ЛАВЕЛЬ ЛУИ
Источник: Атеистический словарь
род. 15 июля 1883 - ум. 1 сент. 1951, Паррак, юго-за,падная Франция) - франц. философ; с 1941 - профессор в Коллеж де Франс. Исходным пунктом для него были учения Мэн де Бирана, Лейбница и Шеллинга; близко стоял к неотомизму. Из бытия, которое в сущности есть Бог, вытекают все способы участия в нем; существование есть чистая возможность - и именно возможность участия в бытии; действительность есть бытие данного существования, она - явление и объект. Этим трем осн. онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал. Осн. произв.: "De l&etre", 1927; "La dialectique de l&eternel present", 1927 - 1945; "La presence totale", 1934; "De l&acte", 1937; "La parole et l&ecriture", 1942; "La philosophic francaise entre les deux guerres", 1942; "Du temps et de reternite", 1945; "Introduction a L&ontologie", 1947; "Les puissances du moi", 1948; "De l&дme humaine", 1951; "Tratte des valeurs", 1951-1955.
Источник: Философский энциклопедический словарь
J. Ecole. La métaphysique de l’être dans la philos. De L. Paris, 1957 (Bibi.); C. D’Anival. Une doctrine de la présence spirituelle: La philos, de L. Paris, 1967.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(15 марта 1883 – 1 сент. 1951) – франц. философ-спиритуалист, один из основоположников т.н. философии духа. Осн. принципом философии Л. считает категорию бытия, якобы находящегося "выше классического противоречия между объектом и субъектом" ("La dialectique du monde sensible", Sras., 1921, p. X). Бытие, по Л., есть чистый "акт", оно идентично понятию "дух" и образует полноту и цельность опыта. "... Чистое бытие абсолютно чуждо материи..." (там же, р. 4). "Источником и сущности и существования является бог" ("De l´Acte", P., 1937, p. 107, 108). Преодолевая эмпиричность природы, человек через свою "духовную интимность" участвует (participe) в "свободном чистом и бесконечном акте", т.е. в бытии бога. Попытки Л. разрешить противоречие между сознанием и бытием, сущностью и существованием, природой и свободой, как и его концепция человека, "расцветающего в ясном мире божественного присутствия", близки иррационализму и мистицизму христианского экзистенциализма. Соч.: Le pr?sence totale, ? , 1934, Le moi et son destin, P., 1936, La philosophie francaise entre les deux guerres, P., 1942, Du temps et de l´?ternit?, P., 1945, La dialectique de l´?ternel pr?sent. De l´?tre, nouv. ?d., P., 1947, De l´acte, P., 1951, Introduction ? l´ontologie, P., 1947, De l´?me humaine, P., 1951, Notes sur le sujet..., "Giornale di metafisica", 1955, maggio-giugno, No 3, De l´intimit? spirituelle, P., [1955 ], Trait? des valeurs, t 1–2, P., 1951–55, Morale et religion (Chroniques philosophiques, t. 1), P., 1960, Manuel de m?thodologie dialectique, P., 1962. Лит. Попович M. В., Похiд проти розуму, К., 1960, Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, "Giornale di Metafisica", 1952, 15 luglio – agosto, No 4, ?соle J., La m?taphysique de l´?tre dans la philosophie de L. L., Louvain – P., 1957, Lacroix J., Consentement et cr?ation, "?tudes Philosophiques", 1957, No 4, Davy G., L. Lavelle, там же, 1957, No 4, 1958, No 1, Forest ?., Lavelle et Malebranche, там же, 1958, No 1, Sсiaссa M. F., Souvenir de L. Lavelle, там же, Piersol W., La valeur dans la philosophie de L. L. (Th?se), [Lyon, 1959 ], Levert P., L´?tre et le r?el d´apr?s la philosophie de L. L., "?tudes Philosophique", 1960, No 2. T. Сахарова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Общая идея философии Лавеля — возрождение философии на основе реабилитации докантовской метафизики как учения о глубинных основах и источниках бытия, которые он усматривает в духе. Дух определяется им как «единственная деятельность в полном смысле этого слова», как активное и независимое начало и как «самосознание, способное постичь себя в процессе собственной деятельности» (La philosophie francaise entre les deux guerres. P., 1942, pp.268—269).
