ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАМАРК Жан Батист
1744-1829) - франц. естествоиспытатель, создавший первую целостную концепцию развития живой природы. Утверждал, что живые тела, начиная с простейших, возникших из неживого,-способны, приспосабливаясь к среде, целесообразно изменяться и передавать приобретенные изменения по наследству. Считал, что человек произошел путем эволюции высш. обезьян. Л. не выявил гл. факторов развития живого, допуская, что оно направляется «божеств. внутр. целью».

Источник: Атеистический словарь

ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ
(1744—1829) — французский естествоиспытатель, один из первых представителей естественнонаучного материализма в биологии, создатель первого учения об эволюции органического мира («Философия зоологии», 1809). Согласно Л., часто упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются; возникшие изменения передаются по наследству. Эти положения были возведены Л. в ранг универсальных законов эволюции. Убеждение Л. в объективном характере непрерывного процесса совершенствования организмов (трансформизм) и признание им родства организмов внутри любого естественного вида и в рамках органического мира в целом сближает Л. с современными ему натурфилософами. Отвергая телеологию, панпсихизм и теорию врожденных идей, Л. стремился дать биологическим явлениям историческое объяснение на основе представления о взаимодействии организма и среды.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ

род. 1 авг. 1744, Базентен, Пикардия - ум. 18 дек. 1829, Париж) - франц. естествоиспытатель; сначала офицер, с 1793 - профессор зоологии в Ботаническом саду в Париже; автор термина "биология". Главная мысль его теории (ламаркизм), составляющей одну из основ учения о происхождении видов, заключается в следующем: гипотеза о постоянстве видов должна быть отвергнута. Изменение окружающих условий меняет потребности организмов; в ответ на это возникают новые виды деятельности и новые привычки; их действие в свою очередь изменяет организацию рассматриваемого живого существа; приобретенные т. о. изменения передаются благодаря наследованию потомкам (наследуются). Это учение Ламарк применил и к человеку ("Systeme analytique des connaissances positives de l&homme", 1820, - рус. пер. "Анализ сознательной деятельности человека", СПБ, 1899 - 1900); см. Неоламаркизм. Осн. произв.: "Philosophie zoologique" ("Философия зоологии", т. 1-2, М. -Л., 1935 - 1937); "Histoire naturelle des animaux sans vertebres" (1815-1822), где во введении дано четкое изложение "ламаркизма".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАМАРК Жан Батист
французский естествоиспытатель; р. 1.8. 1744 (Базентен, Пикардия) — ум. 18. 12. 1829 (Париж); сначала офицер, с 1793 — профессор зоологии в Ботаническом саду в Париже; автор термина «биология». Основная мысль его теории (ламаркизма), составляющей одну из основ учения о происхождении видов, заключается в следующем: гипотеза о постоянстве видов должна быть отвергнута. Изменение окружающих условий меняет потребности организмов; в ответ на это возникают новые виды деятельности и новые привычки; их действие в свою очередь изменяет организацию рассматриваемого живого существа; приобретенные таким образом изменения передаются благодаря наследованию потомкам (наследуются). Это учение Ламарк применил и к человеку («Système analytique des connaissances positives de l’homme», 1820; рус. пер.: Аналитическая система положительных знаний человека, 1955—1959). Дальнейшее развитие ламаркизма, особенно учения о наследовании приобретенных с помощью привычек свойств, называется неоламаркизмом. Осн. соч.: Philosophie zoologique (2 т., 1809, нем. изд. 1970; рус. пер.: Философия зоологии, т. 1—2, 1935—1937); Histoire naturelle des animaux sans vertèbras (7 T., 1815—1822, 1969). (Ha рус. яз.: Избр. произв., т. 1—2, 1955—1959.)
A. Wagner. Gesch. des Lamarckismus, 1908; F. Kühne. L., 1913; F. Alverdes. Das Lebenswerk L.s, 1929; S. Tsvkulok. L., 1937; R. W. Burkhardt jun. The Spirit of System. L. and Evolutionary Biology. London, 1977 (Bibi.); M. Barthélémy. L. ou le mythe du précurseur. Paris, 1979; Université de Picardie. L. et son temps, L. et notre temps, Colloque internationale, Krin, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ

