ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Истоки филос. мысли латышей уходят в устное нар. творчество; наивный материализм и стихийная диалектика проявляются в истолковании народом явлений природы; идея труда пронизывает принципы нар. морали, представления о красоте. В фольклоре нашли выражения и классовые противоречия, ненависть латышского народа к нем. захватчикам, в течение ряда веков угнетавших народы Прибалтики. Присоединение Прибалтики к России (завершено в 18 в.) спасло латышей от угрозы поглощения их нем. милитаристским гос-вом и дало им возможность развивать нац. культуру в условиях благотворного влияния демократич. культуры рус. народа. В конце 18 в. в Латвии появились идейные последователи Вольтера, Монтескье, Руссо и Радищева. Наиболее значительным из них был Меркель, оказавший большое влияние на обществ. мысль и лит-ру латыш. народа. В 50–60-х гг. 19 в. среди латыш. интеллигенции получили распространение произведения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Нек-рые передовые деятели 60-х гг. были тесно связаны с рус. революционерами. К ним в первую очередь относится Баллод – материалист, атеист, активный деятель революц. движения. В конце 50 – нач. 60-х гг. 19 в. возникло бурж. национально-либеральное младолатышское "движение", направленное против феод. привилегий нем. баронов. Несмотря на то, что, по мнению "младолатышей", только реформы и просвещение избавят народ от тяжелого гнета, движение это было прогрессивным. "Младолатыши" выступали за развитие латыш. культуры, за просвещение народа. Представители "младолатышей" Алунан и Биезбардис пропагандировали материалистич. взгляды на природу, боролись против религии, доказывали, что мир познаваем и т.д. В последней четверти 19 в. по мере роста рабочего движения латыш. буржуазия теряет связи с народом и становится на узкоклассовые позиции. В это время наиболее крупным латышским бурж. философом был Я. Осис – ученик и последователь Тейхмюллера. Передовую философию Латвии этого времени представляли писатели-демократы, выдвинувшиеся из народа (напр., поэт Вейденбаум). В нач. 90-х гг. в Латвии образовалось т.н. "Новое течение" ("Яуна страва"), объединившее прогрессивную интеллигенцию. Идейным центром "Нового течения" стала легальная газ. "Dienas Lapa" ("Ежедневный листок", 1886–97), к-рая публиковала статьи о диалектич. и историч. материализме, перепечатывала и излагала отд. работы Маркса и Энгельса. Газета пропагандировала реализм в лит-ре и иск-ве, материализм в естеств. науках, критиковала идеалистич. и реакц. воззрения бурж. писателей, боролась с поповщиной. Райнис, Стучка, Розинь, Янсон-Браун, составлявшие ядро "Нового течения", распространяли идеи марксистской философии и науч. социализма среди трудящихся. В 90-х гг. в Латвии возникли первые нелегальные марксистские кружки рабочих и учащихся. Большое значение для развития революц. орг-ций и распространения марксизма в Латвии имел приезд в Ригу Ленина (весна 1900). В 1904 была создана марксистская латышская с.-д. рабочая партия (ЛСДРП), ставшая вместе с рижской орг-цией РСДРП руководителем и организатором рабочего класса и трудящихся Латвии. Органом партии стала газ. "Cina" ("Zihna", 1904), издающаяся до сих пор. Как отмечал Ленин, во время революции 1905–07 латыш. пролетариат и его партия занимали "...одно из первых, наиболее важных мест в борьбе против самодержавия и всех сил старого строя" (Соч., т. 16, с. 235). В период революции был издан на латыш. языке ряд произведений Маркса, Энгельса, Ленина и др. марксистов. После поражения революции сторонники философии марксизма в Латвии, отбивая наступление реакции, боролись за чистоту марксистской теории. Статьи газ. "Cina" в 1908–09 разоблачили пропаганду мистицизма и бурж. индивидуализма как средство, имевшее целью отвести массы от революц. пути. В этот период большую роль сыграли работы Райниса, Стучки и Янсона-Брауна. Живой отклик нашла в Латвии книга Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Своими выступлениями на II (1907) и