французский философ и социолог (Ажетмо, 1905 — там же, 1991). Сначала примыкал к французскому сюрреализму, затем занялся преподаванием (1930). В 1942 г. участвует в движении Сопротивления. Доктор филологии, глава исследований в C.N.R.S. (1949), преподавал социологию в Страсбурге и в Нантере. Марксист и коммунист с 1928 г., исключен из партии в 1958 г. Его мысль в русле диалектического материализма («Формальная логика и диалектическая логика», 1947), размышления над основными вопросами современного марксизма («Критика повседневной жизни», Т. 1, 1947; Т.2, 1962) ведут к углублению актуальных отношений «повседневной жизни» и сопровождающих ее уровней «отчуждения». Лефевр развивает социологию потребностей и желаний. При этом он исходит из оценки «возможностей» и реконструирует историю, с тем чтобы направить свою научную разработку или волю к действительным переменам. Его произведения: «Социология Маркса» (1966), «Набег Нантера на вершину» (1968), «От деревенского к городскому» (1970), «О государстве» (4 тома, 1976-1978).
ЛЕФЕВР Анри
Источник: Философский словарь
Соч.: Введение в эстетику. М., 1954; Введение в современность. Прелюдия первая. Об иронии, майевтике и истории // Неприкосновенный запас. 2012. 2 (82); Le nationalisme contre les nations. P., 1937; Nietzsche. P., 1939; Le matérialisme dialectique. P., 1939; L’existentialisme. P., 1946; Logique formelle, logique dialectique. P., 1947; Critique de la vie quotidienne. P., 1947; Marx et la liberté. Genève, 1947; Pour connaître la pensée de Karl Marx. P., 1948; Diderot. P., 1949; Pascal. V. 1–2. P., 1949, 1954; Contribution à l’esthétique. P., 1953; Pour connaître la pensée de Lénine. P., 1957; La somme et le reste. P., 1959; Critique de la vie quotidienne II. Fondement d’une sociologie de la quotidienneté. P., 1962; Introduction à la modernité. P., 1962; Sociologie de Marx. P., 1966; Le langage et la société. P., 1967; Position: contre les technocrates. P., 1967; L’irruption de Nanterre au sommet. P., 1968; Le manifeste différentialiste. P., 1971; Au-delà de structuralisme. P., 1971; La production de l’espace. P., 1974; Hegel, Marx, Nietzsche ou la royaume des ombres. P., 1975; L’idéologie structuraliste. P., 1975; De l’Etat. P., 1976–1978; La présence et l’absence. P., 1980; Une pensée devenue monde. P., 1980. E.A. Самарская
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(р. 16 июня 1905) – франц. философ, д-р филологич. наук, работает в Нац. центре научных исследований. В прошлом принадлежал к Франц. коммунистич. партии. В этот период им был опубликован ряд работ по диалектич. и историч. материализму, логике, эстетике, истории философии; они способствовали пропаганде идей марксистской философии во Франции, борьбе с бурж. идеологией. Однако уже в этих работах имелись серьезные ошибки, свидетельствовавшие о непонимании Л. ряда важнейших положений марксизма (единство теории и практики, философии и политики, возникновение марксизма как революц. переворот в философии, познание как отражение действительности и др.) и непреодоленном влиянии идеализма. У Л. имелась тенденция к связыванию диалектич. движения только с человеч. деятельностью и отрицанию диалектики природы; главным в марксизме он считал теорию отчуждения и учение о товарном фетишизме. Эти идеи Л. оказали влияние на извращение марксистской диалектики экзистенциалистами (Сартр) и католич. философами (Биго, Кальвез, Шамбр). Ошибочные взгляды Л. неоднократно критиковались марксистами (см., напр., Р. Гароди, Вопросы марксистско-ленинской теории познания, М., 1955). С конца 1956 ошибочное понимание важнейших положений марксистской философии Л. перерастает в ревизионизм: политич. неустойчивость Л., проявленная им в связи с критикой КПСС культа личности Сталина, контрреволюц. мятежом в Венгрии осенью 1956 и усилением атак бурж. идеологов на марксизм, способствовала этому. Л. выступил с обвинениями совр. марксистской мысли в застое, "склерозе"; под предлогом борьбы с догматизмом Л. пришел к отрицанию важнейших положений марксизма (в т.