В древнегреческой мифологии лапифы (лат. lapiths) – полумифическое-полуисторическое племя, многочисленные представители которого встречаются в разных мифах, а также в «Илиаде». Они жили в северной части Фессалии, а также на Пелионе, откуда были прогнаны кентавры, Оссе, Пинде (в ущелье которого наяда Креуза произвела на свет, с богом реки Пенея, Гипсея, царя лапифов), в долине Пенея, окрестностях Олимпа и т. д. Вне Фессалии с именем лапифов связаны города и области: Олен, Элида (куда переселился Форбас, сын Лапифа), Книд, Тодос, Феней, Малея. Связь этого племени с географическими именами, а также широкое его распространение, указывают на то, что лапифы были не просто великанами, произведенными народной фантазией, но отчасти историческим племенем, игравшим значительную роль в росте ранней эллинской культуры.
В историческое время Кипселиды в Коринфе и Пирифоиды в Аттике вели свое происхождение от эпонимов-родоначальников из лапифского племени. Из отдельных лапифов особенно выдающуюся роль играют в мифологических сказаниях: Пирифой, на свадьбе которого кентавр Эвритион, опьяненный вином, задумал посягнуть на честь невесты, Гипподамии (происшедшая вследствие того битва прекрасно описана у Овидия («Метаморфозы», XII, 210 и сл.); греческие художники часто изображали ее в своих произведениях, стараясь выразить этим идею победы греческой культуры над грубым варварством); Иксион, которого Зевс привязал в аду к колесу, обвитому змеями, за то, что он дерзнул распространить слух о связи своей с Герой; Кайней, участвовавший в калидонской охоте и походе аргонавтов; Лапиф, сын Аполлона и Стильбы; Полипойт, сын Пирифойя, который повел лапифов под Трою. Н. Обнорский.