ЛЕБОН Гюстав

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛЕБОН Гюстав
французский врач, антрополог и социолог; р. 7.5.1841 (Ножан-ле-Ротру) — ум. 15.12.1931 (Париж); особенно прославился своей работой «Psychologie des foules» (1895, нем. изд. Kröners Taschenausgabe, Bd. 99, 1982) (рус. пер.: Психология народов и масс, 1896, Психология толп, 1996), первой попыткой — в своих основных положениях сохранившей значение еще и сегодня — показать то общее, что характеризует массово-психологические проявления и закономерности (см. Омассовлениё). Другие произведения: Les lois psychologiques de l’évolution des peuples, 1894, нем. изд. 1931 (рус. пер.: Психологические законы эволюции народов, 1906); Psychologie du Socialisme, in: Revue Philosophique, 1896, № 42 (рус. пер.: Психология социализма, 1908).
G. Picard. G. L. B. et son oeuvre. Paris, 1909; W. Schwalenberg. G. L. B. und seine «Psychologie des foules», 1919; P. R. Hofstätter. Gruppendynamik, 1957,1986 erw. Aufl.; R. A. Nye. The Origin of Growd Psychology and the Crisis of Mass Democracy in the Third Republic. London, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛЕБОН Гюстав
7.5.1841, НожанлеРотру, - 15.12.1931, Париж), франц. социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л. выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма выступал против идеи социального равенства вовсех ее разновидностях, стремился доказать неравенство различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.
Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он подчеркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в этом случае управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.
Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и представляют собой неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.

Источник: Советский философский словарь

ЛЕБОН Гюстав
(1841—1931) — фр. социолог, полит. мыслитель, публицист, основатель социальной психологии как самост. науки. Осн. соч.: «Эволюция цивилизации» (1889), «Психология народов и масс» (1895), «Психология социализма» (1902), «Эволюция материи» (1912). Синтезируя идеи Ф.Ницше, Ж.А.Гобино и Ч.Ломброзо, обосновал тезис о кризисе классич. зап.-европ. культуры в результате наступления «эпохи масс». Согл. Л., упадок культуры есть результат истор. и соц. развития европ. цивилизации, к-рая движется от аристократизма к демократизму, от «высокого стиля» к вульгарному, от доминанты личной чести к «торгашеской выгоде». Считая, что в соц.-полит. процессе осн. роль играет не рационально-прагматический расчет, а эмоционально-волевое начало, прогнозировал вступление ведущих стран Европы в период массовых бунтов и полит. популизма. Одну из осн. причин этих кризисных явлений Л., вслед за Гобино и др. представителями расово-антропологической школы, видел в деградации «белой расы» как носительницы кардинальных культ. и соц.-истор. ценностей. Несмотря на реакционный характер мн. своих идей, Л. внес фундаментальный вклад в становление соц. психологии; наиболее важным его достижением явл. опыт исследования толпы как соц. категории. Отождествляя соц. массу с аморфной, агрессивной и деструктивной толпой, он выявил и описал такие соц.-психол. феномены, как ослабление персональной идентичности и рационального самоконтроля человека, находящегося в толпе, механизм «заражения» иррациональными чувствами массы, состояние экзальтации от растворения в ней и т.д. На основании этих данных Л. предсказал появление полит. лидеров, к-рые в своей деятельности ориентируются не на позитивные соц., культ., моральные принципы, а на низменные деструктивные инстинкты безликой массы. Практически все аналитики и критики массового общества вплоть до второй половины XX в. в той или иной степени воспроизводили концепцию психологии масс, предложенную Л. Соч.: Психология народов и масс. СПб., 1995. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛЕБОН Гюстав

(7 мая 1841 – 15 дек. 1931) – франц. ученый, философ-идеалист и реакц. социолог, д-р медицины. Л. принадлежит ряд эксперимент. работ в области анатомии, физиологии, физики и химии. Он создал натурфилос. гипотезу, близкую к энергетизму (см. "L´?volution de la mati?re", P., 1909, p. 12). Психологию Л. считал существ. основой познания истории (см. "Bases scientifiques d´une philosophie de l´histoire", P., 1931, p. 16), a движущей силой истории – иррациональные моменты – чувства и верования, прежде всего религиозные (см. "Психологич. законы эволюции народов" – "Les lois psychologiques de l´?volution des peuples", 1894, 18 ed., 1927; рус. пер. 1906). По Л., физиологич. и анатомич. расовые различия между народами дополняются не менее значит. психологич. различиями наследств. характера. Это ведет к различию воззрений народов и порождает между ними конфликты (см. тамже, р. 190). Л. считал, что развитие цивилизаций происходит циклически. Толпа людей складывается в расу по мере приобретения ею общего идеала (являющегося большей частью иллюзорным верованием); затем под влиянием чуждых элементов этот идеал разлагается, вызывая распад общества и гибель цивилизации ("Психология народов и масс" – "Psychologies des foules", 1895, рус. пер. 1896). В этой работе Л., враждебно относившийся к нар. массам, характеризует конец 19 и нач. 20 вв. как "эру толпы". Л. различал "гетерогенные толпы" (напр., толпы улицы) и "гомогенные толпы" (технич. и политич. секты, военные и рабочие касты, бурж. и крест. классы). По мнению Л., человек в толпе теряет свою индивидуальность, подчиняется ее примитивным импульсам, действует аффективно, обретает веру в чудо и потребность подчиняться вождю. Идеи равенства Л. считал противоречащими человеч. природе и утверждал, что "неизбежное следствие цивилизации состоит в дифференциации индивидов и рас" ("Les lois psychologiques...", p. 189). Л. клеветнически изображал социализм врагом демократии и призывал к борьбе с ним (см. "Психология социализма", СПБ, 1908, с. 75). Отрицательно относясь ко всякой революции, Л. особенно враждебно встретил Окт. революцию 1917, поскольку она привела к уничтожению "элиты", якобы принесла России только разруху и показала "полную неспособность" рабочего класса (см. "Psychologie des temps nouveaux", P., 1920, p. 191). Реакц. идеи Л. оказали влияние на многих представителей бурж. социальной психологии. Соч.: L´homme et les soci?t?s, v. 1–2, P., 1881; La civilisation des arabes, P., 1884; Les civilisations de l´Inde, P., 1887; Les pr?mi?res civilisations de l´Orient, P., 1889; Les opinions et les croyances. P., 1911; La r?volution fran?aise et la psychologie des r?volutions, P., 1912; La vie des v?rit?s, P., 1914; L´?volution actuelle du monde, P., 1927; в рус. пер. – Эволюция материи, 2 изд., СПБ, 1909; Психология воспитания, СПБ, 1910; Зарождение и исчезновение материи, 2 изд., СПБ, 1910. Лит.: Бычковский Б. С., Совр. философия, ч. 1, Проблема материи и энергии, СПБ, 1911; ?iсаrd E., G. Le Bon et son oeuvre, P., [1909 ]. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.