IV (1914) съездах социал-демократов Латышского края, статьей "Юбилейному номеру "Zihna"", 1910 (см. тамже, с. 235–38) Ленин содействовал сплочению марксистских сил в Латвии, повышению интереса к теории в рядах латыш. социал-демократии. В годы 1-й мировой войны Стучка, Розинь и др. латыш. марксисты пропагандировали идеи интернационализма, боролись с шовинизмом. В период подготовки и проведения Октябрьской революции внимание латыш. марксистов было направлено на пропаганду и осуществление ленинского плана перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую (работы Стучки, Розиня, Дауге, Р. Пельше и др.). Несмотря на то, что Сов. власть в Латвии была подавлена силами междунар. империализма, идеи марксизма-ленинизма остались жить в сознании трудящихся масс. Пришедшая к власти латыш. буржуазия развернула широкое наступление на идеологич. фронте; она распространяла идеи шовинизма и религ. идеологию. Находившаяся на нелегальном положении компартия Латвии сплачивала демократич. силы в единый нар. фронт, организовывала получение и изучение марксистской лит-ры, давала решит. отпор бурж. идеологии. После вступления Латвии в СССР (1940) стала широко изучаться и пропагандироваться марксистско-ленинская философия. Во время оккупации Латвии фашистскими захватчиками снова возродилась пропаганда реакц. философии. В послевоен. период, когда латыш. народ развернул под руководством компартии работу по восстановлению нар. х-ва, по построению социализма, в Латвии стала вестись активная работа по преодолению и искоренению реакц.-идеалистич. пережитков в философии, науке, лит-ре, иск-ве, по атеистич. воспитанию трудящихся. Был создан сектор философии в Академии наук и кафедра философии при Лат. гос. ун-те. В Латвии началось систематич. изучение истории развития обществ.-филос. и естеств.-науч. мысли, а также нек-рых проблем диалектич. и историч. материализма. Ведутся конкретные социологич. исследования. Изданы на латыш. яз. собр. соч. В. И. Ленина, осн. работы Маркса и Энгельса. Опубликованы произведения Ю. Алунана "Избранное" (J. Alunans, Izlase, 1956); Э. Вейденбайма "Собр. соч." на латыш. яз. (W. Veidenbaums, Kopoti raksti. sej. 1–2, 1961), "Избранное" на рус. яз. (1953); Г. Меркеля "Латыши..." (G. Merkelis, Latvie?i, sevi?ki Vidzeme..., 1953); Я. Райниса "Полн. собр. соч." (J. Rainis, Kopoti raksti, sej. 1–14, 1947–51), и на рус. яз. – Собр. соч., т. 1–3, 1954; издано "Литературное наследство" Райниса ("Literarais mantojums", т. 1–2, 1957–1961), создан ряд исследований о творчестве выдающихся латыш. мыслителей: П. И. Валескалн, Революционный демократ П. Д. Баллод, 1957, на рус. яз., и дополн. изд. на латыш. яз. (P. Valeskalns, Revolucionarais demokrats Peteris Balodis, 1961); П. Дауге, Жизнь и деятельность П. Стучки (P. Dauge, P. Stu?kas dz?ve un darbs, 1958); К. Краулин, Жизнь и деятельность Я. Райниса (К. Kraulin?, J. Raina dz?ve un darb?ba, 1953); К. Краулин, Андрей Упит (К. Krauln?, Andrejs Up?ts, 1963); "Латыш. революц. деятели", Сб., 1958; В. Самсон, Обществ.-филос, взгляды Яна Райниса, в журн. "Коммунист Сов. Латвии", 1955, No 9; Э. Сокол, Райнис (Е. Sokols, Rainis, 1962); M. H. Сочнев, Каспар Биезбардис, жизнь и мировоззрение (М. So?nevs, Kaspars Biezbardis, dz?ve un pasaules uzskats, 1963); В. Штейнберг и А. Вилсон, Жизнь Я. Янсона-Брауна (V. ?teinbergs un A. Vilsons, J. Jansona-Brauna dz?ve, 1957); В. Штейнберг, ?. Розинь – пионер марксистской философии в Латвии (V. ?teinbergs, F. Rozin? – marksistisk?s filozofijas celmlauzis Latvij?, 1960). Лит.: Hаан Г. и Самсон В., Передовая обществ. и филос. мысль у народов Прибалтики в XIX веке, "Большевик Сов. Латвии", 1948, No 9; История Латвийской ССР, т. 1–3, Рига, 1952–58; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 826–56; История философии, т. 2, 4, М., 1957–59 (т. 1, с. 424–26, т. 4, с. 268–77); О характере младолатышского движения и о дискуссии по этому вопросу, "Коммунист Сов. Латвии", 1960, No 1. П. Валескалн. Рига.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.