Жан-Батист де Моне, шевалье де): французски й натуралист (Базантен-Ле-Пти, Сомма, 1744 — Париж, 1829). Отец трансформизма, предложивший теорию, объясняю щую эволюцию. Трудности, которые он встретил, пытаясь классифицировать коллекции низших животных из Музея естественной истории в Париже (где он возглавлял кафедру беспозвоночных животных) и выделить виды, навели его на мысль, что виды не создавались один за другим, но одни происходили из других: трансформировались вместе с изменением окружающей среды, вызывавшим у животных новые привычки; это изменение влекло за собой новые действия, которые, в свою очередь, вызывали изменения в развитии органов. Ламарк поясняет свою теорию примером с жира фом: когда земля иссохла, жирафу приходилось общипывать листву деревьев; чтобы облегчить эту привычку, ноги его вытянулись, а заодно и шея, так что жираф теперь может общипывать листву даже на высоте 6 метров. «Первый закон» Ламарка, изложенный в «Зоологической философии» (1809), гласит: «У каждого животного, не перешагнувшего предел своего развития, частое и последовательное использование какого-либо органа постепенно укрепляет этот орган, развивает его, увеличивает в размерах и придает ему силу, пропорциональную длительности этого использования; тогда как постоянное пренебрегание использованием этого органа незаметно ослабляет его, разрушает и последовательно уменьшает его способности, так что в результате он совсем исчезает». Теория Ламарка строится на двух сомнительных постулатах: 1) использование и неиспользование, в соответствии с которыми потребность создает орган; 2) наследование приобретенных качеств под влиянием условий окружающей среды. См. Дарвинизм.

Источник: Философский словарь

ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ

(26 авг. 1728 – 25 сент. 1777) – нем. философ, математик, физик, астроном и логик. Автор соч. "Фотометрия..." ("Photometria, sive de mensura et gradibus luminis, colorum et umbrae", 1760). В "Космологических письмах..." ("Kosmologische Briefe ?ber die Einrichtung des Weltbaues", 1761) выступил как мыслитель школы Вольфа, опирающийся на естеств.-науч. результаты Ньютона. В переписке с Кантом Л. настаивал на дополнении рационализма Вольфа эмпиризмом Локка. В "Новом Органоне" ("Neues Organon, oder Gedanken ?ber die Erforschung und Bezeichnung des Wahren...", Bd 1–2, 1764) и "Архитектонике..." ("Anlage zur Architektonik oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis", Bd 1–2, 1771), пытаясь систематизировать философию, обратил внимание на важность изучения знаков, выступив как один из предшественников совр. семиотики и логической семантики. Вслед за Лейбницем Л. явился создателем одной из первых логико-математич. концепций, предвосхитивших ряд результатов Буля. Ему фактически были известны процедура разложения логич. выражений на элементарные составляющие (конституенты) и нек-рые др. результаты алгебры логики; им дан логич. анализ строгой дизъюнкции. Развивавшееся Л. исчисление классов включало в себя, помимо символов классов, также и знаки отношений. Л. принадлежит также оригинальное построение обобщенной силлогистики, основанной на квантификации предиката. Соч.: Logische und philosophische Abhandlungen, В., 1782; Briefwechsel..., Bd 1–5, В., [1782–84 ]; Brief des Lambert an K?stnern, "G?ttingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1764, 28 Stueck, 5 M?rz. Лит.: Стяжкин Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей матем. логики, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No3; Baensch О., J. H. L. Philosophie und seine Stellung zu Kant, T?bingen, 1902. Н. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАМАРК Жан Батист
1.8.1744, Базантен, Пикардия - 18.12.1829, Париж), франц. естествоиспытатель, один из первых представителей естеств.-науч. материализма в биологии, создатель первого целостного учения об эволюции органич. мира. Эволюц. идеи Л., в полной мере оцененные только во 2-й пол. 19 в., когда он был признан одним из гл. предшественников Дарвина, изложены в «Философии зоологии» («Philosophie zoologique...», 1809), «Естеств. истории беспозвоночных» («Histoire naturelle des animaux sans vertebre», v. 1-7, 1815-22) и др. трудах. Л. предвосхитил ряд положений, послуживших основой доказательств эволюции у Дарвина: положение о невозможности абс. разграничения видов (друг от друга и от разновидностей); о наличии в природе градаций, т. е. серий постепенно усложняющихся групп организМОВ; o всеобщей распространенности явлений приспособленности организма к среде.
Согласно Л., часто упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются; возникшие изменения передаются по наследству. Эти положения были возведены Л. в ранг универс. законов эволюции (их несостоятельность была экспериментально доказана в кон. 19 -нач. 20 вв. благодаря открытиям генетики).
Убеждение Л. в объективном характере непрерывного процесса совершенствования организмов (трансформизм) и признание им родства организмов внутри любого естеств. вида и в рамках органич. мира в целом сближает Л. с современной ему натурфилософией.
Отвергая телеологию, панпсихизм и теорию врожденных идей, Л. стремился дать биологич, явлениям историч. объяснение на основе представления о взаимодействии организма и среды. Однако попытка конкретизировать это представление оказалась неудачной, т. к. Л. не были ясны причины органич. целесообразности и подлинный механизм приспособления. Хотя у Л. имеются высказывания о выживании наиболее приспособленных, он не приписывал этому принципу универс. формообразующей роли. В кон. 19 - нач. 20 вв. Г. Осборн (США), А. Паули, А. Вагнер (Германия) и др. биологи попытались возродить ламаркизм, противопоставив его дарвинизму, они опирались на уже дискредитированные в фактич. отношении стороны воззрений Л. (наследование приобретенных признаков, имманентность стимулов к эволюции, допущение психич. способностей у протоплазмы - «психоламаркизм»).

