996. № 5; Эдипов комплекс и российская ментальность. М., 1997; Открытый мир: рационализация самообмана // На пути к открытому обществу: Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; Психоаналитическая эвристика и терапия: проблемы и противоречия // ВФ. 2007. № 3.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009