ЛАВДЖОЙ АРТУР ОНКЕН
Источник: Философский энциклопедический словарь
1873 -1962) - амер. философ и историк идей. Учился в Калифорнийском и Гарвардском ун-тах, в 1910-38 - проф. ун-та Джона Гопкинса. В своей главной философской работе "Мятеж против дуализма" (The Revolt Against Dualism. La Salle, III., 1930) Л. защищает эпистемологический дуализм против различных форм монизма. Его аргументы основаны на том, что дуалистический реализм настолько естественен для любого человека, что он неявно содержится даже во взглядах критикующих его монистов. В критически проясненной и очищенной от ложных толкований форме он предстает наиболее адекватной философской позицией. Л. известен также своей пропагандой в США истории идей. Он был инициатором и первым редактором журнала Journal of the History of Ideas. Сам он исследовал историческое развитие таких идейных комплексов, как эволюционизм, романтизм, натурализм и т.п. Наиболее известной его работой в этой области является история идеи "великой цепи бытия", которую он проследил от Платона до Нового времени (The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Cambridge, Mass., 1936).
Источник: Современная западная философия: словарь
10 октября 1873, Берлин —12 декабря 1962) — американский философ и историк идей. Получил степень бакалавра в Калифорнийском университете (1895), учился в Гарвардском и Пенсильванском университетах. Преподавал в различных университетах — Стенфордском (1899—1901), Вашингтонском, Миссури, Джона Гопкинса (1910—38). Президент Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1920 примыкал к группе критических реалистов. Предложил собственную версию «темпоралистического реализма», согласно которой познавательное отношение субъекта и объекта опосредовано ментальными образами; каузально обусловленные внешним миром, они являются эмердженциями. В акте познания физические вещи и их образы имеют разную пространственную локализацию и разорваны во времени. Поэтому всякое знание внешнего мира является репрезентативным. В книге «Восстание против дуализма» (The Revolt Against Dualism, 1930) Лавджой доказывал неустранимость психофизического и субъект-объектного дуализма. Лавджой занимался проблематикой философской историографии как истории идей, был основателем «The Journal of the History of Ideas». В книге «Великая цепь бытия: исследование истории идеи» (The Great Chain of Being: The Study of the History of an Idea, 1936) развивал мысль о том, что идея, однажды родившись, порождает новые смыслы, а развертывание идей образует «великую цепь бытия», связывающую движение культуры. Поэтому историю философии следует изображать как историю не систем, а трансформации смысла идей.
Соч.: Bergson and Romantic Evolutionism. Berk., 1914; Essays in the History of Ideas. Bait., 1948; Reflections on Human Nature. Bait., 1961; The Reason, the Understanding and Time. Bait., 1961; The Thirteen Pragmatisms and Other Essays. Bait., 1963. Лит.: ReckA. J. The Philosophy of A. 0. Lovejoy (1873—1962). - «The Review of metaphysics», 1963, v. XVII, № 2, Dec., p. 257-285.
H. С. Юлина
Источник: Новая философская энциклопедия
(10 окт. 1873 – 30 дек. 1962) – амер. философ, представитель критического реализма. Проф. философии Вашингтонского (1901–1908), Миссурийского (1908–10) ун-тов и ун-та Джона Хопкинса в Балтиморе (1910–38). Президент Американской философской ассоциации (1916–1917), Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1940 – основатель и ред. журн. "Journal of the History of Ideas" ("Журнал истории идей"). Важнейшие работы – по истории философии, понимавшейся им как "историография идей": методом ее Л. считал выделение "идей-единиц" (unit-ideas), т.е. филос. категорий, специфич. филос. теорий, свящ. формул и т.д., и исследование их проникновения в различные области идейной жизни (см. "Essays in the history of ideas", Balt., 1948, p. 10). Филос. взгляды Л. – т.н. "темпоралистический реализм", к-рый является попыткой защитить реальность качеств. разнообразия в мире. С этих позиций он критикует аргументацию субъективного идеализма, к-рый, изгоняя из мира реальное изменение, смешивает "восприятие последовательности с последовательностью восприятий", и рационализма, выдающего за очевидный закон тезис о том, что "в следствии не может быть ничего такого, чего бы не было в причине" (Коэн М. Р., Американская мысль, М., 1958, с. 346). Л. – сторонник теории эмерджентной эволюции (см. "The meaning of„emergence and its modes“" в журн. "J. Philos. Stud.", 1927, v. 2, No 6, p. 176, 177). Он критикует прагматизм (гл. обр. – прагматизм Дьюи) за отождествление реальности и опыта и неореализм за признание имманентности объекта субъекту в акте познания. Свои взгляды он считает дуалистическими в том смысле, что данные опыта не тождественны объективной реальности и не совпадают с нею. Л. признает независимые от субъекта "физические существования", находящиеся в процессе постоянного изменения. Однако, признавая, что познанию доступны только "данные познания", т.е. психич. образования, но не "физические существования", Л. утверждает, что во всей познавательной деятельности человек имеет дело только с понятиями, реальное содержание к-рых лежит по ту сторону опыта. Тем самым, отрывая образ от его объекта, Л. остается на позиции агностицизма и идеализма (см. Pragmatism versus the pragmatist, в сб:. Essays in critical realism, 1920, new ed., 1941). Сам Л. утверждает, что он занимает позицию между идеализмом и неореализмом. Соч.: A temporalistic realism, в кн.: Contemporary American philosophy, v. 2, ?. ?., 1930, The revolt against dualism, L., 1930, The great chain of being, Camb. (Mass.), 1936. Лит. Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.–Л., 1936, с. 174–80, Коэн М. Р., Амер. мысль, пер. с англ., М., 1958, с. 303, 337–38, Боднар Ян, О совр. философии США, М., 1959, с. 145–47.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.