Источник: Советский философский словарь

ЛАМАРК Жан—Батист
1 августа 1744, Базантэн, Пикардил — 18 декабря 1829, Париж) — французский натуралист. Учился в иезуитской коллегии (Амьен), участвовал в Семилетней войне, учился в Высшей медицинской школе (Париж), работал с Ж.-Ж. Руссо и Ж. Бюффоном. Славу Ламарку принесла «Флора Франции» (т. 1—3,1778), где он впервые широко применил дихотомический ключ (ныне основной прием при определении таксонов). С 1779 — член Парижской академии наук. Следуя О.-П. Декандолю, разработал «естественную систему» растений. С 1793 занимался зоологией, предложил систему беспозвоночных. Следуя Эразму Дарвину («Зоономия», 1794), разработал экофизиологическую теорию эволюции (посредником послужил французский врач и общественный деятель Ж Кабанис, изложивший основную идею «Зоономии» в 1798—99), позже получившую название «ламаркизм». Впервые Ламарк высказал эту идею в 1800. В книге «Гидрогеология» ( 1802) заявил (за сто лет до В. И. Вернадского), что земная кора — плод работы организмов. Главный эволюционный труд— «Философия зоологии» (1809)— был встречен учеными холодно, хотя широко читался. В итоговой философской книге «Аналитическая система положительных знаний» (1820) Ламарк предсказал разрушение людьми своей среды обитания. В 1818 он ослеп; умер нищим и забытым.
По Ламарку, усложнение (градация) организмов отражает естественный процесс их эволюции и вызвано их стремлением к совершенствованию (принцип прогресса); процесс градации, проявляющийся на крупных группах организмов (царства, классы и т. д.), нарушается процессом адаптации на уровне видов: всякий вид есть результат длительного, незаметного приспособления к среде (а не быстрой перемены, как считали эволюционисты до Дарвина) в силу собственной активности организмов. Активность особи — главный фактор эволюции — есть у всех животных и растений, но она особенно важна у высших животных, которые усиливают те свои органы и качества, которыми регулярно пользуются (непрямое воздействие среды). У растений и низших животных активность носит не поведенческий, а физиологический характер; среда на них влияет прямо — изменением питания и физических условий. Функция органа определяет его форму, все приобретенные в ходе жизни полезные качества наследуются (последнее было тогда общепризнанно). Философией Ламарка был механицизм: «Жидкости организма при ускорении их движения преобразуют клеточную ткань, место своего движения, открывают в ней себе проходы, образуют разные каналы, наконец создают здесь различные органы, отвечающие состоянию данной организации» (1809). Ламарк видел эволюционную судьбу вида как следствие его положения в природе, чем предвосхитил экологический эволюционизм 20 в.
Позже подход Ламарка был отвергнут как примитивный («Да сохранит меня небо от Ламаркова нелепого «стремления к прогрессу» — Ч. Дарвин, 1844), и в дарвинизме прогресс рассматривается только как частный случай приспособления. Ламаркизм ныне часто трактуют просто как наследование приобретенных травм, чего в природе не наблюдается (А. Вейсман в 1870-х гг. безуспешно рубил хвосты мышам). Но Ламарк признавал лишь наследование приспособлений, и это подтвердилось открытием эпигенетической наследственности, играющей, напр., основную роль в иммуногенезе (при соматическом отборе генов антител) и в адаптации микроорганизмов. Синтез ламаркизма и дарвинизма предложила Ева Джаблонка (Израиль) и др.: отбор (в т. ч. соматический) действует на эпигенетические изменения, которые адаптивны не всегда, но много чаще, чем мутации. Стремление к прогрессу и активность особи объединены в «жизненном порыве» А. Бергсона (1907). Имя Ламарка часто упоминают в связи с концепцией влияния стресса на элементарные акты эволюции, и «взгляды физиологов на понимание проблем эволюционной физиологии принято обычно оценивать как ламаркистские» (И. А. Аршавский, 1982).
Соч.: Hydrogeology. Urbana, 1964; Избр. произв., т. 1—2. М.—Л., 1955—1959 (с аннотир. списком трудов).
Лит.: Карпов А. П. Биографический очерк. — В кн.: Ламарк Ж.-Б. Философия зоологии, т. 1. М., 1935; Леонов Я. Я. Жан-Батист Ламарк. М., 1959; Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития, М., 1982; Biirkhardt R. W. The Spirit f System. Lamarck and Evolutionary Biology. Cambr. (Mass.), 1977; SarkarS. Lamarck contre Darwin.., Controversy Over Directed Mutagenesis in Bacteria. — Organism and the Origin of Self. Dordrecht, 1991; Jablonka E., Lamb V. Epigenic Inheritance and Evolution. The Lamarckian Dimension. N.Y., 1995; Jean-Baptists Lamarck. Actes du 119e Congres national des Societes hist. et sei.. Section dhistoire des sciences et des techniques (Amiens, 25 oct. 1994). P., 1997; Acot P. The Lamarckian Cradle of Scientific Ecolody. — «Acta Biotheoretica», 1997. N45.
Ю. В. Чайковский

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАМАРК ЖАН БАТИСТ

(1 авг. 1744 – 18 дек. 1829) – франц. натуралист и мыслитель. Учился в Высшей мед. школе (1772–76). При содействии Бюффона Л. в 1778 выпустил трехтомный труд "Флора Франции..." ("Flore francaise..."). Адъюнкт ботаники Париж. АН (с 1779), чл. АН (с 1783), хранитель гербария Королев. ботанич. сада (с 1784); принимал участие в написании 2 т. "Методической энциклопедии" ("Encyclop?die m?thodique"). Революцию 1789 Л. приветствовал с энтузиазмом. С 1793 в продолжение 25 лет Л. читал курс зоологии беспозвоночных в Музее естеств. истории. Впервые Л. выступил как трансформист при чтении курса в 1800. Л. работал также в области геологии, метеорологии, физики, химии. Отрицая популярную в его время "теорию катастроф" Ж. Кювье и его школы, Л. был предшественником Ч. Лайеля в проведении идеи развития в истории Земли. В области зоологии Л. явился настоящим реформатором. В 1809 он сформулировал свои взгляды на эволюцию органич. мира в книге "Философия зоологии" ("Philosophie zoologique..."). В 1815 Л. систематизировал в сводном труде "Естественная история беспозвоночных животных" ("Histoire naturelle des animaux sans vert?bre") все, что было известно науке того времени о низших животных. 1-й том (1815) открывается "Введением", в к-ром Л. еще раз сформулировал, углубил и развил свою теорию эволюции и дал ее новый, значительно усовершенствованный вариант. В 1820 вышел его филос. трактат "Аналитическая система положительных знаний человека" ("Syst?me analytique des connaissances positives de l´homme"). Л. умер в бедности. Могила его неизвестна. Заслуги Л. в области систематики растений и животных были высоко оценены еще при жизни. Трансформистские взгляды Л. не встретили сочувствия у современников. Подобно многим мыслителям и ученым конца 18 в., Л. – типичный деист; однако в изучении и объяснении законов природы Л. являлся материалистом. Он отвергал телеологизм в природе, ему также чужд к.-л. панпсихизм. Центральная в ламаркизме концепция эволюции в органич. природе, как развития от простого к сложному, основывается на факте градации организмов в порядке возрастающей сложности. Л. видел в "градации" организмов результат их постепенного совершенствования под влиянием внутр. и внешних факторов (трансформизм). У Л. уже имеется использованный потом Дарвином довод в пользу признания эволюции – невозможность определить вид организмов как нечто неизменное и строго отграниченное от др. видов. Виды бывают связаны друг с другом постепенными переходами, и между видом и разновидностью в сущности нет резких отличий. Прогрессивное усложнение организации Л. не объяснял, называя его просто "стремлением организма к прогрессу" и характеризуя как точнее не определяемую способность, присущую жизни. Др. уязвимое место теории Л. – нечеткое представление о том, каким образом влияние мест обитания изменяет уже существующие органы и вызывает образование новых. Лишь для растений и низших животных, лишенных нервной системы, Л. принимал непосредств. физико-химич. воздействие "...изменения условий питания, поглощения и испарения..." (Избр. произв., т. 1, М., 1955, с. 334). У животных же с нервной системой воздействие внешних условий вызывает образование новых органов, гл. обр. не непосредственно, а через изменение привычек. Животные с нервной системой обладают также "внутренним чувством" (sentiment interne), под влиянием к-рого к образующемуся или уже существующему органу притекают "нервные" и "питательные флюиды", напр. в случае образования рогов у самцов оленей. Распространенное представление о ламаркизме как об учении, согласно к-рому эволюция совершается в силу передающихся по наследству изменений организма под непосредств. влиянием внешних условий, крайне односторонне. Еще более исторически неточно называть ламаркизмом самое убеждение в наследовании приобретенных признаков, т.