ЛЕФЕВР Анри

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕФЕВР Анри

французский философ и социолог (Ажетмо, 1905 — там же, 1991). Сначала примыкал к французскому сюрреализму, затем занялся преподаванием (1930). В 1942 г. участвует в движении Сопротивления. Доктор филологии, глава исследований в C.N.R.S. (1949), преподавал социологию в Страсбурге и в Нантере. Марксист и коммунист с 1928 г., исключен из партии в 1958 г. Его мысль в русле диалектического материализма («Формальная логика и диалектическая логика», 1947), размышления над основными вопросами современного марксизма («Критика повседневной жизни», Т. 1, 1947; Т.2, 1962) ведут к углублению актуальных отношений «повседневной жизни» и сопровождающих ее уровней «отчуждения». Лефевр развивает социологию потребностей и желаний. При этом он исходит из оценки «возможностей» и реконструирует историю, с тем чтобы направить свою научную разработку или волю к действительным переменам. Его произведения: «Социология Маркса» (1966), «Набег Нантера на вершину» (1968), «От деревенского к городскому» (1970), «О государстве» (4 тома, 1976-1978).

Источник: Философский словарь

ЛЕФЕВР Анри
(1901, Ажетмо – 1991, Париж) – марксист неортодоксального типа. Развивал своеобразные философско-политические и социологические взгляды, оказавшие воздействие на идеологию французского гошизма. Философию изучал в Экс-ан-Провансе под руководством М. Блонделя, благодаря которому получил глубокие познания в области католической философии. Испытал влияние Ф. Ницше. В 20 лет Л. приезжает в Париж, где знакомится с молодыми интеллектуалами (П. Моранжем, Н. Гутерманом, Ж. Политцером, Ж. Фридманом); их объединяло неприятие таких философских авторитетов, как А. Бергсон, Л. Брюншвик, Ален. Вместе они начинают издавать журнал «Философии», вместе вступают в 1928 в ФКП, в которой Л. остается до 1958, находясь в постоянной оппозиции к догматическому марксизму, доминировавшему в то время в мировом коммунистическом движении. Он выступает против «экономистского» толкования марксизма, против распространения принципа классовой борьбы на область науки (против фетиша «пролетарской науки»); доказывает, что кибернетика и информатика, отвергаемые коммунистами как «реакционные» учения, имеют право на существование; протестует против жесткой централизации и дисциплины, царивших в компартиях. Выйдя из партии после XX съезда КПСС, становится профессором университета Страсбурга, потом Нантера. Л. имел сильное влияние на студентов, которых привлекала его всесторонняя критика существующего общества. Не случайно студенты руководимого им социологического отделения университета Нантера оказались в центре молодежных выступлений в мае 1968. Его учениками были Ж. Бодрийар, А. Реймон. Главной в философских размышлениях Л. была проблема соотношения vécu («живого») и conçu («логизированного»). Отталкиваясь от Марксовой концепции отчуждения, он вписывает отчуждение в широкий исторический контекст: говорит об отчуждении, которому подвергается в обществе все «живое», «различное». К классу «живого» относится им и пролетариат, но в этот разряд попадает и вся социальная «периферия», которая подчиняется «центру» (государству, капиталу), – женщины, молодежь, старики, разного рода меньшинства, находящиеся вдали от центров управления обществом. Будучи антиподом «живого», «центр» характеризуется как то, что идентифицирует и сглаживает различия. «Центр» наделяется признаками разума, он распространяет свою рационализирующую власть на все общество: государство и его законы, парламенты, рынок и деньги, идеологии нацелены на уничтожение различий, включение их в систему «тождественного», «абстрактного». В качестве критика «цивилизации абстракции» Л. считал себя последователем Маркса и Ницше. Но тогда как Маркс атаковал лишь «экономического человека», а Ницше – «теоретического человека», Л. стремился завершить их дело, доказывая, что самой мощной принуждающей силой «абстрактное» становится в современном государстве-нации. Последнее на своей высшей стадии берет на себя управление экономикой и кладет начало посткапиталистическому обществу, вследствие чего возникает «государственный способ производства». Наиболее чистым его воплощением Л. считал сталинское государство, указывающее перспективу всем, в том числе западным странам.
Соч.: Введение в эстетику. М., 1954; Введение в современность. Прелюдия первая. Об иронии, майевтике и истории // Неприкосновенный запас. 2012. 2 (82); Le nationalisme contre les nations. P., 1937; Nietzsche. P., 1939; Le matérialisme dialectique. P., 1939; L’existentialisme. P., 1946; Logique formelle, logique dialectique. P., 1947; Critique de la vie quotidienne. P., 1947; Marx et la liberté. Genève, 1947; Pour connaître la pensée de Karl Marx. P., 1948; Diderot. P., 1949; Pascal. V. 1–2. P., 1949, 1954; Contribution à l’esthétique. P., 1953; Pour connaître la pensée de Lénine. P., 1957; La somme et le reste. P., 1959; Critique de la vie quotidienne II. Fondement d’une sociologie de la quotidienneté. P., 1962; Introduction à la modernité. P., 1962; Sociologie de Marx. P., 1966; Le langage et la société. P., 1967; Position: contre les technocrates. P., 1967; L’irruption de Nanterre au sommet. P., 1968; Le manifeste différentialiste. P., 1971; Au-delà de structuralisme. P., 1971; La production de l’espace. P., 1974; Hegel, Marx, Nietzsche ou la royaume des ombres. P., 1975; L’idéologie structuraliste. P., 1975; De l’Etat. P., 1976–1978; La présence et l’absence. P., 1980; Une pensée devenue monde. P., 1980. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ЛЕФЕВР Анри