Философия духа мыслится как всеохватывающая система, призванная объяснить и описать все сферы его деятельности, от низших до высших. Она подразделяется на теоретическую и практическую. Методом философии духа выступает диалектика, которая рассматривается как путь, посредством которого индивид, поднявшись над цепью причинно-следственных связей мира феноменов, погружается в сердце бытия и непосредственно познает его смысл. Ее этапами выступают рефлексия, назначение которой состоит в приведении человека к единому источнику всего сущего — Богу, и анализ, постигающий воплощение мысли в существовании, в частности в материальном мире. Открытие — механизм осуществления познания. Сознание интенционально, т. е. оно направлено на данность, материальный мир. Однако истинное познание должно быть направлено не столько на материальный мир, сколько на порождающую его духовную причину. Это дело интуиции, выступающей в качестве первоначального и фундаментального онтологического опыта.
Одно из важнейших понятий его философии духа — понятие бытия, которое определяется как нераздельное единство субъекта и объекта, открывающееся человеку в иррациональном «чистом опыте». Единое и универсальное Бытие, по Лавелю, — это бесконечно развивающиеся возможности, постоянное саморазвитие и самопорождение, выражаемое в понятии акта. Взаимодействие индивидуального Я с универсальным Бытием рассматривается как партиципация: Бог творит ex nihilo, так как он творит духовную сущность человека, призывая человека к соучастию и предоставляя человеку условия для реализации какой-либо из бесконечного числа возможностей.
В рамках практической философии Лавель создает аксиологию как учение о ценности, благе и идеале, а также этику как учение о взаимосвязи человека с окружающим его миром, выделяя несколько уровней в этом взаимоотношении (Я—Я, Я—Другой, Я—Бог). Здесь ощутимо влияние экзистенциализма: бытие индивидуальной личности Лавель характеризует как экзистенцию, определяя ее как становящееся, изменчивое бытие, находящееся в ситуации постоянного выбора. Важнейшие черты личности — деятельный, активный ее характер и свобода. Свобода для философа является той сферой человеческого духа, которая, позволяя человеку соприкасаться с Богом, вместе с тем замыкает его во внутреннем мире: человек должен принять внешние условия, посылаемые ему судьбой, и, повернувшись лицом к Богу, стать внутренне свободным.
Соч.: De Г Etre. Р., 1928; De Г Acte. P., 1937; Manuel de methodologie dialectique. P., 1962; Morale et religion. P., 1960; La Presence totale. P., 1934; Traite des valeurs, т. 1-2. P., 1951-1955. Лит.: Федорова M. M. Метафизика бытия Лавеля. — В кн.: Человек, общество, познание (историко-философские очерки). М., 1981; GrassoP. Lavelle. Brescia, 1949.
M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия
Соч.: De l’Etre. P., 1928; La Présence totale. P., 1934; De l’Acte. P., 1938; Traité des valeurs. V. 1–2. P., 1951–1955; Morale et religion. P., 1960; Manuel de méthodologie dialectique. P., 1962; Panorama des doctrines philosophiques. P., 1967. Лит.: Федорова, M.M. Метафизика бытия Луи Лавеля // Человек, общество, познание (историко-философские очерки). М., 1981; Grasso, Р. Lavelle. Brescia, 1949; Hardy, G. La vocation de la liberté chez Louis Lavelle. Louvain, 1968; Reymond, Ch. Autrui dans la dialectique de l’éternel présent de Louis Lavelle. P., 1972; Louis Lavelle. Actes de colloque international d’Agen. 1985. 27–28 sept. Agen, 1987. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.