ЛЕ СЕНН Рене

Найдено 1 определение
ЛЕ СЕНН Рене
(1882, Эльбеф – 1954, Париж) – представитель школы «философии духа». Окончил Высшую нормальную школу, где получил философское образование; преподавал в Шамбери, Марселе, Париже. Длительное время выполнял обязанности профессора в Сорбонне (1942–1952); в 1948 был избран в состав Академии моральных и политических наук, в 1952 стал президентом Международного института философии. Л.С. критиковал материализм, дуализм, пантеизм, характеризуя при этом собственную философскую позицию как спиритуализм. Согласно Л.С., всякая реальность духовна, причем существуют различные уровни духовности. «Материя – это механизированный дух» (Introduction à la philosophie. P., 1947. P. 251). Человеческий дух – «динамическое единство связи» конечного сознания с Богом. Назначение человека раскрывается в его движении к Богу. Л.С. отстаивал идеи «аксиологической метафизики». Человек в своих действиях стремится к определенным целям, предполагающим различные ценности, важнейшие из которых – истина, красота, благо, любовь. Ценности связаны друг с другом, не существуют изолированно.
Так, красота жизни раскрывается лишь в процессе борьбы добра и зла, истины и лжи, любви и ненависти. Взаимосвязь ценностей свидетельствует об их общем происхождении, указывает на общий источник – Бога («первая ценность»). Истинная цель метафизической жизни состоит в достижении спасения. Значительное внимание Л.С. уделял проблемам характерологии, которую рассматривал как дисциплину, изучающую постоянный каркас отношений, составляющих ментальную структуру человека. Характерология, в отличие от ряда других наук, рассматривает не «среднего» или «абстрактного» человека, а вполне конкретного; она углубляет самопознание. Всякий характер неизменен и образует незыблемое основание, обусловливающее психическую жизнь. Характер несводим к проявлениям физиологического начала в человеке; характерологию не следует считать ветвью физиологии. Характерологический метод включает в себя три элемента: индукцию, интуицию, верификацию. Индукция предполагает сбор и сравнение фактов, составление перечней, касающихся проявлений человеческой деятельности. Интуиция необходима для установления связи между характером и способом поведения. Существование характерологической интуиции, по Л.С., несомненно потому, что без нее не было бы «ни театра, ни романа, ни симпатии к другому, ни, наконец, общества». Верификация предполагает выведение следствий и проверку полученных результатов.
Соч.: Obstacle et valeur. P., 1946; Introduction à la philosophie. P., 1947; Traité de morale générale. P., 1947; Le devoir. P., 1950; La destinée personnelle. P., 1951; La découverte de Dieu. P., 1955; Traité de caractérologie. P., 1984. Лит.: Paumen, J. Le spiritualisme existentiel de René Le Senne. P., 1949; Guzzo, A. René Le Senne. Turin, 1951; Devaux, A. René Le Senne ou le combat pour la spiritualisation. P., 1968; Saliba, A. Dieu dans la pensée de René Le Senne. P., 1975. A.A. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.