ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович
Родился 28 июня 1940 г. в Свердловске. Окончил Свердловский горный институт (1959); философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1967), аспирантуру там же (1972). В 1971-1992 гг. преп. философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1993-1996 гг. заведующий кафедрой социологии, экономики и организации науки Центра социально-гуманитарного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1996-2000 гг. заведующий лабораторией организации и управления наукой Института государственного управления и социальных исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 2000-2006 гг. заведующий кафедрой, в 2006-2012 гг. проф. кафедры философии Института повышения квалификации Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1998 г. проф. кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию «Место индукции в научном познании». В 1990 г. защитил докторскую диссертацию в форме научного доклада по совокупности публикаций «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретнонаучного знания». Заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002 г.) Специалист в области метафилософии, логики и методологии науки, теории познания, истории и философии науки, научного менеджмента, философской антропологии.
Основные публикации: Индукция как метод научного познания. М., 1980; Философия: проблемный курс. М., 2002; Концепции современного естествознания: философское осмысление. М.- Владикавказ, 2003; Философия науки. Общий курс. М., 2004; Структура научного знания. СПб., 2006; Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008; Современная философия науки. Дидактические схемы и словарь. М.-Воронеж, 2010; Философия научно-инновационной деятельности. М., 2012. В соавт.; Основные парадигмы эпистемоло гии и философии науки. М., 2012; Структура и развитие научного знания. Позитивно-диалектиче ская концепция. М., 2012; Методология науки: проблема индукции. М., 2013; Методы научного познания. М., 2014; Философия научного познания: основные концепции. М., 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ЛЕБЕДЕВ Сергей Александрович
(р. 28.6.1940) — спец. в обл. филос. и методол., социол. науки; д. филос. н., проф. Р. в Свердловске. Окончил филос. ф-т МГУ (1967) и там же - асп. (1971). Работал преп. кафедры филос. Моск. физико-техн. ин-та (1967-69); асе, ст. преп., доц. филос. ф-та МГУ (1971-92). С 1992 проф. кафедры филос. и методол. науки естеств. ф-тов МГУ, с 1992 по 1995 — зав. кафедрой социол., экономики и организации науки Центра соц.-гуманит. образования МГУ. С 1995 — зав. лабораторией организации и управления наукой Ин-та гос. управления и соц. иссл. МГУ. С 2000 до начала 2006 — зав. кафедрой филос. ИППК ф-та дополнительного образования МГУ, позднее проф. этой же кафедры. Докт. дисс. — «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретнонаучного знания» (1990). Л. — акад. Международной академии информатизации. Работы Л. посвящены четырем разделам филос. науки: методол. науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов «индукции»: традиц. ее понимания — индукции 1 (движения мысли от частного к общему) и совр. — индукции 2 (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. В работах Л. исследуется общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частнонауч. знания. В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «филос. основания науки» и «филос. проблемы науки», составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как «философия науки». В 1990-х иссл. Л. посвящены в основном проблемам социол. науки: роли консенсуса в науч. познании, анализу состояния рос. науки в ходе проводимых в России соц.-экон. реформ, изучению потенциала рос. науки и определению возможностей эффективного участия рос. ученых в международном науч. сотрудничестве. Л. — ответственный ред. и автор предисловия электронного изд. уч. пособия «Социология науки. Хрестоматия».
Соч.: Основные философские проблемы современного естествознания. (В соавт.). М., 1975; Индукция как метод научного познания. М., 1980; Возможности и границы интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания // Вестник МГУ Сер. 7. «Философия». 1992. № 3; Наука России на пороге XXI века: Проблемы организации и управления. (В соавт.). М., 2000; Основы интеллектуальной собственности — в вузы. (В соавт.) // Высшее образование в России. 2000. № 6; Управление научной действительностью (социально-психологические аспекты). (В соавт.) // Там же. 2001. № 1; Философия. Университетский курс. М., 2003; Философия современного естествознания. М., 2004; Философия науки: Общий курс. Учебник. М., 2004; Основы философии науки. Учебник. М., 2004; Философия науки. Словарь основных терминов. М., 2004.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009