(1869, Плугастель – 1917, Париж) – создатель особой формы эволюционизма (концепция равновесия). Окончил Высшую нормальную школу (1888). Воспитанник школы Л. Пастера, ученик биолога А. Жиара, Л.Д. был профессором общей эмбриологии в Сорбонне (с 1899). Главный предмет его внимания – «живое вещество», причем он утверждал, что «характерное для жизни явление есть ассимиляция, т.е. акт, посредством которого живое тело превращает в вещество, подобное своему собственному, вещества, бывшие первоначально иными» (Познание и сознание. Философия XX века. СПб., 1911. С. 56). Л.Д. полагал, что между органической и неорганической природой нет существенного различия; связующее звено между ними он пытался найти в явлениях ритма и резонанса. Способность материальных тел приобретать ритм колебаний, свойственный другим телам, рассматривал как физическую ассимиляцию, дающую ключ к пониманию ассимиляции химической, характерной для живых организмов. Центральным в философии Л.Д. является понятие равновесия; по его мнению, равновесие есть состояние, к которому объективно стремится любой процесс природы. Теория равновесия служит для него исходным пунктом при осмыслении процесса эволюции в целом: нарушение равновесия между средой и организмом побуждает последний к изменениям. Л.Д. считал фундаментальным законом биологии «функциональную ассимиляцию», при которой организм усваивает именно те элементы внешней среды, которые способствуют приспособлению к ней. Сознание он характеризовал как «психологический эпифеномен»; его антропология отмечена механистическим редукционизмом. Социологические воззрения Л.Д. базируются на представлении о борьбе и равновесии двух начал, воздействующих на человека: эгоизма как чисто биологического элемента, который постоянно сохраняется в человеке, и альтруизма, который искусственно создается в рамках социальной организации. Будучи сторонником атеизма, Л.Д. тем не менее высказывался против распространения безверия среди широких масс.
Соч.: Что такое наука и ее методы? СПб., 1908; Основные начала биологии. СПб., 1910; Атеизм. М., 1930; Théorie nouvelle de la vie. P., 1896; Le déterminisme biologique et la personnalité consciente. P., 1897; Les lois naturelles. P., 1904; Elé- ments de philosophie biologique. P., 1908; L’égoisme seule base de toute société. P., 1916; Le problème de la mort et la connaissance universelle. P., 1917. B.H. Кузнецов