(р. 16 июня 1905) – франц. философ, д-р филологич. наук, работает в Нац. центре научных исследований. В прошлом принадлежал к Франц. коммунистич. партии. В этот период им был опубликован ряд работ по диалектич. и историч. материализму, логике, эстетике, истории философии; они способствовали пропаганде идей марксистской философии во Франции, борьбе с бурж. идеологией. Однако уже в этих работах имелись серьезные ошибки, свидетельствовавшие о непонимании Л. ряда важнейших положений марксизма (единство теории и практики, философии и политики, возникновение марксизма как революц. переворот в философии, познание как отражение действительности и др.) и непреодоленном влиянии идеализма. У Л. имелась тенденция к связыванию диалектич. движения только с человеч. деятельностью и отрицанию диалектики природы; главным в марксизме он считал теорию отчуждения и учение о товарном фетишизме. Эти идеи Л. оказали влияние на извращение марксистской диалектики экзистенциалистами (Сартр) и католич. философами (Биго, Кальвез, Шамбр). Ошибочные взгляды Л. неоднократно критиковались марксистами (см., напр., Р. Гароди, Вопросы марксистско-ленинской теории познания, М., 1955). С конца 1956 ошибочное понимание важнейших положений марксистской философии Л. перерастает в ревизионизм: политич. неустойчивость Л., проявленная им в связи с критикой КПСС культа личности Сталина, контрреволюц. мятежом в Венгрии осенью 1956 и усилением атак бурж. идеологов на марксизм, способствовала этому. Л. выступил с обвинениями совр. марксистской мысли в застое, "склерозе"; под предлогом борьбы с догматизмом Л. пришел к отрицанию важнейших положений марксизма (в т.ч. в решении осн. вопроса философии, в теории гос-ва, учении о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии); вдохновляясь кантианскими идеями, Л. утверждал, будто тезис о первичности материи по отношению к сознанию – это недоказуемый постулат, а сама материя – нечто непостижимое. Он изображал марксизм как учение, состоящее из нерешенных проблем ("Совр. проблемы марксизма" – "Probl?mes actuels du marxisme", 1958). Исключенный из ФКП, Л. продолжал эволюционировать в сторону все большего сближения с бурж. идеологией. В кн. "Сумма и остаток" ("La somme et la reste", 1959) Л. полностью порывает с марксизмом, хотя и считает себя чуть ли не "единственным марксистом" современности, и присоединяет свой голос к хору клеветников на коммунистич. движение. Теория отчуждения в ее идеалистич. трактовке, теория практики в ее прагматистском понимании, "теория моментов" (разлагающая человеч. жизнь на лишь внешне связанную последовательность изолированных и недетерминированных моментов – экзистенциалистских "ситуаций") – таков филос. багаж Л. Философия Л. является разновидностью эклектич. идеализма. В