ЛАНГЕ Фридрих Альберт

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЛАНГЕ (Lange) Фридрих Альберт
род. 28 сент. 1828, Вальд, близ Золингена - ум. 21 нояб. 1875, Марбург) - нем. философ; профессор с 1873; представитель марбургской школы; подвергся политическому преследованию за соч. "Die Arbeitfrage" (1865; рус. пер. "Рабочий вопрос", СПБ, 1895); получил известность своей книгой "Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart" (2 Bde., 1866; рус. пер. "История материализма", СПБ, 1881 - 1883). В ней он стремился представить материализм как единственно обоснованный метод естественных наук, в то же время на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. Ибо метафизика, по Ланге, возможна лишь как поэзия понятий, но не как наука. Человек, во всяком случае, нуждается в дополнении материальной действительности им самим создаваемым идеальным миром, который Ланге понимал как ядро религии, являясь в этом отношении сторонником шиллеровского этического энтузиазма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАНГЕ Фридрих Альберт
философ; p. 28. 9. 1828 (Вальд, близ Золингена) — ум. 21. И. 1875 (Марбург), будучи профессором (с 1873); представитель марбургской школы; подвергся политическому преследованию за сочинение «Die Arbeitffage» (1865, 1910; рус. пер.: Рабочий вопрос, 1895); получил известность своей книгой «Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart» (2 Bde., 1866, 1926; рус. пер.: История материализма и критика его значения в настоящее время, 1881—1883); в ней он стремился представить материализм как единственно обоснованный метод естественной науки, в то же время на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. Ибо метафизика, по Ланге, возможна лишь как поэзия понятий, а не как наука. Но человек, во всяком случае, нуждается в дополнении материальной действительности им самим создаваемым идеальным миром, который Ланге понимает как ядро религии, являясь в этом отношении сторонником шиллеровского этического энтузиазма. Осн. соч.: Die Arbeiterfrage, 1865; Geschuchte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, I—II, 1866; Über Politik und Philosophie. Briefe und Leitartikel, 1862—1875, изд. 1968. — Библиография: W. Ring. Verzeichnis des wissenschaftlichen Nachlasses von F. A. Lange., 1929.
H. Vaihinger. E. v. Hartmann, Dühring u. L., 1876; S. H. Braun. L. als Sozialökonom, 1884; О. A. Ellissen. L., 1891; H. Ortler. Recht u. Unrecht des Materialismus nach F. A. L., 1913; E. Becher. Dt. Philosophen, 1929; G. Lehmann. Gesch. der Philos., IX, 1953; J. H. Knoll, H. J. Schoeps (Hg.). F. A. L., Leben u. Werk, 1975 (mit Bibi.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАНГЕ Фридрих Альберт
Lange), (28 сент. 1828 – 21 нояб. 1875) – нем. философ-неокантианец и экономист. Проф. философии Цюрихского (с 1870) и Марбургского (с 1872) ун-тов. Будучи одним из инициаторов лозунга "назад к Канту", Л. критиковал материалистич. элементы философии Канта и считал, что "вещь в себе" является продуктом нашего разума, "предельным понятием". Внешний мир и разум, по Л., – непознаваемые феномены, в силу чего он считал религ. веру выше рационального познания. Л. использовал учение И. Мюллера о специфич. энергии органов чувств для обоснования "Физиологического идеализма". Активно борясь против филос. материализма, Л. отвергал его как "метафизику". С этих позиций написан его получивший большое распространение гл. труд "История материализма и критика его значения в настоящее время" ("Geschichte des Materialismus...", Bd 1–2, 1866, 10 Aufl., 1921, рус. пер. т. 1–2, 1881–83, 2 изд., 1899–1900), дающий извращенную историю материализма. Не понимая диалектики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 239), Л. отождествлял законы общества с законами биологии; пытался внести идеологию неокантианства в нем. рабочее движение. В антимарксистском соч. "Рабочий вопрос в его значении для современности и будущего" ("Die Arbeiterfrage...", 1865) Л. выступил как бурж. либерал. Он проповедовал классовый мир, считая, что не классовая борьба, а моральные идеалы устранят антагонизм между буржуазией и пролетариатом. Соч.: Logische Studien, 2 Aufl., Iserlohn, 1894. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933, с. 279; его же, [Письмо ] Ф. Энгельсу, от 7 мая 1865 г., там же, т. 23, М.–Л., 1930, с. 281; его же, [Письмо ] Л. Кугельману, 5 дек. 1868 г., там же, т. 25, [М.–Л. ], 1934, с. 544; его же, [Письмо ] дочери, 31 мая 1870 г., там же, т. 26, [M.–Л. ], 1935, с. 53–54; Энгельс Ф., [Письмо ] К. Марксу, 11 марта 1865 г., там же, т. 23, М.–Л., 1930, с. 265; его же, [Письмо ] А. Ланге, 29 марта 1865 г., там же, т. 25, [М.–Л. ], 1934, с. 449–52; Ленин В. И., Соч., 4 изд., Справочный том, ч. 2, с. 212; Ситковский Е., Неокантианство, в сб.: Из истории философии XIX в., М., 1933, с. 219–26; Ellissen O. A., F. A. Lange, Lpz., 1891. Б. Пфо. ГДР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.