ЛАНСКАЯ ШКОЛА

Найдено 1 определение
ЛАНСКАЯ ШКОЛА
епископальная школа моральной философии, разрабатывала этические идеи в рамках созерцательной философии, или doctrina sacra, придерживаясь в основном августинианских идей. Возникла в 11 в. в г. Лане в момент расцвета светских школ во Франции; в ее стенах учились не только люди, посвятившие себя служению церкви, но и миряне. Термин «клирик» в то время превращался в синоним образованного человека. Во главе школи стоял Ансельм Ланский, ученик Ансельма Кентерберийского; учениками Ансельма Ланского были Гильом из Шампо (державший школу в Париже и основавший СенВикторскую обитель — знаменитую школу мистического реализма, ярчайшим представителем к-рой был Гуго Сен-Викторский), логик Альберик Реймсский, выступавший против концептуализма и номинализма, и Лотульф Ломбардский — последние являлись оппонентами на Суассонском соборе 1121 Пьера Абеляра, к-рый стал учеником Л.ш. в 34-летнем возрасте, будучи известным магистром. Личные связи сближали с Л.ш. Бернарда Клервоского. Учеником Гильома из Шампо по Л.ш. был Манегольд Лаугенбахский. Школа представляла две традиции обучения: следование авторитету и свободное исследование. Чтение текстов, комментарий учителя, записываемый аудиторией, чередовались со свободными дискуссиями, где учитель и ученик могли померяться силами. Ансельм Ланский был автором книги «Вопросов», или «Сентенций», в к-рых сопоставлялись противоположные утверждения, обнаруженные в Священном Писании, относительно принципов веры. Сама техника вопрошания становилась неотъемлемым элементом обучения, проходившего в форме диспута. Сопоставление антитетических суждений нашло ярчайшее воплощение в работе Абеляра «Да и Нет», к-рый в этом случае продолжил дело Ансельма Ланского. Атмосфера Л.ш. дала возможность Абеляру впервые предложить истолкование теологических текстов («наиболее темных мест пророчества Иезекииля») на основании разума, что положило начало не только рациональной теологии, но и выделению теологии и этики как особых дисциплин. Это не только позволило сравнить два метода преподавания, но и вызвало серьезные дисциплинарные порицания Абеляра за обучение теологии без церковной лицензии. Абеляр дал нелестные характеристики всем упомянутым представителям этой школы, поскольку не разделял ее основных этических положений, хотя все магистры школы разрабатывали существенную и для Абеляра идею интенции, понимая ее, однако, не в интсллектуалистском смысле. Ансельма Ланского он представил блестящим оратором, речь к-рого «была крайне бедна содержанием и лишена мысли». Гильома из Шампо обвинил в бесчестии, Альберика и Лотульфа называл врагами. Но эти характеристики суть свидетельство различности позиций. Они не могут умалить достижений школы, поставившей перед собой цель переопределения важнейших христианских этических категорий («грех», «порок», «вина», «совесть», «сознание») не для монашеского употребления, а для мирянина.
В «Диалоге между Христианином и Иудеем о католической вере» Гильома из Шампо обсуждаются главные этико-теологические темы: «вера», «таинство», «милосердие». Вера, как полагает Гильом, исключает рациональные доказательства, т.к. только в этом случае она может быть вознаграждена. Единственным доказательством истинности свидетельства может быть авторитет Священного Писания. Потому доказательства основываются на примерах. Отстаивая идею полного подчинения человека Богу (в отличие от Абеляра термин «субъект» в «Диалоге» не несет отметки творческого начала), Гильом строит повествование в жанре строгой дидактики, требующей не понимания, а усвоения и запоминания правил, показывая образцы мнемотехники (в частности, повторов). По Гильому, Бог сотворил мир благим. Потому зло не субстанциально. Оно - ничто, отсутствие блага. Мораль, по Гильому, есть там, где существует закон; это пояснялось понятными профану примерами, к-рые фактически замещали доказательство. Все сущее в мире, оцененное с т.з. этики, имеет, по Гильому, трехчастное деление: добро, зло, срединные состояния. Добро — это «высочайшая божественная любовь», Бог есть Любовь; от обладания ею зависит благо человека. Высшее зло, в отличие от общеизвестной трактовки, есть не ненависть к Богу, а сама божественная ненависть. Подобная трактовка зла Гильомом позволяет усомниться в извечной божественной благости. Признав ее, можно предположить в Боге отсутствие субстанциального блага. К срединным состояниям у Гильома относятся богатство, телесная красота, телесная крепость и т.п. — то, что по естественной сущности есть благо, но по воле потребителей может быть повернуто и во благо, и во зло. Цель дарованной Богом свободной воли — различать добро и зло. Цель дарованного Богом рационального постижения (rationalis intellectus) — оценить нечто как зло или благо с помощью способности суждения через процедуры осуждения-избрания.
В трактате Манегольда Лаутенбахского «Против ереси кельнского схоластика Вольфельма» отстаивается учение Августина о приоритете воли над разумом.
В произведении 11 в. «О вере, милосердии и таинствах», к-рый, возможно, принадлежит Манегольду и к-рый посвящен его учителю Гильому, ставился акцент на внутренних побуждениях греха, дается определение естественного закона как закона любви к Богу. Перечисляются три способа прегрешения (внушение, удовольствие, согласие на грех) и три способа преодоления греха (покаяние, исповедь, искупление). Для покаяния важно не осознанное, умное раскаяние, как у Абеляра, а сердечное. Всех учеников Л.ш. объединяет оперирование одними и теми же примерами: о двух желающих строить храм, один из к-рых исполнил желаемое, а другой нет по не зависящим от него причинам, что не позволяет превратить доброе намерение в зло-деяние; о женщине, в беспамятстве задушившей дитя, и пр. Единые примеры и темы, создание единой терминологии и ее экспликации - свидетельство именно школы со строго определенными рецептами научения и исследовательскими разработками. Лит: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Худ. лит-ра, 1959; Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Канон, 1996; Blomme R. La doctrine du рёспё dans les ecoles theologiques de la premiere moitie du XII siecle. Louvain, 1958; Lottin O. Psychologie et moral aux XII et XIII siecle. III. Louvain, 1949; Ueberweg F. Grundrifl der Geschichte der Philosophic B.II. Die patristische und scholastische philosophie. Hrsgb. B.Geyer. Basel, 1967. С. С. Неретина

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001