ЛАМБЕРТ Иоганн Генрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих
род. 26 авг. 1728, Мюльхаузен - ум. 25 сент. 1777, Берлин) - нем. философ, физик, астроном и математик. Наиболее значительный из предшественников Канта в области критики познания и в области космологии; находился в переписке с Кантом, очень ценившим его. Осн. философские произв.: "Neues Organen oder Gedanken ьber die Erforschung und Bezeichnung des Wahren", 2 Bde., 1764; "Kosmologische Briefe", 1761; "Architektonik", 1771.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАМБЕРТ Иоганн Генрих
философ, физик, астроном и математик; р. 26. 8. 1728 (Мюльхаузен) — ум. 25. 9. 1777 (Берлин); наиболее значительный из предшественников Канта в области критики познания и в области космологии; находился в переписке с Кантом, очень ценившим его. Осн. соч.: Cosmologische Briefe über die Einrichtung des Weltbaues, 1761, 1979; Neues Organon oder
Gedanken über die Erforschung und Bezeichnung des Wahren und dessen Unterscheidung vom Irrthum und Schein, I—II, 1764, 1965; Anlage zur Architektonik, oder Theorie des Einfachen und des Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkentniss, I— II, 1771, 1965; Mathematische Werke I—II, 1946— 1948; Philosophische Schriften I—X, 1965—1968.
O. Baensch. J. H. L.s Philos. u. seine Stellung zu Kant, 1902, 1977; M. E. Eisenring. J. H. L. u. die wiss. Philos. der Gegenwart, 1924; F. Löwenhaupt. J. H. L., Leistung u. Leben, 1943; M. Steck. Schriften zur Perspektive, 1943 (mit Bibi.); M. Dello Preite. L’imagine scientifica del mondo di J. H. L. Rationalité ed esperienza. Bari, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАМБЕРТ Иоганн Генрих
26 августа 1728, Мюльхпузен — 25 сентября 1777, Берлин) — немецкий философ, логик, математик, физик и астроном. Активно переписывался с Кантом, высоко ценившим его философские идеи, а также гипотезу о происхождении и устройстве мироздания, изложенную в «Космологических письмах» (Kosmologische Briefe uber die Einrichtung des Weltbaues, 1761). Автор серьезных исследований и самостоятельных открытий в области метеорологии, фотометрии, акустики, геометрии, теории вероятностей ит. д. Будучи последователем логических weu Лейбница, достиг значительных результатов в области анализа языка науки, семиотики и семантики; стал одним из основателей логики классов и отношений, нетрадиционного понимания теории силлогизмов и других новаторских принципов и подходов, предвосхитивших будущие разработки математической логики, ряд идей логического позитивизма и аналитической философии 19—20 вв.
Ламберт явился одним из самых значительных предшественников кантовского критицизма. Усматривая основной недостаток локковского эмпиризма в отсутствии строгих методов и неспособности обосновать возможность всеобщего и необходимого теоретического знания, Ламберт вместе с тем резко критиковал и вольфианскую метафизику за ее чрезмерный логицизм, увлечение абстрактными принципами и формальными дефинициями понятий и т. п. В силу этого, по его мнению, метафизика превратилась в набор темных слов, недостоверных и оторванных от опыта понятий, а потому нуждается в серьезном пересмотре ее оснований и принципов. Рассмотрению этих вопросов был посвящен главный труд Ламберта «Новый Органон» (Neues Organen, Bd. 1—2,1764), ставший одним из первых исторических очерков по логике, теории и методологии научного познания от античности до Нового времени.
Решение проблемы достоверности научной картины мира Ламберт связывал с обнаружением «простого в познании», или «реальных понятий», которые «навязываются» нам самой природой, позволяют «схватывать» вещи «как они есть сами по себе» и выражаются посредством «корневых слов». Последние служат основанием и материалом для построения системы знаний о мире с помощью «понятий отношений», логических правил и грамматических связок, «вспомогательных» слов и знаков искусственного языка и т. д. Совпадение границ и логическое равенство объемов «теории вещей» и «теории знаков» допускает их «взаимозаменимость», возможность их «смешения» и даже «превращения» друг в друга, что и является, согласно Ламберту, необходимым основанием соответствия вещей и понятий, реального мира и его научной картины. В более поздней «Архитектонике...» (Anlage zurArchitectonik, oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Riga, 1771) основанием указанного соответствия оказывается некая «метафизическая истина», которая и служит связующим звеном между действительным и логически мыслимым мирами, причем творцом этих миров, равно как и гарантом совпадения их порядков, объемов и границ в конечном счете выступает Бог.
Наиболее важным достижением Ламберта в области гносеологии стала его теория экспериментального метода, где он на многочисленных примерах из истории науки предложил развернутую типологию и классификацию экспериментов, анализ их видов и структуры, их роли в процессе проверки и уточнения существующих знаний и т. д. В эксперименте Ламберт усматривал наиболее эффективный метод получения достоверного, аподиктического и объективного научного знают: процесс познания начинается с предварительного «вопрошания» природы, с выдвижения гипотезы и осуществляется как поиск ответа с помощью заранее придуманных приемов и процедур, специально созданных приборов или инструментов и т. д. Такого рода эксперименты позволяют «вмешиваться» в естественный ход вещей, а главное, изменять их и подчинять своим целям и задачам. В этих идеях можно найти несомненное сходство с кантонской идеей «коперниканского переворота», однако их значение, как и общее содержание философского наследия Ламберта, выходит далеко за рамки всего лишь «подготовки» критической философии Канта.
Соч.: Philosophische Schriften, hrsg. von H. W. Amdt, Bd. I-IX. Hildesheim, 1968; Texte zur Systematologie und zur Theorie der wissenschaftlichen Erkenntnis. Hamb., 1988; Neues Organon oder Gedanken uber die Erforschung und Bezeichnung des Stiren und dessen Unterscheidung vom Irrtum und Schein, hrsg. v. G. Schenk. B., 1990 (библиогр. и индексы); в рус. пер.: Система мира славного Ламберта, изданная г. Мерианом. СПб., 1797.
Лит.: Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 260—262; Роговой Ю. П. Логические исследования Ламберта. — «Вестник Ленинградского ун-та», 1974, № 17, вып. 4, с. 139— 143; Жучков В. А. Гносеология И. Г. Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. — В кн.: Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996, с. 144—180; Baensch О. l. H. Lamberts Phiolosophie und seine Stellung zu Kant. Tiib.—Lpz., 1902; AmdtH.-W. Der Moglichkeitsbegriff bei Chr. Wiiffund J. H. Lambert. Gott., 1960; Ciafardone R. S. H. Lambert e la fondazione scientifica delia filosofia. Urbino, 1975.
В. А. Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия