ЛЕГИЗМ
ЛЕГИЗМ
одно из направлений социально-философской и политической мысли Древнего Китая. Зарождение легизма относится к VIII - VII вв. до н. э. Термин «легизм» соответствует китайскому «фа цзя» («фа» - «закон», отсюда западный вариант от латинского «lex» - род. падеж «legis» - «закон»). Единый государственный закон фа - главная идея философии легизма. Он создается только правителем, который имеет право поступать по своему усмотрению и делать то, что считает нужным в каждой конкретной ситуации. С точки зрения легизма, человек по природе порочен и зол; сам термин «природа» («син») часто заменяется понятием «цин» («чувство») и «юй» («устремление»). И природные, и социальные начала в человеке не противоречат друг другу, они идентичны. Правителю легче управлять народом необразованным и бедным, поэтому следует удерживать его в этом состоянии с помощью ведения постоянных войн. Метод управления народом базируется на двух составляющих: наградах и наказаниях, причем доминируют последние. Наказания должны быть очень строгими вне зависимости от величины проступка. Каждый человек оценивается по следующим критериям: преданность правителю, воинские заслуги и беспрекословное подчинение фа. Благодаря этому он получает должность и ранги знатности. Никто не должен доверять никому, тем более правитель, которому следует поощрять доносительство и бдительно следить за тем, чтобы вся власть была в руках только у него одного. Он должен быть суров и безжалостен. Философия и идеология легизма противопоставлялась конфуцианской, которая почти на всем протяжении истории Китая была господствующей.
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЛЕГИЗМ
от лат. lex, род. падеж legis - закон), учение школы законников фацзя, др.-кит. этико-политич. учение об управлении человеком, обществом и гос-вом. Возникло и оформилось в 6-3 вв. до н. э. Активное участие в разработке Л. приняли Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй и особенно Шан Ян, а также Шэнь Бухай и Ханъ Фай, завершивший построение его теоретич. системы.
Л. развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с к-рым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого гос-ва, расходясь, однако, в филос. обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравств. качества людей, то Л. исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Осн. метод воздействия - награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Центр. место в программе Л. занимало стремление к укреплению гос-ва путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотич. гос-ва, основанную на равенстве всех перед законом. Исключением являлся лишь сам правитель - единств. творец законов. Л. сыграл решающую роль в формировании императорскобюрократич. системы управления, просуществовавшей без принципиальных изменений до нач. 20 в. Осн. идеи Л.: гос. регулирование зкономич. процессов в стране; систематич. обновление гос. аппарата путем назначения чиновников (вместо традиц. принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и воен. заслуги; равные возможности при выдвижении на адм. посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников гос. аппарата.
Начиная с 3 в. до н. э. происходит процесс слияния Л. и раннего конфуцианства в единое учение (Сюнъ-цзы, Дун Чжуншу). Начиная с эпохи Хань, когда конфуцианство, ассимилировавшее идеи Л., стало офиц. идеологией, Л. прекратил свое существование как самостоят. учение.
Л. развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с к-рым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого гос-ва, расходясь, однако, в филос. обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравств. качества людей, то Л. исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Осн. метод воздействия - награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Центр. место в программе Л. занимало стремление к укреплению гос-ва путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотич. гос-ва, основанную на равенстве всех перед законом. Исключением являлся лишь сам правитель - единств. творец законов. Л. сыграл решающую роль в формировании императорскобюрократич. системы управления, просуществовавшей без принципиальных изменений до нач. 20 в. Осн. идеи Л.: гос. регулирование зкономич. процессов в стране; систематич. обновление гос. аппарата путем назначения чиновников (вместо традиц. принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и воен. заслуги; равные возможности при выдвижении на адм. посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников гос. аппарата.
Начиная с 3 в. до н. э. происходит процесс слияния Л. и раннего конфуцианства в единое учение (Сюнъ-цзы, Дун Чжуншу). Начиная с эпохи Хань, когда конфуцианство, ассимилировавшее идеи Л., стало офиц. идеологией, Л. прекратил свое существование как самостоят. учение.
Источник: Советский философский словарь
ЛЕГИЗМ
школа закона" (фацзя) в традиционной китайской философии. Основание школы относится к периоду "борющихся государств" (Чжаньго), расцвет - к периоду империи Цинь (221 - 202 гг. до н. э.). Основные положения Л. изложены в книге Шан Яна "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"), направленной преимущественно на критику положений конфуцианства в области государственного управления и социальной политики. Основное направление критики - патриархальные представления о государстве как о единой семье, нравственно-этический характер государственной политики, направленной на воспитание "благородного человека", опора на традицию. В результате этой критики происходит замена конфуцианского принципа ли (ритуал, почтительность, поклонение) главенством фа (закона, принуждения). Социально-государственная система понимается не как семья, а как универсальная и отлаженная машина, имеющая своей целью достижение экономического и политического могущества. Залог осуществления такого образа государства - унификация разделения труда между земледельцами, воинами и чиновниками, введение частной собственности на землю взамен общинной, организация массовых армий, каждый солдат которых имеет одну обязанность - быть готовым к смерти. Шан Ян опровергает характерное для основных философских школ (в частности, конфуцианства и даосизма) почтение к традиции, отрицание позитивного характера перемен: "мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом". В стратегии социально-экономических преобразований устанавливаются два ориентира - экономическая мощь и военное могущество государства. Особое значение придается целенаправленной социальной инженерии, обузданию человеческой природы посредством жестоких законов и насильственного характера их воплощения ("доброта и человеколюбие - мать проступков").
Разработка положений Л. связана с именем Хань Фэй-цзы, утверждавшего изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в стремлении к собственным интересам наперекор общественному благу. Единственный способ преодоления этого - насильственное установление "единомыслия", тотального государственного контроля над личностью. В этом плане философия и искусство вредны для государственной жизни, внося противоречивость и неопределенность в установленные образцы для подражания и эталоны служения государственному благу. Гораздо полезнее направить средства, затрачиваемые на культуру, для облегчения положения земледельцев. Хань Фэй-цзы утверждает универсальность закона - дао (перетолковывая постулаты даосизма), которому подчинено все: небо, земля, вещи, человек. Из сферы универсальной компетенции дао выпадают только само дао и правитель, являющийся его "государственным воплощением". Вообще, фигура правителя - центральная в философских построениях Л. Правитель должен быть подобен дао и потому быть отрешенным от человеческих эмоций и личностных оценок, отдавая предпочтение строго рациональному, целенаправленному мышлению и планированию. Если правитель добился автоматической слаженности в работе государственной машины, он может быть бездеятельным, подобно дао, и скрывать свое лицо от всякого, устанавливая некий безлично-механический эталон тотального государства. Закон правит всем, государь управляет законом посредством искусства управления; закон явен, искусство правителя - тайно. Социально-политические принципы Л. были воплощены в эпоху империи Цинь. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и пр. книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством, создавая синтез ритуала ли и закона фа.
Е. В. Гутов
Разработка положений Л. связана с именем Хань Фэй-цзы, утверждавшего изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в стремлении к собственным интересам наперекор общественному благу. Единственный способ преодоления этого - насильственное установление "единомыслия", тотального государственного контроля над личностью. В этом плане философия и искусство вредны для государственной жизни, внося противоречивость и неопределенность в установленные образцы для подражания и эталоны служения государственному благу. Гораздо полезнее направить средства, затрачиваемые на культуру, для облегчения положения земледельцев. Хань Фэй-цзы утверждает универсальность закона - дао (перетолковывая постулаты даосизма), которому подчинено все: небо, земля, вещи, человек. Из сферы универсальной компетенции дао выпадают только само дао и правитель, являющийся его "государственным воплощением". Вообще, фигура правителя - центральная в философских построениях Л. Правитель должен быть подобен дао и потому быть отрешенным от человеческих эмоций и личностных оценок, отдавая предпочтение строго рациональному, целенаправленному мышлению и планированию. Если правитель добился автоматической слаженности в работе государственной машины, он может быть бездеятельным, подобно дао, и скрывать свое лицо от всякого, устанавливая некий безлично-механический эталон тотального государства. Закон правит всем, государь управляет законом посредством искусства управления; закон явен, искусство правителя - тайно. Социально-политические принципы Л. были воплощены в эпоху империи Цинь. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и пр. книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством, создавая синтез ритуала ли и закона фа.
Е. В. Гутов
Источник: Современный философский словарь
ЛЕГИЗМ
legisme, legalism) — принятое в западной науке обозначение школы фа цзя — «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли (от лат. lex, родительный падеж, legis—закон). Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8—7 в. до н. э.), Цзы Чань (6 в. до н. э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н. э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н. э.) и Хань Фэй (3 в. до н. э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие отли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии е потребностями момента. Другими важнейшими аспектами легизма являются учения о шу — «искусстве» политического маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши — «власти/насилии» как гаранте управления на основе закона. Этико-политические построения легистов нередко подкреплялись натурфилософскими идеями даосского характера.
Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая практика в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.
Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом могут быть только антагонистическими. Задача государя — «ослабление народа». Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя — концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т. к. отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности — «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания при доминировании и максимальной строгости последних. Главное мерило человеческих достоинств — преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги, что следует считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: необходимо поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же время в вопросах управления учение легизма предписывает руководствоваться не личными капризами, а только «большой выгодой» для государства, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные.
Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7—5 вв. до н. э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследственной аристократии. На втором этапе (4—1-я пол. 3 в. до н. э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы. Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221 — 207 до н. э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н. э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы. Созданная Цинь Шихуаном система управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. Keep. 2 в. до н. э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологическом обосновании своего места в обществе, при дворе возрождается интерес к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологоческого синтеза с легизмом, невиданно повысившим социальную роль бюрократических институтов, но жестко ограничившим статус и права чиновничества в пользу самодержца. В трудах «отца» ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т. ч. за разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, произвол чиновников и т. п. Однако политическая программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов легизма. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конфуцианского учения.
В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.
В кон. 19 — нач. 20 в. легизм привлек внимание отдельных деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, причина отсталости Китая — отсутствие управления на основе закона. В 1920—40-е гг. проповедниками идей легизма стали этатисты, ставившие целью усиление структур национального государства. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания «новой легистской теории». В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономическим учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т. ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1972—76 апология идеалов легизма была использована КПКвходе идеологической кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Легисты объявлялись сторонниками «современности» и реформ, конфуцианцы — поборниками «древности», под которой подразумевалась практика и теория «строительства социализма» до «культурной революции» 1966—69; противостояние конфуцианства и легизма интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феодального общества.
Лит.: Рубин В. А. Проблемы развития политической мысли древнего Китая в книге Л. Вандермерша «Формирование легизма».— «Народы Азии и Африки», 1968. № 2; Он же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Васильев Л. С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма.— В сб.: 5-я научная конференция «Общество и государство в Китае», в. 1. M., 1974; Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Лидай фа цзя чжуцзо сюаньчжу (Избр. произв. с комментариями легистов различных эпох). Пекин, 1974; Ци Ли, Фа цзя жэньу цзи ци чжуцзо цзяньцзе (Краткое знакомство с представителями легизма и их произведениями). Пекин, 1976; Creel H. G. Fa-chia: Legalists or Administrators,— The Bulletin of the Institute of History and Philology Academia Sinica, v. 4. Taibei, 1961; Tung-Tsu Chu, Law and Society in Traditional China. P., 1961; Wu T. C. Н. Chinese Legal and Political Philosophy.— Philosophy and Culture East and West. Honolulu, 1962; Vandermeersch L. La Formation du legisme. Recherce sur la constitution dune philosophie politique cnracteristiqiie de la Chine ancienne. P., 1965: Creel H. G. The Origins of Statecraft in China. Chi., 1970; Rubin V.
В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие отли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии е потребностями момента. Другими важнейшими аспектами легизма являются учения о шу — «искусстве» политического маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши — «власти/насилии» как гаранте управления на основе закона. Этико-политические построения легистов нередко подкреплялись натурфилософскими идеями даосского характера.
Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая практика в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.
Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом могут быть только антагонистическими. Задача государя — «ослабление народа». Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя — концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т. к. отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности — «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания при доминировании и максимальной строгости последних. Главное мерило человеческих достоинств — преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги, что следует считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: необходимо поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же время в вопросах управления учение легизма предписывает руководствоваться не личными капризами, а только «большой выгодой» для государства, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные.
Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7—5 вв. до н. э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследственной аристократии. На втором этапе (4—1-я пол. 3 в. до н. э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы. Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221 — 207 до н. э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н. э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы. Созданная Цинь Шихуаном система управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. Keep. 2 в. до н. э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологическом обосновании своего места в обществе, при дворе возрождается интерес к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологоческого синтеза с легизмом, невиданно повысившим социальную роль бюрократических институтов, но жестко ограничившим статус и права чиновничества в пользу самодержца. В трудах «отца» ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т. ч. за разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, произвол чиновников и т. п. Однако политическая программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов легизма. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конфуцианского учения.
В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.
В кон. 19 — нач. 20 в. легизм привлек внимание отдельных деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, причина отсталости Китая — отсутствие управления на основе закона. В 1920—40-е гг. проповедниками идей легизма стали этатисты, ставившие целью усиление структур национального государства. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания «новой легистской теории». В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономическим учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т. ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1972—76 апология идеалов легизма была использована КПКвходе идеологической кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Легисты объявлялись сторонниками «современности» и реформ, конфуцианцы — поборниками «древности», под которой подразумевалась практика и теория «строительства социализма» до «культурной революции» 1966—69; противостояние конфуцианства и легизма интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феодального общества.
Лит.: Рубин В. А. Проблемы развития политической мысли древнего Китая в книге Л. Вандермерша «Формирование легизма».— «Народы Азии и Африки», 1968. № 2; Он же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Васильев Л. С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма.— В сб.: 5-я научная конференция «Общество и государство в Китае», в. 1. M., 1974; Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Лидай фа цзя чжуцзо сюаньчжу (Избр. произв. с комментариями легистов различных эпох). Пекин, 1974; Ци Ли, Фа цзя жэньу цзи ци чжуцзо цзяньцзе (Краткое знакомство с представителями легизма и их произведениями). Пекин, 1976; Creel H. G. Fa-chia: Legalists or Administrators,— The Bulletin of the Institute of History and Philology Academia Sinica, v. 4. Taibei, 1961; Tung-Tsu Chu, Law and Society in Traditional China. P., 1961; Wu T. C. Н. Chinese Legal and Political Philosophy.— Philosophy and Culture East and West. Honolulu, 1962; Vandermeersch L. La Formation du legisme. Recherce sur la constitution dune philosophie politique cnracteristiqiie de la Chine ancienne. P., 1965: Creel H. G. The Origins of Statecraft in China. Chi., 1970; Rubin V.
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛЕГИЗМ (legisme, legalism)
Принятое в зап. науке обозначение школы фа цзя - "законников", одного из осн. направлений древнекит. этико-политич. мысли (от лат. lex, род. падеж legis - закон). Основоположниками теории и практики Л. считаются Гуань Чжун (кон. 8 - 7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками Л. признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.). В основе доктрины Л. лежит учение о главенстве единого юридич. закона (фа [1]) в жизни гос-ва. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие от ли [2] ("ритуала", норм "[ритуальной) благопристойности") законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии с потребностями момента. Др. важнейшие аспекты Л.- учения о шу [2J - "искусстве" политич. маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши [5]- "власти/насилии" как гаранте управления на основе закона. Этико-политич. построения легистов нередко подкреплялись натурфилос. идеями даос, характера. Теоретики Л. создали стройную концепцию деспотич. гос-ва, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным администр. аппаратом; предложили идею гос. регулирования экономики посредством гл. обр. мер по поощрению земледелия и упорядочения фискальной системы; систему централизованного управления гос-вом по принципу регулярного ад-министр, деления; назначение чиновников правителем вместо традиц. наследования должностей; принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги, прежде всего в ратном деле; контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками; систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политич. практика в русле Л. вела к ограничению влияния наследств, знати и разрушению нек-рых механизмов функционирования традиц. патронимии, к-рые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации. Согласно доктрине Л., отношения правителя с народом м.б. только антагонистич. Задача государя - "ослабление народа". Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи гос-ва и укрепления власти правителя - концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т.к. отвлекают его от выполнения осн. обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на гл. императиве человеч. активности - "стремлении к выгоде (ли [3])". Поэтому осн. методы управления - награды и наказания, причем последние доминируют и должны быть максимально строгими даже за малые проступки. Гл. мерило человеч. достоинств - преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги. Это должно быть основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: следует поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же время в вопросах управления учение Л. предписывает руководствоваться не личными капризами, а только "большой выгодой" для гос-ва, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные. Осн. идеологич. соперником Л. было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции Л. в качестве самост. идеологич. направления. Первый этап (7 - 5 вв. до н.э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследств, аристократии. В 6 в. до н.э. подобные реформы в царстве Чжэн провел первый советник государя Цзы Чань. В этот пер. (6 - 5 вв. до н.э.) было создано учение Конфуция, объективно направленное против практики Л., к-рый еще не оформился в целостную доктрину. Это произошло на 2-м этапе его эволюции - 4- 1-й пол. 3 в. до н.э., когда были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины Л. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретич. синтезу конф. и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь Куана. Третий этап истории Л. был самым значительным, несмотря на краткость: в 221 - 207 до н.э. Л. стал офиц. идеологией централизованной империи Цинь и теоретич. основанием системы гос. управления. Страна была разделена на округа и уезды под управлением доверенных чиновников. Должности и ранги знатности не передавались по наследству. Вся полнота политич. власти сосредоточилась в руках императора Цинь Шихуана, на памятной стеле зафиксировавшего "установление син мин", т.е. объявившего о реализации осн. положений учения Шэнь Бухая "о формах и именах". Была введена система взаимной ответственности чиновников: наказанию подвергался не только провинившийся, но и тот, кто рекомендовал его на должность; за недоносительство должностное лицо несло то же наказание, что и преступник. За действиями каждого начальника округа наблюдал неподотчетный ему эмиссар императора. В соответствии с доктриной Шан Яна о примате наказаний в качестве средства мотивации была разработана широкая их шкала: только видов смертной казни насчитывалось двенадцать, в т.ч. уничтожение патронимии преступника или трех родственных патронимии. Осн. занятием считалось земледелие, за освоение целинных и вновь завоеванных земель присваивались ранги знатности, дававшие существенные льготы. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, к-рые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н.э. был осуществлен имп. указ о сожжении гуманитарной лит-ры, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литра в гос. архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы. В русле рекомендаций Шан Яна была введена имп. монополия на разработку рудных и соляных богатств. Специальное ведомство двора руководило "сбором налогов с гор, морей, искусств, водоемов и озер", к-рые шли в личный доход императора. Внеш. политика Цинь основывалась на ведении завоевательных походов. Созд. Цинь Шихуаном система управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. Ее опыт был заимствован императорами дин. Хань, в пер. правления к-рой (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) завершился последний - четвертый - период относительно самост. существования Л. (3 - 1 вв. до н.э.). Он потерпел поражение и постепенно ассимилировался с идеологич. победителем - конфуцианством. Практич. опыт империи Цинь был во многом использован ханьскими императорами: напр., принципы круговой поруки, групповых наказаний, кары за критику императора и т.п. Неоднократно восстанавливалась ханьскими государями и монополия гос-ва на добычу соли и руды. В нач. эпохи Хань при дворе процветали учения даос, толка, но интерес к Л. не был полностью утрачен: труды легистов изучали даже в конф. школах, легистская доктрина управления гос. аппаратом привлекала внимание императора Вэнь-ди (1-я пол. 2 в. до н.э.). К сер. 2 в. до н.