ЛАМАРК Жан Батист Пьер Антуан
ЛАМАРК Жан Батист Пьер Антуан
(Lamarck, 1744—1829) - выдающийся франц. естествоиспытатель, создатель целостной эволюц. теории развития живой природы. В противоположность господствовавшим в начале XIX в. представлениям о сотворении всех видов животных и растений богом и дальнейшей их неизменяемости, Л. рассматривал их как результат постеп. прогрессивного развития возникших естеств. путем простейших организмов, подчеркивал их непрер. изменяемость под влиянием среды и передачу по наследству приобретенных организмами свойств и признаков. В этих выводах были по-новому освещены открытия естествознания конца XVIII - нач. XIX в. Л. первым выдвинул также теорию происхождения человека от высших обезьян, перешедших к наземному образу жизни, к-рый обусловил употребление передних конечностей для добывания пищи, обороны, производства оружия. Свою теорию, враждебную по сущности религ. мировоззрению, Л. изложил в кн. «Философия зоологии» (1809; русск. пер. - М. - Л., 1935). Теория Л. имела серьезные недостатки, к-рые объяснились неразработанностью ряда биологич. проблем и общим метафизич. характером научных представлений того времени. Он, в частности, допускал и бытие бога (в духе деизма). Но гл. о. не эти недостатки, а деятельность господствовавших тогда в биологич. науке реакц. ученых и церковников обусловили неприятие теории Л. большинством его современников-биологов. Дальнейшее развитие науки, доказавшей правильность осн. положений Л., впоследствии, при обострении борьбы материализма и идеализма в биологии, привлекло к учению Л. внимание мн. прогрессивных ученых и атеистов. Возросшим авторитетом Л., используя внутр. противоречивость его теории, пытался даже спекулировать ряд реакц. биологич. течений (ортоламаркизм, психоламаркизм и т. п.). Однако осн. содержание теории Л. находится в полном противоречии с подобными попытками. Теория Л. получила развитие в дарвинизме и мичуринском учении и по-прежнему состоит на вооружении науки, играя значит. роль в борьбе с религией.