к. это убеждение, вошедшее в 4-й закон Ламарка, целиком заимствовано им от предшественников и отчасти современников – Дидро, Э. Дарвина, Бюффона и др. Л. принимал его как вполне очевидное и даже не трудился доказывать. Истинным же стержнем теории Л. является признание необъяснимого для него "стремления организмов к совершенствованию". Л. высказал мысль о выживании наиболее приспособленных, хотя и не придавал ей всеобщего значения. Прогрессивный и материалистич. характер носит также учение Л., о происхождении человека от человекообразных обезьян и об эволюции психики животных и человека. Л. высказал интересные мысли о возникновении и эволюции инстинктов, а также о проторении нервных путей в результате многократно повторяющихся действий. Он категорически отвергал теорию врожденных идей. Значение Л. и его место в истории биологии определяются тем, что он представил первое систематич. изложение трансформизма, хотя и не дал развернутого объяснения движущих сил эволюции, в особенности же причин органич. целесообразности, что сделал через полвека Дарвин. Первыми учеными, оценившими значение идей Л., были Гексли, Ч. Лайель, Геккель, а позднее и Дарвин, в России – Рулье, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Мечников. Выдвижение Л. разнородных принципов объяснения биологич. эволюции (непосредств. влияние факторов среды наряду с внутр. "стремлением к совершенствованию") и даже нек-рая противоречивость высказываний Л. привела к тому, что последователи его, получившие название "неоламаркистов", вскоре разделились на отд. весьма разнородные школы, объединяемые лишь недооценкой или отрицанием творческой роли естеств. отбора и безусловным признанием наследств. характера приобретенных признаков. Каждая из школ "неоламаркистов" выдвигала на первый план к.-н. один из сформулированных Л. принципов. Ближе всего к подлинному учению Л. стоит школа ортоламаркистов, или автогенетиков, к-рые, не отрицая непосредств. влияния физико-химич. факторов на эволюцию, считают гл. двигателем ее внутренние, имманентные организму силы (батмогенез американца Копа, аристогенез Г. Осборна). Из зарубежных ученых к автогенетикам принадлежали Келликер, Негели, в новейшее время Осборн и Бекер. Из сов. ученых к ним принадлежали палеонтолог Д. Соболев и особенно акад. Л. С. Берг. В противоположность автогенетикам, механоламаркисты принимают лишь развитие под влиянием внешних физико-химич. факторов. Большинство из них не отрицает и творч. роли естеств. отбора. Полной противоположностью механоламаркистам являются психоламаркисты, к-рые, стоя на почве панпсихизма и витализма, объясняют органич. прогресс и целесообразность сознат. деятельностью протоплазмы как животных, так и растений. За границей к психоламаркистам принадлежали А. Вагнер и особенно Паули. По сути дела, их взгляды имеют мало общего с подлинным учением Л. Соч.: Избр. произв., т. 1–2, М., 1955–59 (им. библ.). Лит.: Половцев В. В., Л. и его учение, "Изв. СПБ биол. лаб.", 1896, т. 1, вып. 3, 4; Карпов В. П., Ламарк. Биографич. очерк, в кн.: Ламарк Ж. Б., Философия зоологии, т. 1, М.–Л., 1935; Комаров В. Л., Л. и его науч. значение, там же, Поляков И. М., Л. и ламаркизм, там же, т. 2, М.–Л., 1937; Тимирязев К. ?., Ламарк, Соч., т. 6, М., 1939; Поляков И. М., Эволюц. учение Л., его филос. и общебиологич. предпосылки, в кн.: Ламарк Ж. Б., Избр. произв., т. 2, М., 1959; Геллерштейн С. Г., Л. как психофизиолог, там же; Пузанов И. И., Ж. Б. Ламарк, М., 1959; Packard ?., L. the founder of evolution, N. Y., 1901; Landrieu M., L. le fondateur du transformisme, P., 1909; ?errier ?., Lamarck, P., 1929. И. Пузанов. Одесса.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.