э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологич. обосновании своего места в об-ве, при дворе возрождается интерес к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологам, синтеза с Л., невиданно повысившим социальную роль бюрократич. ин-тов, но жестко ограничившим статус и права чиновничества в пользу самодержца. В соч. Лу Цзя, Цзя И (2 в. до н.э.) и др. мыслителей проявилась тенденция к легистскому утилитаризму, сознательно умерявшаяся пиететом к нормам обычного права и этич. императивам. В трудах "отца" ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т.ч. разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, произвол чиновников и т.п. Однако политич. программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов Л. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конф. учения. В ср. века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление гос. орг-ции. Напр., Ван Аньши (11 в.) предлагал ввести систему наказаний, суть к-рой сводилась к "суровым наказаниям за малые проступки", ввел систему взаимной ответственности в среде чиновничества и т.п. В сер. 13 в. от чиновников, претендовавших на нек-рые юридич. должности, требовалось знание легистского трактата "Шан цзюнь шу". Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам Л. оставалось негативным. В кон. 19 - нач. 20 в. Л. привлек внимание отд. деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, причина отсталости Китая - отсутствие управления на основе закона. В 20 - 40-е гг. проповедниками идей Л. стали этатисты (гоцзячжуи пай), ставившие целью усиление структур нац. гос-ва. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания "новой легистской теории". В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономич. учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т.ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства гос-ва в экономич. жизнь положила начало экономич. планированию и политике "народного благоденствия". В 1972 - 6 апология идеалов Л. была использована КПК в ходе идеологич. кампании "критики Линь Бяо и Конфуция". Легисты объявлялись сторонниками "современности" и реформ, конфуцианцы - поборниками "древности", под к-рой подразумевалась практика и теория "строительства социализма" до "культурной революции" 1966 - 9; противостояние конфуцианства и Л. интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феод, общества. *Лидай фа цзя чжуцзо сюаньчжу (Избр. произв. с коммент. легистов различных эпох). Пекин, 1974; **Рубин В.А. Проблемы развития политич. мысли древнего Китая в кн. Л. Вандермерша "Формирование легизма" // НАА. 1968. №2; Васильев Л.С. Гос-во и частный собственник в теории и практике Л. // 5-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1974; Переломов Л.С. Конфуцианство и Л. в политич. истории Китая. М., 1981; Рубин В.А. Личность и власть в древн. Китае (избр. труды). М., 1993; Ци Ли. Фа цзя жэньу цзи ци чжуцзо цзяньцзе (Краткое знакомство с представителями легизма и их произведениями). Пекин, 1976; Creel H.G. Fa-chia: Legalists or Administrators // The Bulletin of the Institute of History and Philology Academia Sinica. Vol. 4. Taibei, 1961; Tung-Tsu Chu. Law and Society in Traditional China. P., 1961; Wu T.C.H. Chinese Legal and Political Philosophy // Philosophy and Culture East and West. Honolulu, 1962; Vandermeersch L. La Formation du legisme. Recherche zur la constitution dune philosophic politique caracteristique de la Chine ancienne. P., 1965; Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Chic., 1970; Rubin V. Ancient Chinese Cosmology and Fa-chia Theory // Explorations in Early Chinese Cosmology. L., 1984. См. также лит-ру к ст. "Гуань-цзы", "Хонь Фэй-цзы", "Шань цзюнь шу", Шан Ян. Л.С. Переломов
ЛЕГИЗМ
одно из направлений др.-кит. мысли. Термин «Л.» (фр. legisme лат. lex — закон) принят в западной синологической лит-ре для обозначения учения школы т.н. законников (фа цзя). Л. может быть охарактеризован как антитрадиционализм 4-3 вв. до н.э. Основным его тезисом является примат закона (фа) над традиционным уш-ритуалом как средством регуляции общественных отношений. Если «школа служилых» (самоназвание — «жу», см. Конфуцианство) защищала принцип родственности как универсальный при построении социальной иерархии и настаивала на роли ли-ритуала в формировании благородным мужем своего нравственного облика, то сторонники Л., в целом крайне политизированного по своим установкам течения мысли, последовательно отстаивали меритократический принцип (отказ от привилегий, приобретаемых по рождению) одновременно как более справедливый и как более прагматичный (вовлечение в социальную жизнь способных простолюдинов). Основной побудительный мотив человеческой активности легисты видели в стремлении к ли-выгоде (в этом случае ли - омоним ли-ритуала и записывается другим иероглифом) и, соответственно, считали основными регуляторами поведения награды и наказания. Л. некоторое время был господствующим идеологическим течением в царстве Цинь, где Шан Яном были проведены реформы, существо к-рых изложено в виде политической программы в трактате, носящем его имя: «Книга правителя области Шан» (Шанцзюнь шу). Основные ее положения сводятся к преимущественному вниманию к развитию земледелия и военного дела как важнейшему условию укрепления государства.
В книге «Хань Фэй-цзы» развивается учение о методах возвышения авторитета властителя и установления им полного контроля над аппаратом чиновников. Господство на протяжении относительно короткого времени легистских идей сначала в царстве, а затем в империи Цинь привело вначале к военнополитическим успехам, завершившимся объединением страны при Цинь Шихуане (221 до н.э.), а затем к крушению циньской империи, причину к-рого потомки видели в жестокости и прямолинейности легистской морали и политики. Особенно показательно в истории Л. то, что расцвет этого учения пришелся на время смуты, последовавшей в результате упадка власти чжоуского дома. Историческая реальность и нравы этой эпохи, какими они предстают в описании современников, близких потомков и подражателей Конфуция («Цзо чжуань» и другие комментарии к «Чунь цю», «Го юй», «Люй-ши чуньцю», «Янь-цзы чуньцю», «Мэн-цзы» и др.), порой отличаются настолько ярко выраженным, если не сказать принципиальным, аморализмом и цинизмом исторических деятелей того времени, что сохранение хотя бы представлений о традиционных моральных ценностях оказывается трудной задачей даже для воспитанного на классике сознания членов ученого сословия (ши), не говоря уже о прочих представителях элиты. Неудивительно, что в это время особенно актуальной для классики становится фигура «советника» (министра) при правителе, призванного по мере сил направлять (скорее — возвращать) деятельность этого последнего в русло «должного». По существу в эту эпоху возникает и разрабатывается модернизированная модель традиционной нравственности, к-рая может быть названа моделью «распределенного морального сознания». Суть ее в том, что в роли интеллектуального («сознательного») носителя нравственного начала (морального сознания) в сюжетах, построенных на «историческом» материале, стандартно выступает ученыйклассик, тогда как задачи по реализации установок этого сознания через конкретные политические акции возлагаются на «подопечного» ученому советнику аристократа-правителя (фактически — военного). Последний, как правило, не обременен философской рефлексией и действует, так сказать, по обстановке, оставляя все объяснения (интерпретации), призванные обнаруживать соответствие акций и мотивов власти высшим моральным принципам, на долю «советника». Неудивительно, что в этой обстановке философский спор о метафизических основаниях нравственности между диссидентствующими легистами и конфуцианскими ортодоксами быстро пришел к констатации диаметрально противоположного подхода сторон к проблеме «человеческой природы» или «человеческой сущности» (жэнь син). Легисты считали ее «злой» (э), ортодоксы — «доброй» (шань), что, естественно, не могло не вести к расхождениям по поводу методов, к-рыми должна пользоваться власть при утверждении «правды» (чжэн) в жизни государства-общества, Поднебесной. Следовавшие в русле классики, опиравшейся на аристократическую героику (Чжоу-гун и его «исторические» предшественники»), конфуцианцы-ортодоксы предлагали благородному мужу начинать с насилия над самим собой, полагая в этом волевом акте начало и конец движения в сторону поощряемой небомабсолютом лсэ«ь-человечности, т.е. качества, отличающего от всех остальных вещей-явлений (вань у) специфическую «человека-вещь» (жэнь у, где «жэнь» омоним «жэнь-человечности», — записывается другим, но сходным по семантике иероглифом).