политич. плане Л. порвал с освободит. борьбой пролетариата и стал выразителем мелкобурж. анархистских настроений. Соч.: La conscience mystifi?e, P., 1936 (соавтор), Le nationalisme contre les nations, ?., 1937; Hitler au pouvoir. Les enseignements de cinq ann?es de fascisme en Allemagne, P., 1938; Nietzsche, ?., 1939; L´existentialisme, ?., 1946; Pour conna?tre la pens?e de Karl Marx, [P. ], 1947; Critique de la vie quotidienne, [5 ed. ], ?, [1947 ]; Descartes, P., [1947 ], A la lumi?re du mat?rialisme dialectique I, Logique formelle, logique dialectique, ?, 1947, Diderot, [?., 1949 ], Le mat?rialisme dialectique, [3 ed ], ?., 1949, Contribution ? l´esth?tique, ?., [1953 ], Pascal, t. 1–2, ?., [1949–1955 ]; A. de Musset, dramaturgue, [P., 1955 ]; Rabelais, ?., [1955 ] Le marxisme, ?., 1956; La pens?e de L?nine, [P., 1957 ]; рус. пер. – Введение в эстетику, ?., 1954. Лит: Садовский H. A, История марксистской философии в кривом зеркале ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 10; Борев Ю., Против ревизионизма в эстетич. теории [В связи со статьей А. Л. "К революционному романтизму" ], "Иностр. лит.", 1958, No 4; Эфиров С., От ревизии марксизма к буржуазной идеологии, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 5; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, ?., 1962; Иовчук M. T., Осипов Г. В., О некоторых теоретич. принципах, проблемах и методах социологич исследований, "Вопр. философии", 1962, No 12; Давыдов Ю. Н., А. Л. и его "концепция отчуждения", "Вопр. философии", 1963, No 1; Gаraudу R., La lutte id?ologique chez les intellectuels, "Cahiers du Communisme", 1955, No 7–8; Une lettre de Henri Lefebvre ? R. Garaudy. R?ponse ? H. Lefebvre: Sur les fondements id?ologique du parti et les probl?mes de l´unit?, там же, No 10; Suret-Canale J., Le marxisme en France et la lutte des classes, там же, 1957, No 11; Garaudy R , A propos d´un livre d´H. L. Initiation au marxisme ou initiation au r?visionnisme?, там же, 1958, No 4; Вesse G., Impuissance de r?visionnisme, там же, 1959, No 5; Кanapa J., Sur un bulletin de sant? du marxisme en France R?ponse ? H. L., "La Nouvelle Critique", 1957, No 87–88; S?ve L., H. L. et la dialectique chez Marx, там же, 1958, No 94; Suret-Canale J., Notes sur la m?thode d´H. L. devant les probl?mes actuels du marxisme, там же, No 95; Mury G., Un panorama de la philosophie L´Encyclop?die fran?aise (Philosophie), "Pens?e" 1958, No 78; S?ve L., Sur "La somme et le reste" d´H. Lefebvre, в кн. S?ve L., La difference, [P. ], 1960. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.23 мб

Концепция социального пространства Анри Лефевра

Бедаш Юлия Анатольевна
Рассматривается концепция пространства французского философа и социального теоретика Анри Лефевра.