ч. в решении осн. вопроса философии, в теории гос-ва, учении о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии); вдохновляясь кантианскими идеями, Л. утверждал, будто тезис о первичности материи по отношению к сознанию – это недоказуемый постулат, а сама материя – нечто непостижимое. Он изображал марксизм как учение, состоящее из нерешенных проблем ("Совр. проблемы марксизма" – "Probl?mes actuels du marxisme", 1958). Исключенный из ФКП, Л. продолжал эволюционировать в сторону все большего сближения с бурж. идеологией. В кн. "Сумма и остаток" ("La somme et la reste", 1959) Л. полностью порывает с марксизмом, хотя и считает себя чуть ли не "единственным марксистом" современности, и присоединяет свой голос к хору клеветников на коммунистич. движение. Теория отчуждения в ее идеалистич. трактовке, теория практики в ее прагматистском понимании, "теория моментов" (разлагающая человеч. жизнь на лишь внешне связанную последовательность изолированных и недетерминированных моментов – экзистенциалистских "ситуаций") – таков филос. багаж Л. Философия Л. является разновидностью эклектич. идеализма. В политич. плане Л. порвал с освободит. борьбой пролетариата и стал выразителем мелкобурж. анархистских настроений. Соч.: La conscience mystifi?e, P., 1936 (соавтор), Le nationalisme contre les nations, ?., 1937; Hitler au pouvoir. Les enseignements de cinq ann?es de fascisme en Allemagne, P., 1938; Nietzsche, ?., 1939; L´existentialisme, ?., 1946; Pour conna?tre la pens?e de Karl Marx, [P. ], 1947; Critique de la vie quotidienne, [5 ed. ], ?, [1947 ]; Descartes, P., [1947 ], A la lumi?re du mat?rialisme dialectique I, Logique formelle, logique dialectique, ?, 1947, Diderot, [?., 1949 ], Le mat?rialisme dialectique, [3 ed ], ?., 1949, Contribution ? l´esth?tique, ?., [1953 ], Pascal, t. 1–2, ?., [1949–1955 ]; A. de Musset, dramaturgue, [P., 1955 ]; Rabelais, ?., [1955 ] Le marxisme, ?., 1956; La pens?e de L?nine, [P., 1957 ]; рус. пер. – Введение в эстетику, ?., 1954. Лит: Садовский H. A, История марксистской философии в кривом зеркале ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 10; Борев Ю., Против ревизионизма в эстетич. теории [В связи со статьей А. Л. "К революционному романтизму" ], "Иностр. лит.", 1958, No 4; Эфиров С., От ревизии марксизма к буржуазной идеологии, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 5; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, ?., 1962; Иовчук M. T., Осипов Г. В., О некоторых теоретич. принципах, проблемах и методах социологич исследований, "Вопр. философии", 1962, No 12; Давыдов Ю. Н., А. Л. и его "концепция отчуждения", "Вопр. философии", 1963, No 1; Gаraudу R., La lutte id?ologique chez les intellectuels, "Cahiers du Communisme", 1955, No 7–8; Une lettre de Henri Lefebvre ? R. Garaudy. R?ponse ? H. Lefebvre: Sur les fondements id?ologique du parti et les probl?mes de l´unit?, там же, No 10; Suret-Canale J., Le marxisme en France et la lutte des classes, там же, 1957, No 11; Garaudy R , A propos d´un livre d´H. L. Initiation au marxisme ou initiation au r?visionnisme?, там же, 1958, No 4; Вesse G., Impuissance de r?visionnisme, там же, 1959, No 5; Кanapa J., Sur un bulletin de sant? du marxisme en France R?ponse ? H. L., "La Nouvelle Critique", 1957, No 87–88; S?ve L., H. L. et la dialectique chez Marx, там же, 1958, No 94; Suret-Canale J., Notes sur la m?thode d´H. L. devant les probl?mes actuels du marxisme, там же, No 95; Mury G., Un panorama de la philosophie L´Encyclop?die fran?aise (Philosophie), "Pens?e" 1958, No 78; S?ve L., Sur "La somme et le reste" d´H. Lefebvre, в кн. S?ve L., La difference, [P. ], 1960. В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.