В этом смысле «человек-вещь» даже на уровне обыденного языка воспринимается традиционным сознанием как «вещь, отличающаяся от всех других тем, что только ей может быть присуще качество человечности, принципиально противопоставляемое «животности». Иначе говоря, только «жэнь» в теории может придавать некой вещи «человечность» (человеческое достоинство), а вне этого достоинства классика отказывалась опознавать в существе, относимом натурфилософской классификацией к разряду (лэй) «безволосых (голых) гадов» (ло чун), нечто достойное названия человека. Однако в силу этого же потенциального достоинства, как бы заложенного в данном существе самим небом-природой, классике казалось уместным воспитывать в человеке человека по возможности исключительно через учение-воспитание (сюэ), все ту же трансформацию (аккультурацию) через письменный (учебный) текст (вэнь), отчего фигуры учителя и ученика и вообще роль дисциплинирующей педагогики (цзяо) в конфуцианстве приобретали особый ореол - лиц и занятий, близких к священнодействию ли-ритуалу. Поэтому образование и воспитание считались достаточными средствами поддержания в социуме гармонии, отчего вся деятельность, преимущественно «текстовая» (т.е. связанная с созданием, хранением и воспроизведением текстов-вэнь, иными словами - культуры) ученых-советников, стоящих рядом с политической властью, сводилась к «исправлению» и ритуализации всех жизненных проявлений и соответствующих им форм культуры (мы бы сказали — «жизненных миров», т.е. труда, любви, игры, смерти и т.д.).
В отличие от конфуцианцев, легисты считали эту программу «очеловечивания» социума при помощи ритуала утопичной и предлагали альтернативный путь утверждения «правды и порядка». Они считали возможным достижение поставленной цели через серию реформ, направленных в целом на усиление централизации в управлении и возвышении власти правителя при помощи административного аппарата, рекрутируемого из «простых людей» (бу и, т.е. «носящих холщовую одежду», а не аристократический шелк), всем обязанных правителю и потому безусловно лояльных ко всем его действиям. Самым известным реформатором из числа легистов, чья деятельность наложила серьезный отпечаток на последующую традицию в части учения о государстве и принципах воспитания у народа и чиновников морального сознания, по праву считается Шан Ян. Среди последователей Шан Яна в первую очередь называют Хань Фэя и Ли Сы (оба — ученики Сюнь-цзы, защищавшего тезис о «злой» природе человека). Главным в учении легистов было внимание к методам усиления мощи государства. Здесь, в противоположность придававшему совершенно исключительное значение «изящной словесности» (вэнь) ортодоксальному «конфуцианизму», мыслители легистского толка настаивали на факультативности и даже вредности «культуры» для государства. Еще Шан Ян предлагал правителям сосредоточить все усилия на сельском хозяйстве и армии, поскольку для практических целей крестьянин-солдат был важнее мыслителя-литератора. Соответственно методы управления и нравы тоже должны были стать простыми, как в армии, что по крайней мере смещало акцент в биноме «ритуал — долг» (ли и) на второй компонент.
В принципе легисты и не склонны были особо полагаться на чувство долга у подданных, ставя над всеми личными «добродетелями» (дэ) безличный принцип «закона»: «Если правитель добивается хорошего управления с помощью закона (фа), его государство станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, его государство будет расчленено» (Шан цзюнь шу, гл. 4). Стремление к простоте нравов, приличествующей сильному государству, заставляло легистов с подозрением относиться к слишком утонченным культурным и этическим нормам конфуцианцев, к-рые, по мнению легистов, разлагающе действовали на подданных, приверженных устаревшим ценностям, вроде любви к «ритуалу - музыке» (ли юэ). Согласно простой картине мира легистов, в государстве выделялись три основные сферы деятельности: земледелие, торговля и управление (административный контроль). Необходимые сами по себе, эти виды деятельности неизбежно порождают определенные виды злоупотреблений (коррупцию), к-рые легисты называли «паразитами» (ши).
В числе шести самых зловредных из «паразитов» назывались: а) пагубное для нравов земледельцев «стремление» к обеспеченной старости» (суй), побуждающее их «обменивать [на рынках на деньги] слишком много зерна» (ши); б) пагубное для торговли (основанной на ценовом регулировании) и, по-видимому, нравов торговцев пристрастие людей к «красивой одежде, вкусной еде» (мэй) и «роскошным безделушкам» (хао); в) пагубное для нравов бюрократии «стремление выслужиться» (чжи) и «стяжательство», возможно, даже «взяточничество» (син). Нравы здорового социума, его этос, согласно легистскому учению, должны характеризоваться термином «пу» («простота, безыскусность, нетребовательность», букв. — необработанное дерево). Конечной целью легистов было достижение такого состояния социума, к-рое мы назвали бы «гражданским обществом», состоящим из атомарных, хорошо «проинтегрированных» в нравственном отношении и даже «равноправных» (перед лицом фа-закона) индивидов. Постепенное освобождение от «паразитов» с помощью системы дисциплинирующих мер (запретов и поощрений) должно было вести, по замыслу легистов, сначала к образованию как бы трех «профессиональных типов» подданных («сань гуань — сань жэнь», что может быть передано как «для трех [занятий] — три [типа] человека»), а затем и к «унитарному типу подданного» («лю гуань — и жэнь», т.е. «для [всех] шести занятий — один тип человека») (Шан цзюнь шу, гл. 4). Интересно, что этот «универсальный подданный» легистов характеризуется здесь все тем же термином «единственный» (и жэнь), восходящим к титулу иньских ванов «единственных», «настоящих» (цивилизованных) людей во Вселенной, в остальном заселенной варварами и полуварварами. Легистский «проект» наделял этим качеством «человечности» всех подданных империи, тогда как конфуцианский - только «благородных» (цзюньцзы), оставляя прочим удел «подлого люда» (сяожэнь), т.е. людей в нравственном отношении неполноценных.
В этом смысле легисты оказывались ббльшими «гуманистами», чем конфуцианцы. Разумеется, различное понимание «человеческой сущности» не могло не вести к полемике легистов с конфуцианцами по фундаментальным вопросам морали и теории, но по-настоящему их занимала практика, методы достижения необходимой им для построения сильного государства «чистоты нравов» (пу), и меньше всего они были склонны останавливаться на абстракциях и теоретических основаниях «новой морали». Основное внимание в их писаниях уделялось поэтому проблемам практического обеспечения соблюдения всеми моральных норм и, в связи с этим, необходимости четкой («правовой») регламентации во всех сферах жизни, ясных и однозначных писаных законов, развитой системы наград и наказаний и действенных средств активного принуждения населения (особенно - владетельных аристократов-чжухоу) к безусловному повиновению центральной власти (напр., методом конфискации наследственных земель). Никаких иллюзий относительно готовности населения принять легистские методы управления у них при этом не возникало. Сознавая непопулярность своих мероприятий («реформ») и невозможность отказа от насилия, легисты открыто шли на отказ от всех традиционных этических норм ради достижения единственно значимой для них цели — политического успеха, к-рый понимался как установление господства единственного центра власти в ходе ликвидации всех остальных. При этом легистская доктрина, предусматривавшая утверждение «правильного» политического строя и «добрых» нравов через прямое насилие, будучи глубоко антитетичной конфуцианскому умозрению в своих предельных основаниях, при желании вполне могла бы, по крайней мере, в теории найти обоснование все в том же прецеденте Чжоу-гуна, к-рому также пришлось утверждать «новый порядок» насильственным путем. Для этого легистам достаточно было сослаться хотя бы на предание о том, как Чжоу-гун для утверждения власти новой династии силой подавил сопротивление трех собственных братьев, или на то место в трактате «Мэн-цзы» (ЗВ:9), где сообщается, что в первые же три года правления ему пришлось уничтожить пятьдесят мятежных городов. Собственно, легисты и ссылались на прецеденты Чэн Тана и У-вана, к-рые приводили Поднебесную к счастью методом государственного переворота (Шан цзюнь шу, гл. 6). Однако главным в их аргументации было утверждение о неприемлемости никаких других (несиловых) методов в современную им эпоху, когда люди стали слишком эгоистичны и изворотливы, чтобы понимать какой-либо язык власти, кроме языка принуждения (Шан цзюнь шу, гл. 6).
В полемике с конфуцианцами легисты не стесняются назвать «все это», приведшее к окончательному упадку народной морали, своими именами: к «шести паразитам» (здесь число шесть условно) относятся: ли-ритуал и юэ-музыка, «Ши цзин», «Шу цзин», почитание старых порядков, добродетель, сыновняя почтительность, братский долг, искренность, доверие, честность, бескорыстие, человеколюбие, справедливость, нежелание воевать, взгляд на войну как на нечто позорное» (Шан цзюнь шу, гл. 13). Пагубность конфуцианской культуры, с т.з. легистов, настолько велика, что даже в микроскопических дозах она наносит непоправимый ущерб нравственности (Шан цзюнь шу, гл. 3). Более того, критики конфуцианской науки высказывают мысль, что само ее появление (как паразитов на теле) в какой-либо стране (царстве) свидетельствует о болезни государственного организма, потере иммунитета к разлагающему влиянию «изящной словесности», утрате здоровой агрессивности и естественного для любого государства стремления к экспансии (Шан цзюнь шу, гл. 4).
В событийной истории увлечение некоторых правителей царств эпохи Чжаньго идеями Л., приглашение ими на службу «советников» из числа этих «новых философов» имело как для этих царств, так и для их соседей самые серьезные последствия. Сначала легистская политика привела к практике установления временной «гегемонии» (ба) одних царств над другими, а затем и к полному поглощению сохранявших до того свой суверенитет государств царством Цинь к 221 до н.э. Однако память о бесконечных войнах, предшествовавших этому событию, и откровенно репрессивный характер режима, установившегося в империи (достаточно напомнить, что именно в эти годы активно возводилась Великая китайская стена), привели к быстрой дискредитации Л. как теоретической системы и политической практики. Разочарование образованных слоев общества в, казалось бы, эффективной системе организации централизованной власти обусловило в конечном счете и кратковременность (до 209 до н.э.) существования циньской империи, и трагические обстоятельства ее крушения, и бедствия последовавшей за этим многолетней смуты. Все это побудило многих (по крайней мере на словах) вернуться к более традиционной трактовке морали и вообще высших человеческих ценностей. Впоследствии, в ханьскую эпоху (206 до н.э. - 220 н.э.), легистскис взгляды в первоначальной «жесткой» редакции окончательно утрачивают всякую привлекательность для интеллектуалов, к-рые обращаются от политических проблем, в основном решенных в процветающей и стабильной империи, к изучению проблем, связанных с познанием природы неба, судьбы человека и общих принципов (законов) их взаимодействия. Все это, в свою очередь, порождает движение за «возврат к древности», т.е. к классике, отмеченное открытым осуждением действительных или мнимых репрессий легистов, направленных против конфуцианства, и выходу на философскую авансцену ханьского натурализма (называемого в лит-ре также натурфилософией, ханьским синтезом или ханьским конфуцианством). История легистов может быть также рассмотрена в качестве некоторого раннего образца или модели взаимодействия классики с последующими идейными «интервенциями», такими, как буддизм, ислам или христианство. Г.А. Ткаченко
В книге «Хань Фэй-цзы» развивается учение о методах возвышения авторитета властителя и установления им полного контроля над аппаратом чиновников. Господство на протяжении относительно короткого времени легистских идей сначала в царстве, а затем в империи Цинь привело вначале к военнополитическим успехам, завершившимся объединением страны при Цинь Шихуане (221 до н.э.), а затем к крушению циньской империи, причину к-рого потомки видели в жестокости и прямолинейности легистской морали и политики. Особенно показательно в истории Л. то, что расцвет этого учения пришелся на время смуты, последовавшей в результате упадка власти чжоуского дома. Историческая реальность и нравы этой эпохи, какими они предстают в описании современников, близких потомков и подражателей Конфуция («Цзо чжуань» и другие комментарии к «Чунь цю», «Го юй», «Люй-ши чуньцю», «Янь-цзы чуньцю», «Мэн-цзы» и др.), порой отличаются настолько ярко выраженным, если не сказать принципиальным, аморализмом и цинизмом исторических деятелей того времени, что сохранение хотя бы представлений о традиционных моральных ценностях оказывается трудной задачей даже для воспитанного на классике сознания членов ученого сословия (ши), не говоря уже о прочих представителях элиты. Неудивительно, что в это время особенно актуальной для классики становится фигура «советника» (министра) при правителе, призванного по мере сил направлять (скорее — возвращать) деятельность этого последнего в русло «должного». По существу в эту эпоху возникает и разрабатывается модернизированная модель традиционной нравственности, к-рая может быть названа моделью «распределенного морального сознания». Суть ее в том, что в роли интеллектуального («сознательного») носителя нравственного начала (морального сознания) в сюжетах, построенных на «историческом» материале, стандартно выступает ученыйклассик, тогда как задачи по реализации установок этого сознания через конкретные политические акции возлагаются на «подопечного» ученому советнику аристократа-правителя (фактически — военного). Последний, как правило, не обременен философской рефлексией и действует, так сказать, по обстановке, оставляя все объяснения (интерпретации), призванные обнаруживать соответствие акций и мотивов власти высшим моральным принципам, на долю «советника». Неудивительно, что в этой обстановке философский спор о метафизических основаниях нравственности между диссидентствующими легистами и конфуцианскими ортодоксами быстро пришел к констатации диаметрально противоположного подхода сторон к проблеме «человеческой природы» или «человеческой сущности» (жэнь син). Легисты считали ее «злой» (э), ортодоксы — «доброй» (шань), что, естественно, не могло не вести к расхождениям по поводу методов, к-рыми должна пользоваться власть при утверждении «правды» (чжэн) в жизни государства-общества, Поднебесной. Следовавшие в русле классики, опиравшейся на аристократическую героику (Чжоу-гун и его «исторические» предшественники»), конфуцианцы-ортодоксы предлагали благородному мужу начинать с насилия над самим собой, полагая в этом волевом акте начало и конец движения в сторону поощряемой небомабсолютом лсэ«ь-человечности, т.е. качества, отличающего от всех остальных вещей-явлений (вань у) специфическую «человека-вещь» (жэнь у, где «жэнь» омоним «жэнь-человечности», — записывается другим, но сходным по семантике иероглифом).
В этом смысле «человек-вещь» даже на уровне обыденного языка воспринимается традиционным сознанием как «вещь, отличающаяся от всех других тем, что только ей может быть присуще качество человечности, принципиально противопоставляемое «животности». Иначе говоря, только «жэнь» в теории может придавать некой вещи «человечность» (человеческое достоинство), а вне этого достоинства классика отказывалась опознавать в существе, относимом натурфилософской классификацией к разряду (лэй) «безволосых (голых) гадов» (ло чун), нечто достойное названия человека. Однако в силу этого же потенциального достоинства, как бы заложенного в данном существе самим небом-природой, классике казалось уместным воспитывать в человеке человека по возможности исключительно через учение-воспитание (сюэ), все ту же трансформацию (аккультурацию) через письменный (учебный) текст (вэнь), отчего фигуры учителя и ученика и вообще роль дисциплинирующей педагогики (цзяо) в конфуцианстве приобретали особый ореол - лиц и занятий, близких к священнодействию ли-ритуалу. Поэтому образование и воспитание считались достаточными средствами поддержания в социуме гармонии, отчего вся деятельность, преимущественно «текстовая» (т.е. связанная с созданием, хранением и воспроизведением текстов-вэнь, иными словами - культуры) ученых-советников, стоящих рядом с политической властью, сводилась к «исправлению» и ритуализации всех жизненных проявлений и соответствующих им форм культуры (мы бы сказали — «жизненных миров», т.е. труда, любви, игры, смерти и т.д.).
В отличие от конфуцианцев, легисты считали эту программу «очеловечивания» социума при помощи ритуала утопичной и предлагали альтернативный путь утверждения «правды и порядка». Они считали возможным достижение поставленной цели через серию реформ, направленных в целом на усиление централизации в управлении и возвышении власти правителя при помощи административного аппарата, рекрутируемого из «простых людей» (бу и, т.е. «носящих холщовую одежду», а не аристократический шелк), всем обязанных правителю и потому безусловно лояльных ко всем его действиям. Самым известным реформатором из числа легистов, чья деятельность наложила серьезный отпечаток на последующую традицию в части учения о государстве и принципах воспитания у народа и чиновников морального сознания, по праву считается Шан Ян. Среди последователей Шан Яна в первую очередь называют Хань Фэя и Ли Сы (оба — ученики Сюнь-цзы, защищавшего тезис о «злой» природе человека). Главным в учении легистов было внимание к методам усиления мощи государства. Здесь, в противоположность придававшему совершенно исключительное значение «изящной словесности» (вэнь) ортодоксальному «конфуцианизму», мыслители легистского толка настаивали на факультативности и даже вредности «культуры» для государства. Еще Шан Ян предлагал правителям сосредоточить все усилия на сельском хозяйстве и армии, поскольку для практических целей крестьянин-солдат был важнее мыслителя-литератора. Соответственно методы управления и нравы тоже должны были стать простыми, как в армии, что по крайней мере смещало акцент в биноме «ритуал — долг» (ли и) на второй компонент.
В принципе легисты и не склонны были особо полагаться на чувство долга у подданных, ставя над всеми личными «добродетелями» (дэ) безличный принцип «закона»: «Если правитель добивается хорошего управления с помощью закона (фа), его государство станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, его государство будет расчленено» (Шан цзюнь шу, гл. 4). Стремление к простоте нравов, приличествующей сильному государству, заставляло легистов с подозрением относиться к слишком утонченным культурным и этическим нормам конфуцианцев, к-рые, по мнению легистов, разлагающе действовали на подданных, приверженных устаревшим ценностям, вроде любви к «ритуалу - музыке» (ли юэ). Согласно простой картине мира легистов, в государстве выделялись три основные сферы деятельности: земледелие, торговля и управление (административный контроль). Необходимые сами по себе, эти виды деятельности неизбежно порождают определенные виды злоупотреблений (коррупцию), к-рые легисты называли «паразитами» (ши).
В числе шести самых зловредных из «паразитов» назывались: а) пагубное для нравов земледельцев «стремление» к обеспеченной старости» (суй), побуждающее их «обменивать [на рынках на деньги] слишком много зерна» (ши); б) пагубное для торговли (основанной на ценовом регулировании) и, по-видимому, нравов торговцев пристрастие людей к «красивой одежде, вкусной еде» (мэй) и «роскошным безделушкам» (хао); в) пагубное для нравов бюрократии «стремление выслужиться» (чжи) и «стяжательство», возможно, даже «взяточничество» (син). Нравы здорового социума, его этос, согласно легистскому учению, должны характеризоваться термином «пу» («простота, безыскусность, нетребовательность», букв. — необработанное дерево). Конечной целью легистов было достижение такого состояния социума, к-рое мы назвали бы «гражданским обществом», состоящим из атомарных, хорошо «проинтегрированных» в нравственном отношении и даже «равноправных» (перед лицом фа-закона) индивидов. Постепенное освобождение от «паразитов» с помощью системы дисциплинирующих мер (запретов и поощрений) должно было вести, по замыслу легистов, сначала к образованию как бы трех «профессиональных типов» подданных («сань гуань — сань жэнь», что может быть передано как «для трех [занятий] — три [типа] человека»), а затем и к «унитарному типу подданного» («лю гуань — и жэнь», т.е. «для [всех] шести занятий — один тип человека») (Шан цзюнь шу, гл. 4). Интересно, что этот «универсальный подданный» легистов характеризуется здесь все тем же термином «единственный» (и жэнь), восходящим к титулу иньских ванов «единственных», «настоящих» (цивилизованных) людей во Вселенной, в остальном заселенной варварами и полуварварами. Легистский «проект» наделял этим качеством «человечности» всех подданных империи, тогда как конфуцианский - только «благородных» (цзюньцзы), оставляя прочим удел «подлого люда» (сяожэнь), т.е. людей в нравственном отношении неполноценных.
В этом смысле легисты оказывались ббльшими «гуманистами», чем конфуцианцы. Разумеется, различное понимание «человеческой сущности» не могло не вести к полемике легистов с конфуцианцами по фундаментальным вопросам морали и теории, но по-настоящему их занимала практика, методы достижения необходимой им для построения сильного государства «чистоты нравов» (пу), и меньше всего они были склонны останавливаться на абстракциях и теоретических основаниях «новой морали». Основное внимание в их писаниях уделялось поэтому проблемам практического обеспечения соблюдения всеми моральных норм и, в связи с этим, необходимости четкой («правовой») регламентации во всех сферах жизни, ясных и однозначных писаных законов, развитой системы наград и наказаний и действенных средств активного принуждения населения (особенно - владетельных аристократов-чжухоу) к безусловному повиновению центральной власти (напр., методом конфискации наследственных земель). Никаких иллюзий относительно готовности населения принять легистские методы управления у них при этом не возникало. Сознавая непопулярность своих мероприятий («реформ») и невозможность отказа от насилия, легисты открыто шли на отказ от всех традиционных этических норм ради достижения единственно значимой для них цели — политического успеха, к-рый понимался как установление господства единственного центра власти в ходе ликвидации всех остальных. При этом легистская доктрина, предусматривавшая утверждение «правильного» политического строя и «добрых» нравов через прямое насилие, будучи глубоко антитетичной конфуцианскому умозрению в своих предельных основаниях, при желании вполне могла бы, по крайней мере, в теории найти обоснование все в том же прецеденте Чжоу-гуна, к-рому также пришлось утверждать «новый порядок» насильственным путем. Для этого легистам достаточно было сослаться хотя бы на предание о том, как Чжоу-гун для утверждения власти новой династии силой подавил сопротивление трех собственных братьев, или на то место в трактате «Мэн-цзы» (ЗВ:9), где сообщается, что в первые же три года правления ему пришлось уничтожить пятьдесят мятежных городов. Собственно, легисты и ссылались на прецеденты Чэн Тана и У-вана, к-рые приводили Поднебесную к счастью методом государственного переворота (Шан цзюнь шу, гл. 6). Однако главным в их аргументации было утверждение о неприемлемости никаких других (несиловых) методов в современную им эпоху, когда люди стали слишком эгоистичны и изворотливы, чтобы понимать какой-либо язык власти, кроме языка принуждения (Шан цзюнь шу, гл. 6).
В полемике с конфуцианцами легисты не стесняются назвать «все это», приведшее к окончательному упадку народной морали, своими именами: к «шести паразитам» (здесь число шесть условно) относятся: ли-ритуал и юэ-музыка, «Ши цзин», «Шу цзин», почитание старых порядков, добродетель, сыновняя почтительность, братский долг, искренность, доверие, честность, бескорыстие, человеколюбие, справедливость, нежелание воевать, взгляд на войну как на нечто позорное» (Шан цзюнь шу, гл. 13). Пагубность конфуцианской культуры, с т.з. легистов, настолько велика, что даже в микроскопических дозах она наносит непоправимый ущерб нравственности (Шан цзюнь шу, гл. 3). Более того, критики конфуцианской науки высказывают мысль, что само ее появление (как паразитов на теле) в какой-либо стране (царстве) свидетельствует о болезни государственного организма, потере иммунитета к разлагающему влиянию «изящной словесности», утрате здоровой агрессивности и естественного для любого государства стремления к экспансии (Шан цзюнь шу, гл. 4).
В событийной истории увлечение некоторых правителей царств эпохи Чжаньго идеями Л., приглашение ими на службу «советников» из числа этих «новых философов» имело как для этих царств, так и для их соседей самые серьезные последствия. Сначала легистская политика привела к практике установления временной «гегемонии» (ба) одних царств над другими, а затем и к полному поглощению сохранявших до того свой суверенитет государств царством Цинь к 221 до н.э. Однако память о бесконечных войнах, предшествовавших этому событию, и откровенно репрессивный характер режима, установившегося в империи (достаточно напомнить, что именно в эти годы активно возводилась Великая китайская стена), привели к быстрой дискредитации Л. как теоретической системы и политической практики. Разочарование образованных слоев общества в, казалось бы, эффективной системе организации централизованной власти обусловило в конечном счете и кратковременность (до 209 до н.э.) существования циньской империи, и трагические обстоятельства ее крушения, и бедствия последовавшей за этим многолетней смуты. Все это побудило многих (по крайней мере на словах) вернуться к более традиционной трактовке морали и вообще высших человеческих ценностей. Впоследствии, в ханьскую эпоху (206 до н.э. - 220 н.э.), легистскис взгляды в первоначальной «жесткой» редакции окончательно утрачивают всякую привлекательность для интеллектуалов, к-рые обращаются от политических проблем, в основном решенных в процветающей и стабильной империи, к изучению проблем, связанных с познанием природы неба, судьбы человека и общих принципов (законов) их взаимодействия. Все это, в свою очередь, порождает движение за «возврат к древности», т.е. к классике, отмеченное открытым осуждением действительных или мнимых репрессий легистов, направленных против конфуцианства, и выходу на философскую авансцену ханьского натурализма (называемого в лит-ре также натурфилософией, ханьским синтезом или ханьским конфуцианством). История легистов может быть также рассмотрена в качестве некоторого раннего образца или модели взаимодействия классики с последующими идейными «интервенциями», такими, как буддизм, ислам или христианство. Г.А. Ткаченко
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001